Главная/Блог/Полезно знать/Страховка и снаряжение при сплаве на катамаране

Страховка и снаряжение при сплаве на катамаране

09 июля 2009   Автор: Администратор   Рубрика: Полезно знать


Снаряжение для сплава

Гидрокостюм

Сплавляйтесь в мокром гидрокостюме. В 99% случаев он лучше сухого.

Р.С.: Спорно: по-нашему, так лучше сплавляться в «сухой гидре» из «чернухи»(лёгкой прорезиненной ткани). Она состоит из двух частей: водозащитной куртки (на берегу её можно использовать как плащ) и штанов. На катамаране, в тёплую погоду на горной реке можно одеть только штаны, если предстоит преодолевать, в основном, участки 3—4 к.с. Перед более сложным препятствием, в котором вероятность киля гораздо больше, можно одеть и куртку.

Если же вы, например, в неопрене 3—5 часов кряду идёте по шиверистым участкам, то в валах и бочках вас всё время обдаёт водой (в среднем — по пояс). Это не одно и то же, что просто сидеть по пояс в воде: неопрен не только пропускает водичку как губка, но и тут же сливает её, уже нагретую теплом вашего тела. Гребешок каждого валика или бочки свободно проникает через неопрен, и стекает вниз. А вам ничего не остаётся как сстоически ттерпеть всю эту неопреность. Если погода тёплая, то с этим вполне можно мириться: неопрен можно и снять. Но в холодную погоду уже через пару ходовых часов (и бодрящих обливаний ниже пояса) без приёма горячительного унутрь трудно обойтись. Неопрен работает хорошо только тогда, когда нагретая вашим телом вода никуда не уходит(т.е. под водой). В походе же неопреновый костюм (или полукомбинезон) отличается ещё и тем, что паршиво сохнет, если нет солнца, и его очень полезно — для тренировки силы воли — одевать сырым холодным утром! (В то время как п/ш или флисовое подгидренное греет даже будучи влажным и его, сняв гидру, можно даже сушить на себе.)

Неопрен также значительно дороже и весомее «сухой гидры». Вывод такой: у неопренового комби и полукомби узкая специализация — непродолжительный спортивный сплав, сплав по рекам с очень холодной водой в жаркую и солнечную погоду. Для экспедиционного сплава непригоден. Если есть «сухая» лёгкая «гидра», то никакой неопрен (кроме носков) просто не нужен: пустая трата денег или ещё что-то, что нам непонятно (мы и не претендуем). Неопреновые носки же — вещь полезная, они одеваются в тёплую погоду, если гидроштаны одевать нецелесообразно: в воду хоть по колено, а всё равно лезть придётся.

Спасжилет

Если вы сплавляетесь на катамаране, я не советую ограничиваться спасжилетом каячного объёма (эскимосских переворотов вам на катамаране делать не придётся), но и надувную гору надевать на себя не стоит — в спасжилете большого объема вы не сможете бороться и поплывёте по течению в следующий порог.

На мой взгляд правильный объем спасжилета составляет порядка 20 литров.

Р.С.: 20—30 литров в зависимости от веса 60—80 кг. Лучше всего иметь «комплексный» спас, с воздушными ёмкостями и «жилеткой» из пенки. Спас — не только элемент плавучести, но и доспех.

На Башкаусе в большую воду наш катамаран положило в Крутом, и двое пошли Мельницу (длинный и очень мощный порог) на спасах. Я оттуда выплыл сравнительно нормальный (спасжилет 24 литра), товарища в каячном жилете выловили совсем плохого.

И при покупке спасжилета подумайте: переживет ли он тот момент, когда его начнет рвать рамой перевернутого катамарана (бревном, острым камнем и т.д.).

Обратите внимание на обвязку спасжилета — каково вам будет, когда вас будут тащить за спас на катамаран. И подумайте, как брошенный в вас спасконец к себе пристегнете, если уже не будет сил за него держаться.

Еще одно ключевое слово — стропорез.

Р.С.: Обоюдоострый лёгкий нож (желательно из нерж. стали) с тупым концом в виде шляпки гриба в плане, длиной лезвия 100—140 мм/, ручкой из твёрдого пенопласта для непотопляемости и отверстием в ручке — для короткого темляка; в ножнах, которые пришиваются к спасу в районе груди так, чтобы нож висел ручкой вниз. Нож не должен выпадать из ножен и ещё должен просто выниматься одной рукой.

Шлем

Он должен сидеть плотно — иначе сорвёт. И обратите внимание на застёжку — лучше прикладывать усилия при её расстегивании, чем позволить ей расстегнуться в самый неподходящий момент. Есть примеры.

Шлем должен быть либо специализированным водным, либо прочным хоккейным (я сплавляюсь в прочном Jofa и могу его рекомендовать; ходил одно время в Cooper — тоже хорошо, но сам шлем тяжелее). Эти шлемы держат несколько ударов, что ценно.

Спасконец

В сложном походе нелишне иметь спасконец на каждого члена группы. Носится он всегда с собой, пристегивается специальным образом вокруг поясницы (так, чтобы ты не чувствовал его при движении, и чтобы он без твоего желания не отстегивался). Очень полезная вещь!

На Башкаусе в Семейном один друг (который нам моду на такие спасконцы и привил), стоя с камерой (!) на берегу, выловил человека при длине зоны страховки 15 метров (!). А на Сарыджазе двойку выловили сразу — один из кильнувшихся быстро выбрался на раму и успел кинуть конец на берег. А то бы мы эту двойку вылавливали на протяжении следующих 300 м сложного порога.

И очень помогает специальная нетонущая веревка для спасконца.

Р.С.: То бишь «чулковая» стропа, использующаяся, например, для тормозных парашютов.

Ботинки

Лучше ходить на серьёзные реки в прийоновских башмаках. Хотя это на любителя. При осмотрах порогов ноги целее будут.

Р.С.: Не всякому-то любителю это по карману. Более дешёвая обувь: кеды на резиновой подошве, самостийно обшитые по ткани пенкой в авизентовом чехле — для защиты лодыжек.

Защитная одежда

Имейте хотя бы штаны из прочного капрона или капронового авизента с защитой голеней и коленей вставками из пенки. — В любом походе не помешает. Хорошо, когда есть куртка с защитой локтевых суставов.


Собственно страховка

Самостраховка

Главный принцип — спасение утопающих дело рук самих утопающих. Вы боретесь за выживание в одиночку, все остальные виды страховки — лишь полезное дополнение.

До киля

Если вы идёте на катамаране, не поленитесь при стапеле сделать по всему периметру катамаранных баллонов обвязку из 5—6 мм репшнура с жестким креплением к баллону (раме) через каждые 0.7-1 м. И с таким расчетом, чтобы эта веревка оказалась над водой после киля (учитывайте загрузку катамарана). Это тоже очень полезная вещь. Нам она помогала столько раз, что перечислять бессмысленно.

Р.С.: К гондолам нашего «Кадета»(К-2/4) пришита специальная стропа для таких случаев.

После киля

На эту тему сам читал руководств штук пять, причем все они правильные. Остается только немного добавить.

Первое — постарайтесь попасть при киле внутрь катамарана. Хотя обычно это получается только у гребцов одного баллона.

Р.С.: Четвёрку назад не опрокинешь, а К-2 — можно; хорошо, если будет на это время. Второе — вынырнув, быстро оценивайте ситуацию (на берег плыть или забираться на катамаран) и не паникуйте. Если все-таки запаниковали, то см. третье.

Третье — в 90% случаев правильное решение — быстро хватайтесь за обвязку катамарана (чаще всего это можно сделать) и старайтесь по этой обвязке быстро попасть внутрь ката. Просто перебирая руками. Выберетесь на раму — тогда и оцените ситуацию. Только перебирайте руками по обвязке и вылезайте на раму с умом — если в этот момент вас бросает в бочку лучше на секунду схватиться за обвязку покрепче и переждать, иначе вас в этот момент от катамарана и оторвет. Однако бывают случаи (хоть и редко), когда от катамарана лучше отцепиться.

Четвертое — если за обвязку не уцепились или вас от нее оторвало, тогда — самосплав. Помнить где страховка стоит и куда в этом пороге (хуже если каскаде) попадать не стоит. Вообщем, не маленькие — выплывете. Потренируйтесь только заранее плавать с веслом. Еще спорный совет — Лагода пишет, что упоры на катамаране он затягивает настолько сильно, что не сразу может из них выбраться. В результате он не вылетает из упоров при перевороте, он выбирается из них уже под водой. «А там времени вполне хватает сориентироваться и вылезти внутрь катамарана». Мне этот совет, честно говоря, не нравится, но Лагода выживал в таких передрягах, что поневоле задумаешься... В любом случае, не стоит этот совет использовать на реках ниже сильной 5 международной к.с.

Р.С.: Всё правильно, чем мощнее струя, тем прочнее д.б. посадка в упорах, иначе «вымоет». Но прочность посадки зависит не только от затяга упоров, но и от типа, размеров и подгонки банки(лучший вариант — надувной). Времени после киля действительно хватает, чтобы выбраться (если вы в бочке или в чистой, глубокой струе), главное — спокойно. Даже иногда, м.б., стоит и чуть потянуть время, чтоб, например, из большой бочки выплюнуло вместе с катом. А на крайний случай есть и стопорез. Катамаран — лучше спасжилета; не спешите отделяться от него только потому, что пришлось задержать дыхание. Выползайте на воздух не теряя контакта с катом. Для К-2 это правильно на все 100%. Не бойтесь хорошо затянутых упоров, потренируйтесь быстро вылезать из них на воздухе.

Спасконцы

Довольно надежный способ для отлавливания кильнувшихся (но только тех, кто в сознании):

Первое — когда вы вынырнете из-под перевернутого катамарана или большой бочки, некоторый (небольшой) промежуток времени вам понадобится на ориентировку. И если вам спасконец бросили раньше, то толку от него никакого — вы уже проплыли мимо. Тщательно подбирайте места для страховки.

Например — Ключевой на Башкаусе. Мощный слив первой ступени, малый промежуток быстрого течения, вторая ступень из нескольких менее опасных сливов, потом все становится спокойнее. Основная страховка спасконцами обязательно должна стоять именно после второй ступени на сравнительно спокойном отрезке. Что не отрицает наличия спасконцов между первой и второй ступенями, но основные силы на страховку после второй. Попробуйте поставить (а все и ставят) все спасконцы после первой ступени — и по результатам страховки почувствуете себя полным дураком. Все «кильнутые» всплывут и отплюются только к началу второй ступени и оставят ваши спасконцы за спиной. Если же поставить спасконцы после второй ступени, часть людей уже вылезет на катер, часть выберется на берег, остаток (кстати и катер тоже) выловите вы спасконцом.

Второе — не создайте по неопытности проблем уже висящему на спасконце человеку. Думайте ещё в момент постановки страховки, куда его на вашем спасконце прибьёт маятником струя — вы его можете своим спасконцом направить в такую задницу, что лучше бы ему этого спасконца и не видеть. Мне рассказывали ребята, как при них в Уцере на Риони одного бойца на спасконце конкретно забило под бревно у самого берега — без спасконца он спокойно проплыл бы мимо.

Третье — ставьте спасконцы последовательно. Брошенный спасконец по возможности не должен мешать следующему. Опутанные со всех сторон спасконцами пловцы посередине струи не редкость при неграмотной постановке страховки.

Четвертое — попасть точно в пловца спасконцом часто трудно. Выручают спасконцы с плавающей веревкой — тем самым область «поражения» значительно увеличивается.

И еще очень важно — спасконец «ловит» только людей в сознании. В Гранитном каньоне(«Блокгауз») на р.Белая парня сильно ударило катамараном при киле. Ему на голову легли два(!) спасконца, а он был без сознания и его понесло дальше. Выловили сильно ниже страховочным катамараном, естественно, не откачали.

«Живец»

Один из самых надёжных приемов страховки. Но в действии (а мы ставили «живцов» во многих местах) мне его увидеть ни разу не довелось. Классическое место, где живец необходим — Семейный на Башкаусе. Вся струя отжимается к берегу — всех в сознании выловят спасконцы, остальных живец.

Страховочный катамаран

Плюсы очевидны: чаще всего самая надежная страховка в чисто катамаранном походе. Основной минус: катамаран же надо в точку страховки доставить. Стандартная дилемма при тяжелом обносе — где грань между безопасностью и глупостью?

Р.С.: В катамаранной группе применяйте для страховки К-2: его обносить гораздо легче, чем К-4. Если надо и сдуть можно — надувается быстрее.

Тандем катамаранов

Иногда очень помогает, иногда нет. Обычно помогает, когда один из катамаранов идет путем попроще. В 1996 году на Сарыджазе в номерном пороге перед Каюкапом (трехметровый слив с маловодной безопасной канализацией слева) мы ради развлечения прыгнули по центру, легли через корму. Все быстро вылезли на кат и его зачалили, но так же быстро нас догнал тандемный катамаран, который в это же время прошел порог по «канализации». Если бы кого-то у нас оторвало далеко от катамарана или сильно ударило при киле, тандемный катамаран сыграл бы свою роль.

Р.С.: При сплаве без просмотра (с наплыва) по относительно простым участкам рек(3-4к.с.) катамаранная группа должна быть разбита на тандемы(связки), блюдущие друг друга.

Эпилог:

Эти советы — лишь дополнение к уже написанному другими на тему страховки и самостраховки. Я постарался отобрать важные по моему мнению вещи — именно те, которые часто забывают или упускают из вида. Так что цель этих заметок не научить страховке и самостраховке, а обратить внимание на некоторые важные детали. Но детали эти — действительно важные, что я и стараюсь иллюстрировать примерами из своих походов, или походов моих друзей и знакомых.

Теперь о том, что касается дилеммы: «Бросать катамаран иль не бросать?»

Честно говоря, я знаю только три случая по сложным походам, когда катамаран лучше было бросить. Первый — смерть пяти человек на Муксу в большую воду (это еще в советские годы). Там произошел переворот обоих катамаранов в группе, два человека попали на берег, остальные забрались на перевернутый катамаран. Катамаран был разломан на части в каньоне Кардара, пять человек из шести погибли. Второй — смерть Толика Акхямова на Сарыджазе-97. Но это — трагическая случайность, такие сильные люди погибают только случайно (хотя и знал я этого парня по рассказам своих ребят). Р.С.: Придётся тут возразить: ничего случайного в жизни человека не происходит.

Третий — когда на Башкаусе после переворота в Ключевом мои сокатамаранники Буба и Муравьев свалили с перевернутого судна на берег в непосредственной близости от начала связки Капкан-Мясорубка. За что им большое спасибо, иначе последствия могли быть любыми. Случаев же спасения именно из-за сплава с судном можно привести гораздо большее количество (на порядок большее). Три (только три и они достаточно информативны, но при желании можно перечислять долго) трагических примера-иллюстрации (рассказываю всё с чужих слов, могу что-то в деталях переврать, за что сразу извиняюсь): 1)Башкаус, большая вода, переворот катамарана между третьей ступенью Ключевого и Капканом — два трупа и оба из-за отрыва от катамарана, внутри катамарана люди живы; 2)Ингури, большая вода, каскад Хаиши — труп: отрыв от катамарана, люди внутри катамарана живы; 3)Терек, Дарьяльское ущелье, один из отброшенных от катамарана — труп, второй — с переломом ноги, люди внутри катамарана без повреждений. Вот и получается эмпирический факт: судно бросать почти никогда не нужно. Нужно только быстро обезопаситься от двух вещей:

  • во-первых, от возможности оказаться между катамараном и камнем при навале. Для этого надо как можно скорее оказаться внутри катамарана, на раме;
  • во-вторых, постараться обезопаситься от смыва с перевернутого судна (крепче держись за обвязку ката) — при смыве сплав просто снова перейдет в самосплав. Поэтому я и советую: если не можешь сразу оценить обстановку и начинаешь паниковать, то хватайся лучше за обвязку и быстро лезь внутрь на раму: там спокойнее, там обстановку и оценишь.

 

Р.С.: Чем мощнее струя, тем, логично, тяжелее должно быть сплавное судно, т.е. тем больше его инерционность, т.е. динамическая остойчивость. Чем судно тяжелее, тем бОльшие увечья оно способно нанести гребцу при перевороте.

Чем легче судно, тем меньше его динамическая остойчивость, но тем проще после оверкиля вернуть его в нормальное положение, и тем меньшую опасность оно представляет для гребца. Хотя нужно учитывать ещё и пассивную безопасность каждого судна.

Ваша судьба — ваш выбор.

А когда же нужно катамаран бросать?

Порог, за ним плёс, потом начало жёсткого и длинного каскада. Катамаран ложится в пороге, ты на нем остался один, страховка не сработала (см. как ставить спасконцы). Вот и выбирай: либо относительно безопасно прыгнуть на берег, либо уйти с катамараном в каскад.

Когда я плавал в таком каскаде один на перевёрнутом катамаране-двойке в паводок на речке Чегем (на заре туманной юности) мне такое приключение крайне не понравилось. Это только один пример, а ситуации бывают разные. Но чаще всего всё-таки лучше катамаран не бросать.

По материалоам сайта www.watersphere.ru