Главная/Блог/Отчеты о походах/Экологический туризм: по криницам Чаусского района

Экологический туризм: по криницам Чаусского района

05 марта 2011   Автор: Администратор   Рубрика: Отчеты о походах

Краткое описание: Отчет о велопутешествии по экологическому маршруту «Дорогами радимичей», который мы начали прокладывать летом 2010 года.
Маршрут проходит по берегам небольших ручьев, по живописным старицам реки Прони. Здесь много интересных мест: несколько криниц с очень чистой и целебной водой, место обитания муравьиных львов. На криницах Шеперево, Загоренка, и на Родниках Байково заложены тайники геокэшинга.

Не устрашившись ни летнего зноя, ни солидных расстояний, ни сомнительного состояния дорог, выезжаем из города Чаусы с самого утра. Цель — за день объехать несколько деревень Чауского района и собрать сведения об имеющихся там криницах. И заодно — полюбоваться чудесной природой этого края, пообщаться с местными жителями. В качестве средства передвижения выбираем велосипеды — экологичный и свободный вид транспорта, который как раз позволяет без спешки насладиться окружающими красотами.

В Чаусском районе в 2010 году начал действовать «зеленый» туристический маршрут «Шляхамі радзімічаў». Название свое он получил в память о племени радимичей, которые жили в этих живописных местах в давние времена.

Длина маршрута: 36,55 км.
Высота min: 124 м., max: 185 м.
Набранная высота верх: 332 м., низ: 347 м.
Уровень сложности: Умеренно.
Время: 6 часов 14 минут.
Начинается и заканчивается в одной точке: Нет.

Полностью >>

Дорога
Наша скромная команда, которая отправилась за ключевой водой наших предков — радимичей, состояла из четырех человек: корреспондент «Іскры» Ольга Семченко, эколог Андрей Пахоменко, а также наша проводник и консультант — заведующая сельской библиотекой в деревне Голочево Клавдия Ивановна Кондратенкова. Надо отметить, что Андрей уже не первый раз проезжает по маршруту. Он и его жена Алена разрабатывают этот маршрут в рамках проекта «Ключевая вода Могилевщины», поддержанного в рамках программы малых грантов Представительства некоммерческой корпорации "ISAR,Inc"(США) и совместного проекта Европейского Союза (ЕС) и Программы развития ООН (ПРООН) № 00062795 «Устойчивое развитие на местном уровне». Они создают условия для того, чтобы путешествие за родниковой водой стало не только полезным, но и интересным. Заинтригованные их рассказами, мы двинулись в путь к познанию «скарбаў» Чаусской земли. Клавдия Ивановна взялась провожать нас только до первых деревень Шеперево и Загоренки, знакомить с их жителями, помогать по крупицам собирать воспоминания старожилов, на глазах тающие, ускользающие от нас вместе с пустеющими деревнями. Однако интересно и то, что увлеченная необычным путешествием, Клавдия Ивановна проделала вместе с нами за один день в общей сложности 43 км — такой вот марафон под нещадно палящим солнцем. За один день успеваем осмотреть криницы в Шеперево, Загоренке, Высоком, Байковские родники и ключ в Кузминичах. Впечатлений, конечно же, целые километры...

Шеперево: попьешь, Ильей Муромцем станешь!

От Чаус рукой подать до деревни Голочево, а оттуда — до Шеперево, это первый пункт нашего маршрута. В небольшой деревушке Шеперево сразу же замечаем интересную особенность: окна деревенских домов, как справа, так и слева от дороги, обращены на юг. А на север глядят лишь глухие стены. В чем тут дело? Скорее всего, рассуждаем мы, это своеобразный способ энергосбережения, применявшийся еще нашими предками: так помещение получает больше солнечного тепла и света, а теряет меньше. Местные жители, сидящие на завалинке перед одним из первых домов, подтверждают наши выводы. Так и есть, по этой старинной технологии здесь дома строили не одно поколение мастеров. Странно только, что в соседних деревнях такой народной мудрости не заметно.

Один из местных жителей
Один из местных жителей, Иван Павлович Жигалев проводит нас к небольшому родничку за его домом — мы бы сами никогда в жизни нужное место не отыскали. Тропинка ведет через огород, поле, какие-то труднопроходимые заросли (особенно бодрит сеанс крапивотерапии). Но вот, возле высокого сухого дерева, наконец — она, заветная струйка чистой воды, бьющая прямо из-под земли, без каких-либо сооружений. Чистая ли? Андрей Николаевич, как истинный химик, захватил с собой тест-полоски для проверки воды на нитраты. Смачиваем тоненькую полосочку бумаги криничной водой, выжидаем несколько секунд. Результат — 25 мг/л, а должно быть не более 45 мг/л (предельно допустимая концентрация нитратов в питьевой воде — ПДК). Вода не идеальная, но пить ее можно.

Как говорит наш провожатый, раньше дорожка к криничке не была такой заросшей, даже имелся сруб, а потом он постепенно разрушился. Тогда и воду из нее брали чаще, а сейчас, даже он сам редко пользуется ключевой водой. Обустраивать, получается, родничок некому — в деревне с два десятка жителей и, считай, одни пенсионеры. А ведь работы здесь на самом деле немного. Этот скромный, «домашний» источник родниковой воды мог бы стать более доступным. Ведь жалко будет, если совсем зарастет и исчезнет — по крайней мере, для людей. С подобными ситуациями мы впоследствии столкнулись еще не раз.

С сожалением покидаем прохладный уголок у родника и опять окунаемся в жаркий летний день. Высохший ствол старого дерева указующим перстом смотрит в небо, предупреждая о чем-то...

Чистый ручей у криницы в д. Шеперево
Чистый ручей у криницы в д. Шеперево
Возвращаемся на проселочную дорогу и углубляемся в деревню. Тут есть еще одна криница, покрупнее и поизвестнее. О ней нам расказывают сельчане Болоночкина Елена Даниловна и Богодилов Николай Федосович. Называется криница Данилковой, по имени некогда жившего тут хозяина. Она пользуется любовью и уважением местных жителей, которые всегда за ней ухаживали. И сейчас сельчане старательно чистят источник, вычерпываю грязную воду с илом, подсыпают камушки. Ранее здесь стояла деревянная бочка, потом криницу забрали в бетонные кольца — сделали колодец. Священник отец Николай из Чаус освятил родничок, и с того времени, уже с десяток лет, здесь ежегодно 2 июля на праздник Казанской иконы Божьей Матери проходят богослужения. По праздникам ажиотаж вокруг криницы большой. Приезжают за водой люди из соседних деревень, и даже из Чаус. «Движение днем и ночью, как в Могилеве. А сколько пыли поднимают...» — сообщают наши собеседники, не без гордости за местную достопримечательность. Интересно, а вода здесь целебная? — спрашиваем мы сельчан. «Считается, что лечит — берут же люди. Кто попьет из нашей кринички, становится как Илья Муромец! Приезжали как-то гости из Днепропетровска, пили — напиться не могли, такая вода вкусная!»

Криница эта известна издавна, но нельзя точно сказать, молились ли на ней или нет. Возможно, до революции такое практиковалось, но в советские времена по понятным причинам, уже нет. Еще рассказавают такую историю. Будто бы незадолго до Великой Отечественной войны хозяин двора, стоящего по соседству с криницей, ее «прихватил», то есть, оградил забором и никого туда не пускал. А потом началась война, жителей Шеперево выгнали в беженцы. В начале лета 1944г., года Чаусы уж освободили, шеперевцам не позволли возвращаться в родную деревню: местность была заминирована. А вот одна из местных женщин набралась мужества и решила отведать навестить свой дом. Но сначала решила отправиться на деревенскую криницу. Знала, что вокруг полно мин, молилась, чтоб не подорваться, обещала присматривать за криничкой, если останется в живых. И чудо свершилось — женщина благополучно добралась до источника, напилась воды, помолилась, навестила свой двор. А впоследствии сдержала обещание и ухаживала за криницей. После войны криничка снова стала общей, а несколько лет назад и крест поставили и икону, и стали собираться на молитву.

Криница в д. Шеперово
Криница в д. Шеперово
Нам не терпится посмотреть на сам источник — он здесь недалеко, нужно только свернуть с деревенской улицы. Сразу заметно, как люди берегут это сокровище, подаренное им самой природой. Здесь есть колодец с крышкой, внутри которого бьет ключ, ведро и кружка для удобства, и деревянный столик с лавочками, бревенчатый мостик, какие-то интересные кладочки — в общем, красота. Вот только поменять бы бетонные кольца на деревянный сруб — все смотрелось бы еще колоритнее, этничнее, да и вода будет еще лучше. Контейнера для мусора нет — впрочем, здесь и мусора нигде не заметно.

Как знак того, что криница освящена — две небольшие иконы Казанской Божьей Матери, на них повязаны рушники. Чуть сбоку, возле ручья — изумрудные, роскошные, чуть ли не доисторические заросли папоротника. Здесь как-то по-домашнему уютно, чисто, приятно — даже уезжать не хочется. А вода в колодце такая прозрачная, что он сперва даже кажется пустым. Наклоняешься туда и думаешь: не обман ли? Где вода? И только по ряби замечаешь, что вода у тебя под самым носом. Пробуем живительную влагу — студеная, чистая, без привычного металлического «привкуса цивилизации». А вот нитратов в ней около 25 мг/л. Это не много, почти в два раза меньше предельно допустимой концентрации, но и не мало — лучше, чтобы вовсе не было.

Над криничкой возвышается крутой склон. Поднимаемся наверх, из приятного полумрака выходим на яркое солнце. Вокруг тоже — неброская сельская красота: поля и луга, вдалеке пасутся коровы и виднеется дорожка — короткий путь на деревню Загоренка, водонапорная башня (кажется, не действующая). Вот только слегка портят пейзаж сломанные деревца, причем это явно постаралась не буря, а люди. Скорее всего, электрики расчищали пространство для линии электропередач, а прибраться за собой, видимо, забыли. Но эту версию и подтвердить, ни опровергнуть впоследствии не удается: в РЭС нам затруднились ответить, проводили ли их сотрудники здесь какие-то работы. Но если они будут в этих местах, мол, обязательно приберутся.

Галлы на листьях дуба
Галлы на листьях дуба
Оглядываемся и внезапно замечаем молодой дубок, весь усыпанный крупными румяными... нет, не желудями, а яблоками! Подходим ближе: да это же галлы. «Чернильные орешки» — так их называли в старину. Это наросты на листьях, сделанные насекомыми — галлицами или орехотворками. Это «домики» их личинок. От маленьких яблочек галлы издали и не отличишь. Насекомые откладывают кладки яиц прямо в почки дуба. По мере развития листа, растет личинка, растет и «яблоко» на листе. Для личинки это своего рода столовая и домик, в которой она зимует. Остроумно придумала природа...

Она, кстати, еще та любительница розыгрышей. Неподалёку от дуба растет бересклет — его ветви с виду старые, сухие — страшно взяться, кора покрыта какими-то «бородавками». А между тем он такой гибкий, что сломать ветку покрупнее — еще постараться надо.

Возвращаемся к криничке, прощаемся с нею (обязательно надо, как и с живым человеком, поздороваться и попрощаться, поблагодарить за воду!) и выходим на дорогу. На этот раз путь наш лежит не далеко. Как мы разузнали, поблизости должен быть еще один источник, более скромный. Показать его мы просим местных жителей Автухову Марию Андреевну и Мурачева Владимира Ивановича — эти пожилые люди живут в ближайшем к этой криничке доме. Владимир Иванович и его соседи присматривают за криничкой, чистят после весенних и осенних паводков. Она тоже представляет собой колодец с бетонными кольцами и крышкой, которую помог устанавить сельсовет. Но вот беда: кольца прохудились, нужно либо их менять, либо заделывать дырки. А то ведь загрязняется криничка, пить из нее тогда нельзя. И еще устроить бы новый мостик через канаву: сейчас его функцию выполняет не очень эстетичный, к тому же проломанный, кусок железа. Пожилым людям трудно проходить по такой «переправе».

Проверка криничной воды на содержание нитратов также показывает значение около 25 мг/л. Для интереса возвращаемся к дому пенсионеров и проверяем воду из ближайшего колодца. Ого!...тест полоска краснеет прямо на глазах — около 100 мг/л... И эту воду пьют люди! Объясняем, что в криничке нитратов в 4 раза меньше, вода почище будет. Но для стариков колодец удобнее, потому что ближе...

Итак, в деревне Шеперево мы осмотрели 3 криницы. Данилкова — самая известная и крупная из них, она наиболее благоустроена и имеет культурное значение, даже освящается батюшкой и притягивает множество народу. И вода в ней вроде бы целебная — чуть ли не богатырская. Две другие — небольшие, время от времени используются некоторыми сельчанами в качестве источника питьевой воды и требуют обустройства. Таких «домашних» криниц мы на своем пути встретим еще много. Пусть они не считаются святыми, но все равно, каждый из них — маленькое чудо, подарок природы или Бога — кому как нравится — нам, людям.

Геокэшинг: описание тайника "Криница в д. Шеперево" [TR/7798]


Загоренка: вода для графа Шереметьева

Полевая тропка ведет нас от Шеперево к Загоренке, тоже небольшой деревушке. Встречаем по дороге пастуха, который представляется Иваном Васильевичем. Он отговаривает нас идти к загоренским ключам. Делится ужасной тайной: где-то там на болотах, будто бы русалки водятся. «Как затянут всех вас в воду!» Мол, топят болотные прелестницы не только парней, но и девушек, так как «ревнивые очень». Так и не добились мы от встречного пастуха, правда это или розыгрыш. Решили проверить сами.

Дорога к роднику в д. Загоренка
Дорога к роднику в д. Загоренка
"Криничка у нас очень древняя и намоленная, может быть, даже древнее Байковских родников. А вода в ней какая чистая! Наша криница издревле известна людям, воду из нее самому графу Шереметьеву возили, по шесть бочек за раз," — сообщает нам местная жительница Бетко Елена Александровна и рассказывает интересную легенду. В давние времена тут стояла церковь. Когда на наши земли шел войной Наполеон, люди собрались в храме и начали молиться. В небе появилась знамение — огненная колесница, а церковь ушла под воду. Возле кринички и сейчас болото. Пробовали было измерить его глубину, но даже 30-метровая жердь до дна не доставала. В тенистом лесу, где бьет ключ, место возле самого источника — единственная твердь, а вокруг все заболочено — ступить негде. Так что, возможно, легенда не обманывает.

криницу и сейчас приходят за водой люди, особенно часто — местные жители. Много здесь народу в день святого апостола Иоана Богослова, когда криницу освящают. Родник пользуется любовью и уважением сельчан, они его регулярно чистят. И даже готовы подать заявку, чтобы криницу объявили памятником природы — она того достойна. Но, как оговаривается наша собеседница, это место нуждается в благоустройстве.

Родник в д. Загоренка
Родник в д. Загоренка
По деревянной лесенке спускаемся к источнику. Рискуя повторить печальную судьбу затонувшей церкви, осматриваем место — здесь и правда ужасно топко, спасает лишь сложная система каких-то досточек да кладочек. Но главное — вокруг царит дивная тишина, слышно лишь журчание воды в ручейке, и даже воздух какой-то особенный. Как и на Данилковой кринице в Шеперево, здесь будто бы иной мир, совершенно другая планета. И тоже — уютно, несмотря на топь. Имеются лавочки, стол, банка для воды, над водой возвышается крест. Здесь на виду бьют два ключа, но может быть и больше. Один из них струится из-под дерева, второй заключён в деревянный сруб. Измеряем нитраты: 10 и 25 мг/л — пить можно.

Эту криничку и на самом деле можно записывать в — памятники природы — таких красивых и мало тронутых цивилизацией источников мы увидели на своем пути немного. И в то же время, определенное благоустройство не будет лишним. Только вот делать все нужно максимально бережно, по принципу «не навреди», которому, увы, далеко не всегда следуют при благоустройстве криниц.

Мы прощаемся с Шеперевской криничкой и направляемся дальше, в деревню Высокое.


Высокое: криничка-беглянка

Перекат Шум
Перекат Шум
В Высоком на улицах безлюдно, нас встречает лишь беззаботно порхающая над дорогой бабочка махаон — не каждый день встретишь такого красавца. А еще примечаем интересную березу с тёмной корой. Похоже, это черная береза — редкий в наших местах вид. Только вот за дерево лучше не заглядывать — там, в овраге, разместилась уродливая свалка, которую сделали местные жители, снося сюда мусор со всей деревни.

Спускаемся к речке Проне. Не доходя метров двадцать до реки, спрятанной за прибрежными деревьями, слышим шум и плеск воды. Так и есть, мы вышли к перекату, где валуны, леже на дне реки, не дают воде спокойно течь по живописному руслу, заставляют журчать и плескаться, как молодой ручеек. Это место жители так и называют — Шум.

Родник в д. Высокое
Родник в д. Высокое
А «на ўзбярэжжы ракі шумнацечнай» затаилась в траве криничка — скромная по размерам, но очень своеобразная. Если смотреть сверху, она напоминает крест, нижний и самый длинный конец которого — ручей, впадающий в Проню. А три остальных образованы тремя ключами. В один из ключиков кто-то додумался воткнуть кусок шифера, чтобы по нему, как по желобу, стекала вода. А ведь так делать ни в коем случае нельзя, ведь в шифере содержится асбест, вредный для здоровья, да и внешне родник пострадал от такого «украшения». Сразу измеряем уровень нитратного загрязнения в каждом ключе. В том, который с шифером — 25 мг/л, в соседнем — 50 мг/л: уже пить рисковано. А вот третий, бьющий справа, если стоять спиной к реке, самый чистый — тест-полоска вообще ничего не показывает. Этот ключик как раз самый неприметный, занесенный песком. Мы его немного чистим и расширяем, а когда вода набегает уже без песка — с наслаждением пьем. М-м-м... Вода студеная, вкусная! Спасибо, криничка!

А вот люди, как мы узнали, берут воду в основном из самого «нитратного» ключа — и зря. Мы даже разуваемся и немного гуляем вдоль по руслу ручейка, но долго не выдерживаем: очень уж водица холодна. Но зато как бодрит и освежает! Кстати, криничка попалась с характером: ее раньше пробовали укротить, заключить в деревянный сруб, а она, своевольная, не подчинилась и убежала из сруба, заново пробилась возле него. Один из встреченных нами сельчан выразился так: «Убегает она, наша криница — свободу любит!». От старенькой бабульки Трубочкиной Натальи Егоровны, живущей в самом близком к кринице доме, мы ничего нового мы не услышали. Освящать вроде бы криницу не освящают, разве что когда-то давно такое практиковалось. Оттуда люди берут воду время от времени, а чистят ли — неизвестно (однако, судя по увиденному нами, кто-то же за криничкой хоть немного, да ухаживает). А вообще, чаще сельчане пользуются колонкой. Нам, кстати, посчастливилось наткнуться на местную колонку. Ее вид внушает отвращение: вся покрыта то ли ржавчиной, то ли грязью, окружена большущей зеленой лужей. Б-р-р-р! Но воду из этой колонки все равно берут — она же близко. А ведь минутах в 5 ходьбы — чистая ключевая вода... Вот так мы бережем свое здоровье и ценим то, что нам дала природа. Может, потому и убегает от людей криничка?


Петуховка (криницы Байкова): вода все грехи смывает

Дорога от д. Петуховка к д. Байково
Дорога от д. Петуховка к д. Байково
Самая знаменитая и почитаемая криница Чаусского района — без сомнения, Байковская. Точнее, это целый каскад криниц, местный памятник природы — с 1994 г. здесь введен охранный режим. Туда мы и отправились, заглянув предварительно в ближайшую к кринице деревню — Петуховку Антоновского сельсовета.

Дорога от Высокого к Петуховке не блещет, особенно тот участок, который начинается от кладбища. Говорят, когда идут дожди, он вообще превращается в практически непроходимое болото. Но нам повезло, деньки выдались жаркими, и все лужи высохли.

В Петуховке нас встретили староста деревни Анастасия Васильевна Луцеина и ее сестра Мария Васильевна Кондалева. Они рассказывают нам о Байковских родниках, связанных с ними историях и традициях, о том, как сами не раз чистили родники и многое другое. Кое-что мы уже узнали до этого, из публикаций в прессе, а также из материалов, предоставленных культработниками из районного методического центра.

Прежде, чем отвести нас на Байковские родники, Мария Васильевна показывает местную деревенскую криничку. Она недалеко, но чтобы добраться, нужно сделасть крюк: все заросло, короткой дороги не найти. Раньше здесь жил дьякон, к которому тайком носили крестить детей в атеистические советские времена. Он часто ходил на криничку и молился. На Троицу и Воздвижение (27 сентября) он обязательно проведывал и Байковские криницы.

Криница в д. Петуховка
Криница в д. Петуховка
Сама криница находится на берегу Прони и выглядит весьма скромно, взята в бетонное кольцо, из него и берут воду. Еще один ключ бьет рядом и заключен даже не в сруб, а в плетенку из лозы — очень красиво, но надежно ли? Ее установил внук того самого дьякона, в этом году презжавший в Петуховку погостить. Нитратов в ключевой воде всего около 15 мг/л, она чистая, хоть и с легким привкусом. Сейчас сюда не часто ходят за водой, а жаль...

Путь от Петуховки к Байково не очень далекий — меньше чем за полчаса можно добраться пешком по тропинке по живописному берегу свободолюбивой Прони, которая здесь, причудливо изгибаясь, образует заводи и старицы. Вот только нужно преодолеть серьезное препятствие в виде сильно покореженного подвесного моста. Одна из опор вывернута, и мост провис до самой воды. Если пешком по нему кое-как можно ходить, то с велосипедом перебираться уже рискованно. Это постаралась все та же своенравная красавица Проня, которая во время ледохода и весеннего половодья хотела избавиться от громоздкого сооружения. Местные жители починили мост на сколько смогли. Но для полного восстановления нужна техника, которая есть только в районном центре. Интересно, районные службы его когда-нибудь отремонтируют?

От моста до родников Байково рукой подать. Они находятся на окраине леса. Здесь полно ягод и грибов, цветов — весной все от них бело. А еще, расказывают, водится много живности и мелкой, и крупной, например, недавно местные жители случайно столкнулись с рысью и огромным диким кабаном, да и о волках позднего путника обычно предупреждают. К криницам есть два входа — со стороны деревни и с противоложной. Возле них, «снаружи», поставлены беседки с лавочками и столиками, но вот контейнеров для мусора не видно. Кое-что из остатков, видимо, недавней гулянки, валяется у беседки. Очень «культурно»... И портит впечатление.

Спускаемся под горку, к криницам. Нам повезло попасть в Байково в то время, когда здесь безлюдно — так можно острее почуствовать дивную энергентику этого места. Настоящее царство тишины и покоя, даже время будто бы течет по-другому. Здесь нет ничего лишнего и наносного, криницы сохранили свою природную красоту. Один из родников взят в деревянный сруб, над ним возведена постройка вроде часовенки, тоже из дерева. Воду можно брать как из самого сруба, так и ниже, откуда струйкой она стекает в ручей. Иконы и кресты украшены рушниками. Существует традиция старые полотенца сжигать тут же, возле криницы. Это делается для того, чтобы они не попали в руки злому человеку, который может с их помощью причинить вред. Иконы с изображением Божьей матери и Исуса устанавливали еще тогда, когда стали отправлять криницу. А на Троицу из Петуховки приносят икону с изображением Святой Троицы. Именно на этот праздник криницу «отправляют», собираются сотни людей из разных деревень и райцентра, приезжает батюшка. Проходят здесь молебны и на другие праздники: Петров день, Илью и др. Одна из криничек «отправляется» на Воздвижение. Так что можно говорить о развитии в этих местах туризма, точнее, специфического его вида — паломнического.

Петуховцы трепетно относятся к криницам, регулярно их чистят, причем издавна повелось, что этим занимаются именно женщины.

Главная криница в д. Байково
Главная криница в д. Байково
Возле деревянного сруба — стол с посудой для воды и емкостью для пожертвований, наполненный мелкими деньгами и конфетами, стоят живые цветы. Но самое главное украшение — чистейшая вода, сочащаяся чуть ли не отовсюду. Считается, что в этом месте выходят сразу семь криниц. На самом же деле мы насчитали намного больше ключей, около пятнадцати. Скорее всего, и это далеко не все, надо лишь хорошенько поискать. Причем криницы довольно мощные. Наверное, здесь даже могло бы образоваться озеро, как на Голубой кринице что под Славгородом. Байковские ключи бьют прямо из земли и из-под корней деревьев. Они стекают в ручейки, которые сливаются в один звенящий и переливающийся поток, впадающийсяв Проню. Ни с чем не сравнимое удовольствие — ходить босиком по этим ручейкам. Сначала чувствуешь невыносимый холод, а потом во всем теле появляется необычайная сила, лёгкость и бодрость. Кажется, что не вода, а чистая энергия струится из-под земли. Кстати, анализ ее на нитраты повсюду показывает 0 мг/л. Криницы Байково — очень древние. Местные люди утверждают, что они были всегда, их помнили еще предки здешних старожилов. Возможно, нам даже повезло найти этому материальное подтверждение. Расчищая кринички от ила, мы наткнулись на небольшой глиняный черепок — по-видимому, фрамент горшка с широким горлышком. Судя по всему, довольно старый. А ведь по воду с такой посудой не ходят. Может быть, это наследие еще древних времен, когда кринице приносили «жертвы» как раз в таких посудинах? К сожалению, мы не археологи, поэтому настаивать на своем предположении не собираемся.

А между тем, эти криницы как раз из тех, которые представляют для археологов немалый интерес. Исследовать это место нужно очень внимательно и осторожно. А если уж проводить дальнейшее благоустройство, то максимально бережно. Настолько сложна здесь, должно быть, структура почвы (в одном месте даже наткнулись на опасные зыбучие пески) и расположение ключей, что очень легко все нарушить при неумелом, грубом вмешательстве.

В народе ходят различные истории про это место. Сохранилась легенда, в которой рассказывается об одноглазом коне, который пасся возле криницы и упал туда. Когда его вытянули, он прозрел. Узнав про чудо, народ стал приходить сюда и излечиваться. В источниках указывается, что легенда записана в Горецком районе и относится к «мястэчку» Баево, но петуховцы считают, что эта история связана именно с их родниками.и передается из поколения в поколение.

Название Байково пошло от наименования хутора, который принадлежал «баю» Архипу, богатому человеку. Здешний лес издавна зовется Архиповым. Рассказывают, что Архип уничтожил некогда стоявшую над криницей каплицу и поставил мельницу. Долго не получалось установить колесо. То оно не крутилось, то разваливалось прямо на глазах. Но чудеса тогдашнего технического прогреса все же взяли верх — мельница заработала. Видимо, зря Архип затеял это дело. Сразу после этого он сильно заболел и слег. Добрые люди посоветовали ему убрать мельницу с криницы — а иначе будет хворать и умрет. Он нехотя послушался совета: убрал мельницу и восстановил часовню. А потом и вовсе уехал в Сибирь на зароботки, и вроде бы там даже разбогател.

Родник в д. Байково
Родник в д. Байково
Позже у криницы появился другой враг — советская власть. Местные жители вспоминают, что в 60-х годах криницу хотели закрыть многотонными бетонными плитами, поломали часовню и сожгли кресты. Но довести свое черное дело до конца воинствующие атеисты не смогли — местные жители подняли шумиху на всю округу, и непрошенные гости убрались. А криницу из под плиты освободили всем миром. Собрались мужики из окрестных деревень, подняли как могли плиту и сдвинули ее в сторону, освободив доступ к целебной воде. А со святотатцами потом беда приключилась — разбились они ехав на машине по ровной дороге.

Святое место вновь удалось отстоять всем миром. Да и как его не защищать, не почитать, когда вода со здешних криничек не только чистая и вкусная, но и целебная. Считается, что если постоять в ручье, то можно вылечить больные ноги. Святую воду бабки-шептухи и до сих пор используют для лечения деток от испуга. Да и просто, говорят, полезно ее пить утром натощак. Раньше, когда корова отелится, ей давали попить этой воды, и ею же окропляли корову, когда выгоняли в поле. Освященные на кринице ветки ольхи ставят на усадьбу — от кротов, а ветви дуба и клена кладут под крышу — от грозы. Пить воду из криниц нужно не из банки или бутылки, а из кружки. Вода, набранная из Байковских родников, может целыми годами оставаться чистой, без запаха и осадка, а целебные свойства сохраняются на протяжении года. Вот только хранить ее нужно правильно: обязательно в бутылке из темного стекла и в укромном месте, например, под полом. Бабушки советуют брать воду именно из ручья, где смешивается вода из нескольких ключей. Хотя именно там сейчас лежат окрашенные бревна — убрать бы их, убрать бы химические вещества, которых в воде быть не должно, и можно пользоваться чистой, целебной, живой родниковой водой.

У Байковских криниц, кажется, можно пробыть целую вечность, даже возвращаться не хочется, но приходится. Когда снова карабкаемся по мосту, нас уже поджидают на берегу петуховцы. Точнее, нашу провожатую, которая набрала с собой целую сумку бутылок с криничной водой. «Тетка Марья "свянцонай" воды принесла!» — радуются все. Разбирают бутылки, пьют из них и умываются: «Все грехи смывает! В России такой воды нету!».


Кузминичи: криница «жива» — пока...

В тот день последним пунктом нашего маршрута была деревня Кузьминичи. К сожалению, нам не удалось застать в деревне А.Окружного, полковника в отставке, который родом из этих мест, сам живет в Бресте и периодически навещает малую родину. Районная газета «Іскра» ранее печатала его письмо с воспоминаниями о кринице. Он писал, что до войны здесь стояла часовенка — деревянный домик, покрытый гонтом, внутри была лампада и иконы с ручниками, а некоторое врем — даже колокол. В центре возвышался дубовый сруб, доверху наполненный кристально чистой водой. С него стекал в близлежащую речушку Глодовку (Глотовку) небольшой ручеек. По праздникам здесь совершались молебны: люди вместе со священником благодарили Бога за драгоценный дар — ключевую воду. Вода считалась святой, исцеляющей от многих болезней, восстанавливающей силы. Во время войны за источником ухаживали немцы. К сожалению, во время войны деревня вместе с криничным домиком была уничтожена.

Криница в д. Кузьминичи
Криница в д. Кузьминичи
Нас проводил к кринице живущий недалеко от нее Кравцов Владимир Иванович, который расказал нам об этом месте. Он практически повторил сведения, полученные от А.Окружного. Правда, кое-что дополнил. Криничную воду когда-то набирали в корыта и поили ею коней. По воду сюда ходили жители не только Кузминич, но и Дужевки, Хоронева и многих других деревень. Причем набирали воду целыми бочками, приезжали на подводах. Молиться сельчане на кринице перестали лет уже как 10 — некому, набожные женщины, которые это все организовывали, поумирали. А раньше криницу «отправляли» ее на «Ушэсце» — Вознесение Господне. Воду отсюда еще время от времени берут, но былого ажиотажа уже и в помине нет. Местная молодежь, по словам Владимира Ивановича, как-то больше едет на Байковские криницы — там, им, наверное, интереснее.

Но радует хотя бы то, что криница пока еще «жива». Точнее, здесь 2 ключа, которые пока не заросли, не заилились. Вот только один из них «убежал» из бетонного кольца и «пробился» возле него. За присматривают: прокопали небольшую канавку для стока воды, поставили металлические кресты, их собственноручно изготавливал и периодически подкрашивает наш проводник. А если бы еще восстановить деревянную часовою, было бы вообще замечательно. Глядишь, к криничке вернулась бы былая слава и почет. А пока как-то грустно на нее смотреть: вода хоть и чистая (по нашим измерениям, нитратов 0 мг/л), но мало кому уже нужная. Кто знает, не исчезнет ли криничка через несколько лет, когда станет некому за ней ухаживать? Ведь такая судьба уже постигла многих ее «сестер».

О. СЕМЧЕНКО
А. ПАХОМЕНКО

Могилевское экологическое общественное объединение «ЭНДО» совместно с Чаусским центром туризма, краеведения и экскурсий приглашают в велопутешествия по «зеленым» маршрутам.
E-mail: endo@tut.by
Телефон в г. Чаусы: 8 (0224 )22-12-15
GSM:
+375 29 131-20-76 (Андрей Пахоменко).
Велосипеды можно взять напрокат на турбазе!