Водный поход на Кольский п-в в 2009. р. Умба, р. Колвица
ОТЧЕТ
о водном походе 3 категории сложности по рекам Кольского полуострова
Умба и Колвица c 5 по 17 июля 2009г.
Автор(ша)): Клыковская Алина Владимировна
Руководитель: Клыковский В. Н.
Маршрутная книжка № 6-В-09
Руководитель: Тверской С. Н.
Маршрутная книжка № 7-В-09
СОДЕРЖАНИЕ
Справочные сведения о путешествии
Состав группы
Общие сведения
Транспорт
Лоция маршрута
Выводы и рекомендации
1. Справочные сведения о путешествии
Вид туризма: водный
Район путешествия: Кольский п-ов
Категория сложности:
3 — для катамаранов,
3+ — для каяков и байдарок
Число участников: 10
Сроки проведения: 5 июля — 17 июля 2009г.
Продолжительность похода: 12 дней
Протяжённость маршрута: 177 км
Маршрут группы:
г. Апатиты — р. Умба: пор. Островной, пор. Падун, оз. Капустные, пор. Разбойник, пор. Семивёрстный, пор. Карельский, пор. Канозёрский, оз. Канозеро — р. Родвинга — р. Низьма: пор. Кри-вец, пор. Падун — р. Умба — р. Колвица: пор. Кривой, пор. Белый, пор. Чёрный — г. Кандалакша.
2. Состав группы
Клыковский Владимир Николаевич Руководитель 5У: Памир, р. Каферниган;4Р: Алтай, Урсул-Катунь
Хомченко Наталья Фёдоровна Завхоз 3У: Карпаты, р. Чёрный Черемош
Стесев Анатолий Валентинович Ремонтник 4У: Саяны, р. Урик;4У: Кольский п-ов, р. Тунтсайоки
Воробей Наталья Леоновна Медик 3У: Карелия, р. Охта
Гаврилов Андрей Васильевич Фотограф 4У: Кольский п-ов, р. Тун-тсайоки;
Тверской Сергей Николаевич Руководитель 4У: Кольский п-ов, р. Тун-тсайоки; 2Р: р. Охта
Карташов Николай Анатольевич Фотограф 5У: Саяны, р. Ока Саянская;4Р: Кольский п-ов, р. Тун-тсайоки
Мозолёв Сергей Николаевич Ремонтник 5У: Саяны, р. Чаткал; 5У: Саяны, р. Ока Саянская
Алейников Альберт Анатольевич Фотограф 4У: Кольский п-ов, р. Тун-тсайоки
Баханова Людмила Николаевна Завхоз 4У: Кольский п-ов, р. Тун-тсайоки
3. Общие сведения
Умба — один из интереснейших водных маршрутов Кольского п-ова. Хорошая рыбалка, обилие ягод и грибов, ненаселёнка и относительная удалённость от крупных городов.
Река течёт в Заполярье, с севера на юг, в тектонической впадине, впадает в Белое море, имеет помимо порожистых участков много плёсов и озёр; последние в ветреную погоды представляют собой более серьёзные препятствия, чем пороги.
На протяжении маршрута тундра сменяется лесотундрой, а затем лесной зоной. Лучшее время для сплава — июль-август (средняя температура 12˚), хотя погода за Полярным кругом более чем на два часа непредсказуема.
Хороших стоянок мало и желательно, если в лоции отмечена стоянка, точно рассчитать время перехода.
Немногочисленные деревни по берегам практически заброшены, дома, и мосты в основном разру-шены. Сход с маршрута возможен только:
на Капустных озёрах (если будет попутная машина (маловероятно) или из деревни, расположенной слева, в конце нижнего озера;
на разрушенном мосту возле заброшенного посёлка Дедко-Ламбина;
в районе деревянной гостинице для иностранцев перед п. Карельский.
Солнце в июле не заходит. Сырая вода из реки пригодна как для питья, так и приготовления спирто-водного напитка под названием «Умбовка».
Уровень воды регулируется многочисленными озёрами, в частности, самым крупным и глубоким озером Кольского п-ова — Умбозером. Река подпитывается в основном осадками и талыми водами (в начале маршрута хорошо видны заснеженные вершины Хибин).
Река Умба является нерестилищем сёмги и горбуши. В связи с катастрофическим уменьшением поголовья красной рыбы, браконьерам объявлена настоящая война рыбнадзором. С помощью ОМОНа делают облавы на вертолётах, моторках, имеют право обыскивать любых, находящихся на реке людей, отбирать снасти и составлять протоколы. Туристов, если у них спиннинги не торчат на виду, не трогают. Можно купить лицензию. Но обычно на это не хватает времени. Единственное место на маршруте — пос. Колвица — стоит кунг у моста и в нём парнишка продаёт лицензии и предлагает туристам выпить с ним водки. На р. Колвица поставить печать не смогли ни в дачном посёлке, ни на турбазе «Колвица». Все офисы находятся в Кандалакше.
В начале маршрута сдуру купили «лицензию» в виде протокола за 1 тыс. российских рублей, но зато нагло полмаршрута ловили с катов и берега рыбу. Покупали сёмгу и горбушу у браконьеров. Запекали в протвине с майонезом и морковкой, солили, ели ложками подсоленную икру.
4. Транспорт
Проезд от Могилёва до ст. Аппатиты ≈ $105. Плюс заброска до Кировска и дальше до моста через Умбу. Расчеты по автозаброске составили те же $110. Учитывая переезд с р. Умба на р. Колвица (≈85 км), выбрали заброску на двух личных микроавтобусах (спасибо братьям-водникам). 2200 км в одну сторону + переезд на Колвицу — общий километраж ≈ 4500 км. Используя опыт предыдущих забросок, в автобусах были организованы спальные места для личного состава. Отдыхали по очереди по
Самоделку, заломанную весной в Карпатах на Красных Воротах, отремонтировать не успели, поэтому в поход взяли один
Пока собирали катамараны и паковали скарб, водители отогнали автобусы в Кандалакшу, поставили на стоянку и вернулись обратно. После сплава по Умбе, водители вместе с группами из Владимира и Ростова, зафрахтовавших транс-порт для отъезда, доехали до Кандалакши и пригнали автобусы. Катамараны в собранном виде загрузили на бусы и через полтора часа были на мосту через р. Колвица. Проехали вдоль Колвицы и стали лагерем на пор. Чёрный. Оттуда неоднократно забрасывались к мосту и с удовольствием сплавлялись по
5. Лоция маршрута
Описание составлено для уровня воды, заметно выше среднего. Оценка сложности, проходимости и опасности порогов для более низкой воды может существенно отличаться от приведённой ниже.
Река Умба
Умба — типичная равнинная река европейского севера. Длинные, утомительные плёсы, озёра и ло-кальные мощные пороги, некоторые из которых (Падун 1, Канозерский, Падун 2) в книге «Водный маршруты СССР. Европейская часть» названы непроходимыми (для байдарок), такая оценка их сложности явно завышена. Падун 2 (без первого слива) и Канозерский были пройдены Клыковским на каяке.
5 июля
Маршрут начинали от двух мостов (автомобильного и железнодорожного). Под мостами быстрина с языками между опорами. Ещё минут через
6 июля
Порог Падун (1): к. сл.—3-4 (н), не ниже 4 (б). (На реке Умба существует 3 порога с названием Падун, в данном отчёте они пронумерованы сверху вниз по течению).
Просмотр (!) с левого берега. Хорошие стоянки.
1 ступень: Двухступенчатый мощный слив высотой
2 ступень: Большая часть воды идёт между левым берегом реки и островом (справа от острова — мелкая и узкая «канализация»). При движении по основной струе судно неминуемо проходит через пульсирующий вал высотой около 1,5 м и следующий за ним слив
Левый берег на протяжении всего порога представляет собой скалу, возвышающуюся над водой на
7 июля
Ниже порога Падун до Капустных озер серьезных порогов нет.
Озера мелкие. Между Верхним и Средним Капустными озерами — остров длиной 1 км и шириной 0.5 км, образующий 2 протоки. Правая — мелкая. В левой — порог Межозерный
8 июля
Порог Разбойник (Щелистый), (к. сл.- 3)
Желателен просмотр.
1 ступень (Просмотр с левого берега): По центру реки сложная структура струй, 2 крутые ступеньки, за которыми мощные бочки. Вся эта радость без труда обходится вдоль левого берега.
2 ступень: Участок с большим уклоном длиной ок. 500 м. Основные препятствия: крутые валы и большое количество плохо различимых с воды обливников. Между ступенями — мелкий каменистый уча-сток, за которым байдаркам следует пристать к любому берегу для просмотра. Катамараны могут идти 2 ступень без просмотра.
Ниже порога до пос. Дедко-Ламбина (нежилой, можно встретить только браконьеров) скучны плёс. Перед поселком — низкий мост. Сразу за поселком начинается порог Семиверстный.
9 июля
Ниже на протяжении
Порог Карельский, (к. сл. — 3) Длина порога ок. 1км. В этом месте река достаточно широкая, поэтому возможно множество вариантов прохождения. Характерные препятствия: сливы (в начале порога), бочки, высокие валы, разных размеров камни. Наиболее сложна верхняя часть порога, ниже он постепенно упрощается. Просмотр с любого берега, по берегам — тропы. Удобные стоянки.
Через 3км за крутым правым поворотом начинается Канозерский порог.
10 июля
Канозерский Порог, (к. сл.- 3(н), 4(б))
Просмотр(!) порога с крутого скального левого берега. Вдоль берега тропы. Удобные стоянки.
В пороге мощная струя и высокая насыщенность препятствиями: мощные сливы, бочки, высокие ва-лы и камни в струе. Наиболее простые варианты прохождения: вдоль правого берега или (для байдарок в высокую воду) по скальному желобу под левым берегом.
Ниже Канозерского порога Умба впадает в Канозеро. Между порогом и озером очень мелкий пере-кат, по которому суда приходится проводить вручную.
КАНОЗЕРО:
Мы пересекли озеро в месте впадения Умбы и дальше двигались вдоль правого берега. Мыс правого берега, отделяющий от озера залив, с озера кажется островом, но таковым не является, поэтому не следует пытаться обойти его справа. В южном конце озера — бывший поселок Зашеек, состоящий из нескольких полуразрушенных домов, который и служит ориентиром.
Потратив немало сил на прохождение пор. Канозерский мы из последних сил, при сильном боковом ветре и большой волне, тянулись к о. Скалистый (Каменный). Вычитав в одном из отчётов о том, как прекрасен этот остров, и каждый уважающий себя водник должен так построить свой маршрут, что бы хоть одна ночёвка была на этом острове. Мы заочно прозвали его «Остров Мечты». Каким же было наше «удивление», когда подойдя к острову, мы увидели огромный щит: «На островах Канозера (о. Скалистый, о. Еловый, половина о. Горелый, Скала Одинокая) расположен уникальный памятник истории и культуры — древние наскальные рисунки. Рисунки датируются
Сотрудники музея устроили экскурсию по острову. Перекусив и отдышавшись, с новыми силами мы продолжили путь к о. Горелому (около 4 км). На острове стояли группы из Владимира и Ростова. Ставили палатки практически на камнях. Общение с соседями у костра до утра, совместный концерт художествен-ной самодеятельности и баня, оставили приятные воспоминания о Горелом. Гоша из Владимира сделал приятный подарок — алтайский камус.
11 июля
Низьма начинается коротким простым порожком. Ниже еще 2 порожка, а дальше — плес между болотистых берегов. Через
Порог Кривец выделяется из этих порогов только большей длиной, их категория трудности не пре-восходит 2. Ориентиром начала порога Падун служит завал из бревен у правого берега, перегораживаю-щий большую часть русла, после левого поворота.
12 июля
Порог Падун(2), (к. сл.- 3)
Просмотр(!)
1 ступень: Язык слива высотой ок. 1.5 м, дальше — быстрая струя, камни. Длина ступени
2 ступень: Несколько поворотов реки, мощная струя, высокие (до 1м) валы и множество больших камней, расположенных в шахматном порядке. Участок очень неприятен для сплава вне судна.
Страховка байдарок в 1 ступени катамараном ниже слива. Просмотр с левого берега. Вдоль берега — тропы и старая дорога, по которым возможен обнос. Удобное место для стоянки.
Ниже порога — слияние Низьмы с Умбой. Через 1 час сплава река перегорожена сеткой — рыбзавод. Еще через 1 — 1,5 часа на левом берегу крутого правого поворота появляется село Погост (со шведским флагом на мачте и явно импортными любопытными физиономиями). На этом участке несколько простых порогов. Дальше река расширяется и больше напоминает озера почти без течения. Двигаться следует, придерживаясь левого берега.
Комментарий к погоде:
При сплаве по Умбе — ежедневный дождь с 13 до 15 час.
При этом по ночам — почти всегда солнечно (24 — часовой световой день), поэтому некоторые груп-пы, ловя хорошую погоду, предпочитают плыть ночью. Неприятностью такого режима является то, что при общем движении на юг, приходится плыть против низко висящего солнца и, из-за бликов на воде, препятствий совершенно не видно.
Река Колвица.
Колвица — очень приятная речка с берегами, поросшими сосновым лесом, и незагаженными удобными стоянками через каждые
Вдоль правого берега — дорога.
Сплав по Колвице — это сплошное чередование коротких плесов и порогов. На 12 км реки их больше 10. Большинство из них не выше 2 к. сл.
Выделяются из всех следующие:
1. Порог Кривой, (к. сл. — 2, но опасен) Один из первых порогов на Колвице. Начинается правым поворотом, за ним левый поворот с прижимом.
2. Порог Белый
Просмотр(!)
От автодорожного моста до водопада ок. 4 часов ЧХВ. Ориентир начала порога — водомерный пост на правом берегу, от которого над рекой протянут трос. Сразу после троса надо чалиться к левому берегу до левого поворота реки! Скальные плиты образуют 2 полутораметровые ступеньки с мощными бочками, ниже которых участок быстротока с валами (сразу после ступенек валы имеют высоту >1 м) и обливниками в струе длиной
Мощные бочки предъявляют серьезные требования к снаряжению и опыту байдарочных экипажей. Обнос первых двух ступенек возможен по левому берегу
Все пороги ниже этого надо просматривать, чтобы не влететь в Черный порог.
3. Порог Черный, (к. сл. — 6, без прохождения 2 ступени — 4(н), 5(б)).
Порог опасен!!! Обязателен просмотр(!)
От
1 ступень: Участок длиной 100 м с большим уклоном, мощной струей с валами и каскадом сливов. В конце этого участка река разделяется на два рукава. Опасен тем, что за этим участком быстрая струя, а в 50 м ниже в левом рукаве — 6 м отвесный водопад, в правом — через 50 м разрушенная мельница.
2 ступень (порог Мельница): (к. сл.- 6)
Разрушенная мельница. Каскад из
При выходе в губу повернули направо, и вдоль живописных бухточек, мелких островов, мест массового гнездования водоплавающих птиц, при попутном ветре дошли до Кандалакши. Вода гораздо холоднее, чем речная, к тому же ещё и немного солоноватая. Хотя по берегу разбросано много морского плавника, с дровами есть сложности — ведь из-за соли плавник не горит!
6. Выводы и рекомендации
Если группа не ставит перед собой других целей, кроме прохождения маршрута, то наиболее предпочтительные суда для пройденных рек — байдарка и каяк. Для катамаранов маршрут интересен возможностью обучения элементам ТВТ на мощной воде в достаточно безопасных условиях локальных порогов.
Приведенные рекомендации о просмотрах в первую очередь относятся к каякам и байдаркам. Опытный экипаж катамарана может пройти весь маршрут (кроме пор. Черный) без просмотров.
Данный маршрут может быть категорирован:
для байдарок и каяков — +3;
для катамаранов — 3.
Байдарки для сплава по этим рекам должны быть оборудованы фартуками и юбками. Экипажи (в первую очередь байдарок) должны иметь спасжилеты, объемом не менее 20л и гидрокостюмы.
Характер порогов на Умбе — большая длина (порядка 1км), наиболее сложные препятствия в начале порогов, невозможность эффективной страховки — требует от участников навыков поведения в пороге при сплаве в спасжилете. При отсутствии таковых, следует отработать этот элемент во время похода на безопасных участках реки.