Экологический туризм: по криницам Чаусского района
Краткое описание: Отчет о велопутешествии по экологическому маршруту «Дорогами радимичей», который мы начали прокладывать летом 2010 года.
Маршрут проходит по берегам небольших ручьев, по живописным старицам реки Прони. Здесь много интересных мест: несколько криниц с очень чистой и целебной водой, место обитания муравьиных львов. На криницах Шеперево, Загоренка, и на Родниках Байково заложены тайники геокэшинга.
Не устрашившись ни летнего зноя, ни солидных расстояний, ни сомнительного состояния дорог, выезжаем из города Чаусы с самого утра. Цель — за день объехать несколько деревень Чауского района и собрать сведения об имеющихся там криницах. И заодно — полюбоваться чудесной природой этого края, пообщаться с местными жителями. В качестве средства передвижения выбираем велосипеды — экологичный и свободный вид транспорта, который как раз позволяет без спешки насладиться окружающими красотами.
В Чаусском районе в 2010 году начал действовать «зеленый» туристический маршрут «Шляхамі радзімічаў». Название свое он получил в память о племени радимичей, которые жили в этих живописных местах в давние времена.
Длина маршрута: 36,55 км. Высота min: 124 м., max: 185 м. Набранная высота верх: 332 м., низ: 347 м. Уровень сложности: Умеренно. Время: 6 часов 14 минут. Начинается и заканчивается в одной точке: Нет. Полностью >> |
Шеперево: попьешь, Ильей Муромцем станешь!
От Чаус рукой подать до деревни Голочево, а оттуда — до Шеперево, это первый пункт нашего маршрута. В небольшой деревушке Шеперево сразу же замечаем интересную особенность: окна деревенских домов, как справа, так и слева от дороги, обращены на юг. А на север глядят лишь глухие стены. В чем тут дело? Скорее всего, рассуждаем мы, это своеобразный способ энергосбережения, применявшийся еще нашими предками: так помещение получает больше солнечного тепла и света, а теряет меньше. Местные жители, сидящие на завалинке перед одним из первых домов, подтверждают наши выводы. Так и есть, по этой старинной технологии здесь дома строили не одно поколение мастеров. Странно только, что в соседних деревнях такой народной мудрости не заметно.
Как говорит наш провожатый, раньше дорожка к криничке не была такой заросшей, даже имелся сруб, а потом он постепенно разрушился. Тогда и воду из нее брали чаще, а сейчас, даже он сам редко пользуется ключевой водой. Обустраивать, получается, родничок некому — в деревне с два десятка жителей и, считай, одни пенсионеры. А ведь работы здесь на самом деле немного. Этот скромный, «домашний» источник родниковой воды мог бы стать более доступным. Ведь жалко будет, если совсем зарастет и исчезнет — по крайней мере, для людей. С подобными ситуациями мы впоследствии столкнулись еще не раз.
С сожалением покидаем прохладный уголок у родника и опять окунаемся в жаркий летний день. Высохший ствол старого дерева указующим перстом смотрит в небо, предупреждая о чем-то...
Криница эта известна издавна, но нельзя точно сказать, молились ли на ней или нет. Возможно, до революции такое практиковалось, но в советские времена по понятным причинам, уже нет. Еще рассказавают такую историю. Будто бы незадолго до Великой Отечественной войны хозяин двора, стоящего по соседству с криницей, ее «прихватил», то есть, оградил забором и никого туда не пускал. А потом началась война, жителей Шеперево выгнали в беженцы. В начале лета 1944г., года Чаусы уж освободили, шеперевцам не позволли возвращаться в родную деревню: местность была заминирована. А вот одна из местных женщин набралась мужества и решила отведать навестить свой дом. Но сначала решила отправиться на деревенскую криницу. Знала, что вокруг полно мин, молилась, чтоб не подорваться, обещала присматривать за криничкой, если останется в живых. И чудо свершилось — женщина благополучно добралась до источника, напилась воды, помолилась, навестила свой двор. А впоследствии сдержала обещание и ухаживала за криницей. После войны криничка снова стала общей, а несколько лет назад и крест поставили и икону, и стали собираться на молитву.
Как знак того, что криница освящена — две небольшие иконы Казанской Божьей Матери, на них повязаны рушники. Чуть сбоку, возле ручья — изумрудные, роскошные, чуть ли не доисторические заросли папоротника. Здесь как-то по-домашнему уютно, чисто, приятно — даже уезжать не хочется. А вода в колодце такая прозрачная, что он сперва даже кажется пустым. Наклоняешься туда и думаешь: не обман ли? Где вода? И только по ряби замечаешь, что вода у тебя под самым носом. Пробуем живительную влагу — студеная, чистая, без привычного металлического «привкуса цивилизации». А вот нитратов в ней около 25 мг/л. Это не много, почти в два раза меньше предельно допустимой концентрации, но и не мало — лучше, чтобы вовсе не было.
Над криничкой возвышается крутой склон. Поднимаемся наверх, из приятного полумрака выходим на яркое солнце. Вокруг тоже — неброская сельская красота: поля и луга, вдалеке пасутся коровы и виднеется дорожка — короткий путь на деревню Загоренка, водонапорная башня (кажется, не действующая). Вот только слегка портят пейзаж сломанные деревца, причем это явно постаралась не буря, а люди. Скорее всего, электрики расчищали пространство для линии электропередач, а прибраться за собой, видимо, забыли. Но эту версию и подтвердить, ни опровергнуть впоследствии не удается: в РЭС нам затруднились ответить, проводили ли их сотрудники здесь какие-то работы. Но если они будут в этих местах, мол, обязательно приберутся.
Она, кстати, еще та любительница розыгрышей. Неподалёку от дуба растет бересклет — его ветви с виду старые, сухие — страшно взяться, кора покрыта какими-то «бородавками». А между тем он такой гибкий, что сломать ветку покрупнее — еще постараться надо.
Возвращаемся к криничке, прощаемся с нею (обязательно надо, как и с живым человеком, поздороваться и попрощаться, поблагодарить за воду!) и выходим на дорогу. На этот раз путь наш лежит не далеко. Как мы разузнали, поблизости должен быть еще один источник, более скромный. Показать его мы просим местных жителей Автухову Марию Андреевну и Мурачева Владимира Ивановича — эти пожилые люди живут в ближайшем к этой криничке доме. Владимир Иванович и его соседи присматривают за криничкой, чистят после весенних и осенних паводков. Она тоже представляет собой колодец с бетонными кольцами и крышкой, которую помог устанавить сельсовет. Но вот беда: кольца прохудились, нужно либо их менять, либо заделывать дырки. А то ведь загрязняется криничка, пить из нее тогда нельзя. И еще устроить бы новый мостик через канаву: сейчас его функцию выполняет не очень эстетичный, к тому же проломанный, кусок железа. Пожилым людям трудно проходить по такой «переправе».
Проверка криничной воды на содержание нитратов также показывает значение около 25 мг/л. Для интереса возвращаемся к дому пенсионеров и проверяем воду из ближайшего колодца. Ого!...тест полоска краснеет прямо на глазах — около 100 мг/л... И эту воду пьют люди! Объясняем, что в криничке нитратов в 4 раза меньше, вода почище будет. Но для стариков колодец удобнее, потому что ближе...
Итак, в деревне Шеперево мы осмотрели 3 криницы. Данилкова — самая известная и крупная из них, она наиболее благоустроена и имеет культурное значение, даже освящается батюшкой и притягивает множество народу. И вода в ней вроде бы целебная — чуть ли не богатырская. Две другие — небольшие, время от времени используются некоторыми сельчанами в качестве источника питьевой воды и требуют обустройства. Таких «домашних» криниц мы на своем пути встретим еще много. Пусть они не считаются святыми, но все равно, каждый из них — маленькое чудо, подарок природы или Бога — кому как нравится — нам, людям.
Геокэшинг: описание тайника "Криница в д. Шеперево" [TR/7798]
Загоренка: вода для графа Шереметьева
Полевая тропка ведет нас от Шеперево к Загоренке, тоже небольшой деревушке. Встречаем по дороге пастуха, который представляется Иваном Васильевичем. Он отговаривает нас идти к загоренским ключам. Делится ужасной тайной: где-то там на болотах, будто бы русалки водятся. «Как затянут всех вас в воду!» Мол, топят болотные прелестницы не только парней, но и девушек, так как «ревнивые очень». Так и не добились мы от встречного пастуха, правда это или розыгрыш. Решили проверить сами.
криницу и сейчас приходят за водой люди, особенно часто — местные жители. Много здесь народу в день святого апостола Иоана Богослова, когда криницу освящают. Родник пользуется любовью и уважением сельчан, они его регулярно чистят. И даже готовы подать заявку, чтобы криницу объявили памятником природы — она того достойна. Но, как оговаривается наша собеседница, это место нуждается в благоустройстве.
Эту криничку и на самом деле можно записывать в — памятники природы — таких красивых и мало тронутых цивилизацией источников мы увидели на своем пути немного. И в то же время, определенное благоустройство не будет лишним. Только вот делать все нужно максимально бережно, по принципу «не навреди», которому, увы, далеко не всегда следуют при благоустройстве криниц.
Мы прощаемся с Шеперевской криничкой и направляемся дальше, в деревню Высокое.
Высокое: криничка-беглянка
Спускаемся к речке Проне. Не доходя метров двадцать до реки, спрятанной за прибрежными деревьями, слышим шум и плеск воды. Так и есть, мы вышли к перекату, где валуны, леже на дне реки, не дают воде спокойно течь по живописному руслу, заставляют журчать и плескаться, как молодой ручеек. Это место жители так и называют — Шум.
А вот люди, как мы узнали, берут воду в основном из самого «нитратного» ключа — и зря. Мы даже разуваемся и немного гуляем вдоль по руслу ручейка, но долго не выдерживаем: очень уж водица холодна. Но зато как бодрит и освежает! Кстати, криничка попалась с характером: ее раньше пробовали укротить, заключить в деревянный сруб, а она, своевольная, не подчинилась и убежала из сруба, заново пробилась возле него. Один из встреченных нами сельчан выразился так: «Убегает она, наша криница — свободу любит!». От старенькой бабульки Трубочкиной Натальи Егоровны, живущей в самом близком к кринице доме, мы ничего нового мы не услышали. Освящать вроде бы криницу не освящают, разве что когда-то давно такое практиковалось. Оттуда люди берут воду время от времени, а чистят ли — неизвестно (однако, судя по увиденному нами, кто-то же за криничкой хоть немного, да ухаживает). А вообще, чаще сельчане пользуются колонкой. Нам, кстати, посчастливилось наткнуться на местную колонку. Ее вид внушает отвращение: вся покрыта то ли ржавчиной, то ли грязью, окружена большущей зеленой лужей. Б-р-р-р! Но воду из этой колонки все равно берут — она же близко. А ведь минутах в 5 ходьбы — чистая ключевая вода... Вот так мы бережем свое здоровье и ценим то, что нам дала природа. Может, потому и убегает от людей криничка?
Петуховка (криницы Байкова): вода все грехи смывает
Дорога от Высокого к Петуховке не блещет, особенно тот участок, который начинается от кладбища. Говорят, когда идут дожди, он вообще превращается в практически непроходимое болото. Но нам повезло, деньки выдались жаркими, и все лужи высохли.
В Петуховке нас встретили староста деревни Анастасия Васильевна Луцеина и ее сестра Мария Васильевна Кондалева. Они рассказывают нам о Байковских родниках, связанных с ними историях и традициях, о том, как сами не раз чистили родники и многое другое. Кое-что мы уже узнали до этого, из публикаций в прессе, а также из материалов, предоставленных культработниками из районного методического центра.
Прежде, чем отвести нас на Байковские родники, Мария Васильевна показывает местную деревенскую криничку. Она недалеко, но чтобы добраться, нужно сделасть крюк: все заросло, короткой дороги не найти. Раньше здесь жил дьякон, к которому тайком носили крестить детей в атеистические советские времена. Он часто ходил на криничку и молился. На Троицу и Воздвижение (27 сентября) он обязательно проведывал и Байковские криницы.
Путь от Петуховки к Байково не очень далекий — меньше чем за полчаса можно добраться пешком по тропинке по живописному берегу свободолюбивой Прони, которая здесь, причудливо изгибаясь, образует заводи и старицы. Вот только нужно преодолеть серьезное препятствие в виде сильно покореженного подвесного моста. Одна из опор вывернута, и мост провис до самой воды. Если пешком по нему кое-как можно ходить, то с велосипедом перебираться уже рискованно. Это постаралась все та же своенравная красавица Проня, которая во время ледохода и весеннего половодья хотела избавиться от громоздкого сооружения. Местные жители починили мост на сколько смогли. Но для полного восстановления нужна техника, которая есть только в районном центре. Интересно, районные службы его когда-нибудь отремонтируют?
От моста до родников Байково рукой подать. Они находятся на окраине леса. Здесь полно ягод и грибов, цветов — весной все от них бело. А еще, расказывают, водится много живности и мелкой, и крупной, например, недавно местные жители случайно столкнулись с рысью и огромным диким кабаном, да и о волках позднего путника обычно предупреждают. К криницам есть два входа — со стороны деревни и с противоложной. Возле них, «снаружи», поставлены беседки с лавочками и столиками, но вот контейнеров для мусора не видно. Кое-что из остатков, видимо, недавней гулянки, валяется у беседки. Очень «культурно»... И портит впечатление.
Спускаемся под горку, к криницам. Нам повезло попасть в Байково в то время, когда здесь безлюдно — так можно острее почуствовать дивную энергентику этого места. Настоящее царство тишины и покоя, даже время будто бы течет по-другому. Здесь нет ничего лишнего и наносного, криницы сохранили свою природную красоту. Один из родников взят в деревянный сруб, над ним возведена постройка вроде часовенки, тоже из дерева. Воду можно брать как из самого сруба, так и ниже, откуда струйкой она стекает в ручей. Иконы и кресты украшены рушниками. Существует традиция старые полотенца сжигать тут же, возле криницы. Это делается для того, чтобы они не попали в руки злому человеку, который может с их помощью причинить вред. Иконы с изображением Божьей матери и Исуса устанавливали еще тогда, когда стали отправлять криницу. А на Троицу из Петуховки приносят икону с изображением Святой Троицы. Именно на этот праздник криницу «отправляют», собираются сотни людей из разных деревень и райцентра, приезжает батюшка. Проходят здесь молебны и на другие праздники: Петров день, Илью и др. Одна из криничек «отправляется» на Воздвижение. Так что можно говорить о развитии в этих местах туризма, точнее, специфического его вида — паломнического.
Петуховцы трепетно относятся к криницам, регулярно их чистят, причем издавна повелось, что этим занимаются именно женщины.
А между тем, эти криницы как раз из тех, которые представляют для археологов немалый интерес. Исследовать это место нужно очень внимательно и осторожно. А если уж проводить дальнейшее благоустройство, то максимально бережно. Настолько сложна здесь, должно быть, структура почвы (в одном месте даже наткнулись на опасные зыбучие пески) и расположение ключей, что очень легко все нарушить при неумелом, грубом вмешательстве.
В народе ходят различные истории про это место. Сохранилась легенда, в которой рассказывается об одноглазом коне, который пасся возле криницы и упал туда. Когда его вытянули, он прозрел. Узнав про чудо, народ стал приходить сюда и излечиваться. В источниках указывается, что легенда записана в Горецком районе и относится к «мястэчку» Баево, но петуховцы считают, что эта история связана именно с их родниками.и передается из поколения в поколение.
Название Байково пошло от наименования хутора, который принадлежал «баю» Архипу, богатому человеку. Здешний лес издавна зовется Архиповым. Рассказывают, что Архип уничтожил некогда стоявшую над криницей каплицу и поставил мельницу. Долго не получалось установить колесо. То оно не крутилось, то разваливалось прямо на глазах. Но чудеса тогдашнего технического прогреса все же взяли верх — мельница заработала. Видимо, зря Архип затеял это дело. Сразу после этого он сильно заболел и слег. Добрые люди посоветовали ему убрать мельницу с криницы — а иначе будет хворать и умрет. Он нехотя послушался совета: убрал мельницу и восстановил часовню. А потом и вовсе уехал в Сибирь на зароботки, и вроде бы там даже разбогател.
Святое место вновь удалось отстоять всем миром. Да и как его не защищать, не почитать, когда вода со здешних криничек не только чистая и вкусная, но и целебная. Считается, что если постоять в ручье, то можно вылечить больные ноги. Святую воду бабки-шептухи и до сих пор используют для лечения деток от испуга. Да и просто, говорят, полезно ее пить утром натощак. Раньше, когда корова отелится, ей давали попить этой воды, и ею же окропляли корову, когда выгоняли в поле. Освященные на кринице ветки ольхи ставят на усадьбу — от кротов, а ветви дуба и клена кладут под крышу — от грозы. Пить воду из криниц нужно не из банки или бутылки, а из кружки. Вода, набранная из Байковских родников, может целыми годами оставаться чистой, без запаха и осадка, а целебные свойства сохраняются на протяжении года. Вот только хранить ее нужно правильно: обязательно в бутылке из темного стекла и в укромном месте, например, под полом. Бабушки советуют брать воду именно из ручья, где смешивается вода из нескольких ключей. Хотя именно там сейчас лежат окрашенные бревна — убрать бы их, убрать бы химические вещества, которых в воде быть не должно, и можно пользоваться чистой, целебной, живой родниковой водой.
У Байковских криниц, кажется, можно пробыть целую вечность, даже возвращаться не хочется, но приходится. Когда снова карабкаемся по мосту, нас уже поджидают на берегу петуховцы. Точнее, нашу провожатую, которая набрала с собой целую сумку бутылок с криничной водой. «Тетка Марья "свянцонай" воды принесла!» — радуются все. Разбирают бутылки, пьют из них и умываются: «Все грехи смывает! В России такой воды нету!».
Кузминичи: криница «жива» — пока...
В тот день последним пунктом нашего маршрута была деревня Кузьминичи. К сожалению, нам не удалось застать в деревне А.Окружного, полковника в отставке, который родом из этих мест, сам живет в Бресте и периодически навещает малую родину. Районная газета «Іскра» ранее печатала его письмо с воспоминаниями о кринице. Он писал, что до войны здесь стояла часовенка — деревянный домик, покрытый гонтом, внутри была лампада и иконы с ручниками, а некоторое врем — даже колокол. В центре возвышался дубовый сруб, доверху наполненный кристально чистой водой. С него стекал в близлежащую речушку Глодовку (Глотовку) небольшой ручеек. По праздникам здесь совершались молебны: люди вместе со священником благодарили Бога за драгоценный дар — ключевую воду. Вода считалась святой, исцеляющей от многих болезней, восстанавливающей силы. Во время войны за источником ухаживали немцы. К сожалению, во время войны деревня вместе с криничным домиком была уничтожена.
Но радует хотя бы то, что криница пока еще «жива». Точнее, здесь 2 ключа, которые пока не заросли, не заилились. Вот только один из них «убежал» из бетонного кольца и «пробился» возле него. За присматривают: прокопали небольшую канавку для стока воды, поставили металлические кресты, их собственноручно изготавливал и периодически подкрашивает наш проводник. А если бы еще восстановить деревянную часовою, было бы вообще замечательно. Глядишь, к криничке вернулась бы былая слава и почет. А пока как-то грустно на нее смотреть: вода хоть и чистая (по нашим измерениям, нитратов 0 мг/л), но мало кому уже нужная. Кто знает, не исчезнет ли криничка через несколько лет, когда станет некому за ней ухаживать? Ведь такая судьба уже постигла многих ее «сестер».
О. СЕМЧЕНКО
А. ПАХОМЕНКО
Могилевское экологическое общественное объединение «ЭНДО» совместно с Чаусским центром туризма, краеведения и экскурсий приглашают в велопутешествия по «зеленым» маршрутам.
E-mail: endo@tut.by
Телефон в г. Чаусы:
GSM:
Велосипеды можно взять напрокат на турбазе!