Главная/Блог/Отчеты о походах/Отчет (дневник) о походе р. Нярма — Яха, р. Кара с 21 июля по 14 августа 2010 года.

Отчет (дневник) о походе р. Нярма — Яха, р. Кара с 21 июля по 14 августа 2010 года.

22 сентября 2010   Автор: Администратор   Рубрика: Отчеты о походах

Утро на Ярославском вокзале
Утро на Ярославском вокзале

Суда:
Катамараны Белрафт 2т (прекрасно зарекомендовал себя в сложных ситуациях),
Сож-4 от Белрафт (его мы пускали первым посмотреть что будет)))
Артемон-4 (кат для карельских речек).

Участники:
Одна барышня практически без опыта и 9 мужчин разной степени подготовки. 7 человек неплохо схоженных в других маршрутах, что весьма важно в кризисные моменты. И еще один член экипажа — 15 л. спирта, наша валюта, обогрев, подогрев.

Подготовка и другие сведения.

Район и сам маршрут сложный для проведения похода. Говорю это после его окончания. До его начала он был не менее сложным, но мы всегда оптимисты и смотрели на все с улыбкой.. )). Зрели для проведения долго.

Наш вездеход

Останавливало только одно — неопределенность в выброске. Решить эту проблему удалось увеличением стоимости проведения на 100$. Планировали вложиться 550, а в итоге вышло 670$. Решил все вертолет. Заранее в январе предварительно договорились с администрацией п. Усть-Кара о возможном бронировании мест в рейсовом вертолете.(Евгения Ювенальевна 8 (81857) 24804, (05), (03). Расписание у них появилось только в мае. Вертолет (рейсовый) летает только 6 раз за лето. В мае я подтвердил бронирование 10 мест на 11 августа из Усть-Кары до Воркуты. Стоимость билетов 4770 руб. И все у нас получилось. Хотя не без неожиданностей: перевес груза для нашей группы составил 167 кг, за что мы дополнительно выложили 15000 руб. Билет дает право на бесплатный провоз багажа весом до 20-ти кг на человека. Перевес от 20 до 30 кг оплачивается по 57 руб/кг. Свыше 30 — по 143 руб/кг. Да и погода была ветреная — так что надеяться на 100% вылет вертолета по расписанию не следует. Ожидание прилета может длиться и несколько дней. Вообще, вертолет можно заказать в воркутинском авиаотряде за 75000 за час лета. Кстати, мы летели 1 час 10 минут. Вместимость 18 человек. Могло бы быть 20, если бы не наш багаж.

Экзотика.
Экзотика.
К нашему приходу в Усть-Кару там уже около 10 дней жила группа из Курска (сплав по Силова-Яхе и Сибирчато-Яхе) — никакие вездеходы не могли форсировать Кару. Впоследствии их забрали вездеходы вместе с группой из Башкирии (сплав по Каре) по 5000 руб с человека. Это много, вездеходчики воспользовались ситуацией с высокой водой.

Кстати, функции пограничников возложены на местную администрацию, поэтому вопрос пропусков в погранзону возник почти сразу. Мы свои пропуска начали делать в марте и не успели их получить по почте, хотя нас известили, что согласование получено. После получения комплекта документов (завление, список, маршрут по датам, копии паспортов) УФСБ около 2-х месяцев делает пропуска. Так что шевелиться надо с начала года. (8 82151 33766 УФСБ по Воркуте, 8 34922 41553 Салехардское управление, мы делали через них. Сказали, что это их зона ответственности. А в Усть-Каре нам сказали, что относятся к Архангельску.))

Вариант заброски через факторию Лаборовую показался нам очень сложным и трудным. Поэтому за 60000 руб. мы договорились о заброске к оз. Нярма-то. (Сначала через Александра 8(912)5536812 мы вышли на Олега Валентиновича 8(912)9514864, а в итоге встречал нас Володя 8(912)9553454). Все вездеходчики в Воркуте промышляющие забросками друг друга знают. Есть частные машины, есть принадлежащие различным структурам, как-то МЧС, Комиэнерго и т.д. Думается, что машины на обслуживании у организаций — это более надежно и дешевле. Маршрут наш для вездеходчиков слабоизвестный. Но хорошую часть пути можно преодолеть по дороге Газпрома, что сейчас полномасштабно строится до Ямала. Дорога закрытая, но не для всех.)).

В дальнейшем оказалось, что не выброска была для нашей группы основным испытанием. Но все по порядку. Курсивом обозначены личные впечатления одного из участников похода.

Все вопросы по походу, заброске, выброске можно задать на нашем сайте «Sportextreme.by». Чем сможем-поможем.


21.07.2010

Начало бури.
Начало бури.
Сегодня вечером отъезжаем автобусом на Москву. Рюкзак уложил за 1,5 часа до отъезда. Все вещи как всегда с трудом влезли в рюкзак, взял с собой в поезд 0,5 водки и литр запаса. В группе десять человек, у большинства опыта мало: опытные — адмирал, Саша, Горбач, Гришкин, Антон, более-менее — я, Макс и Игорь — толька «двойки» в Карелии, Лиза — вообще первый водный.

Под Оршой подобрали Гришкина, у него на днях свадьба и днюха — он прямо в автобусе накрыл «поляну». Хорошо посидели с мужиками.


22.07.2010

Около 4-х ночи приехали в Москву, выгрузились на площадь трех вокзалов, перекинули вещи на Ярославский вокзал. Наш поезд в 12 часов. Я практически все время отсыпался на рюкзаках, под утро встал, купил себе литр кефира и литр минералки. Чувствовал себя после вчерашнего дерьмово.
В Москве вонь, жара перед вокзалом, полно шлюх, бомжей и нищих, везде бегают Джамшуды и Равшаны.

В поезде жарко, растасовали наше барахло по вагону. До вечера дремал, вечером выпили литр «Первача», ночью еще на станции взяли пиво.


23.07.2010 г.

День ехали по жаре, днем играли в карты, пили пиво, разговаривали, шутили, подкалывали друг друга. Вечером, когда стемнело и стало попрохладнее. Сегодня последняя темная ночь на следующие три недели.


24.07.2010

Сегодня в 13:00 приехали в Воркуту, солнца нет, прохладно, даже немного холодно, очень сильный ветер. Быстро перекинули вещи из вагона в микроавтобус и поехали на базу к вездеходчикам. Там нас уже ждал МТЛБУ (Муталиб). Экипаж Леха, Сергей и Коля из «Комиэнерго». Закинули вещи в вездеход, на базе нашли доски и брусья для обрешетки катов.

Мы вшестером поехали на броне, ветер, холодно. Через 1,5 часа я залез в вездеход и в тряске натянул на себя термобелье, непродувашку, теплые носки, и снова на броню.

Время от времени усиливался и чуть стихал ветер, начинался и заканчивался дождь. Большая часть пути по дороге Газпрома, переправились через р. Кару, оказывается, наш Муталиб умеет плавать. На берегу встали на перекус, вездеходчики закипятили чай, мы порезали сало, колбасу, хлеб, чеснок, лук. Они угостили нас «колой»: кола и спирт 2 к 1 — очень неплохо.

Место стапеля.
Место стапеля.
Ближе к вечеру с дороги свернули в тундру. Вездеход прет! Моща!!! Кругом заболоченная местность, это жопа. Чтобы уточнить местность заехали в близлежащие чумы. Они полуразваленные, «индейцы» грязные.
Пошел спать в вездеход, т.к. околевал от холода.

Чуть убедили вездеходчиков, что нам на оз. Нярма-то. Они почему-то решили, что мы договаривались на доставку к водопаду на Нярма-Яхе, который находиться в конце Большого каньона. Но 60000 рублей мы готовы были отдать только за Нярма-то. Это намного дальше и труднее для вездеходов. Опасались, что будет мутить в вездеходе — ничего подобного. Все ок. Разложили на полу вещи и спали. Вездеход МТЛБУ — самый мощный из используемых там. Они бывают разной степени комфортности. Нам достался, как мы потом узнали, далеко не самый хороший. Он утонул по весне. Его достали и меняли электрические и др. части. Его покрасили к нашему приезду в хаки. И испытывали на нас. Очень солидно выглядел. Но мы и не рассчитывали особо на какие-то удобства.)) Вездеход это практически всегда шум, гарь. Но вполне приемлемо. Бывают маленькие ГАЗ-71 и побольше и постарше АТС-ки.

Воркута сейчас насчитывает около 76000 человек против 250000 в былые времена. Осталось мало действующих шахт. Много заброшенных домов. Разбитые стекла, провалы окон, убитые дороги — унылое впечатление от города. Если есть возможность взять доски брусья и т.д. в Воркуте — это очень поможет. Далее по маршруту возможности найти в достатке дров — нет, найти прямую палку — нет.


25.07.2010.

Солнечные пятна на Нярма-Яхе.
Солнечные пятна на Нярма-Яхе
В районе 5 утра встали на остановку, вездеходчики решили поспать часа три. Сильнейший ветер до 25 м/с. Муталиб аж качало (а это 11 тонн, не считая соляры и груза).

К 11:00 приехали к месту стапеля, р. Нярма-Яха. Погода говно, были мысли у группы вернуться в Воркуту, а оттуда либо домой, либо поехать на Ю. Урал. Решили рискнуть и остаться. Когда вездеходчики узнали, что у нас ни рации, ни спутникового телефона, ни GPS, ни спиралей от комаров — они «охерели» и вежливо промолчали.

Быстро перекусили, по 50 гр. спирта, фото на память, и вездеход ушел.

Поставили 4 палатки, три в запасе. Приготовили завтрак, поели. Народ начал собирать каты, наш экипаж решил поспать и вечером стапель.

После завтрака и спирта спится хорошо, но прохладно. На мне термобелье и шерстяные носки, все равно не слишком тепло. Дреманули часа три-четыре.

Начали собирать наш кат. Раму привезли с собой — в тундре леса нет. Вязали её не резиной, как обычно, а брезентовыми скрутками. Поверх скруток — резина, поверх резины — скотч. Все стыки рамы дополнительно укрепили (впоследствии это очень себя оправдало).

К вечеру распогодилось, выглянуло солнце, заснеженные верхушки гор, зелень тундры, вода — и все это залито золотистым светом, очень красиво.

Первый день на воде.
Первый день на воде.
Приготовили ужин. У нас с собой газовая плитка и 20 баллонов с газом. Стараемся газ беречь. Собираем сухой кустарник. Большинство тех досок, что захватили на базе, попилили на дрова, взяли их слишком много.

Итак, у нас три ката — наш 4-местный «Артемон» (грузовая лошадка, для Карелии самое то, но для Урала), 4-местный «Сож» от «Белрафт» и двухместный кат Гришкина «2Т», также «Белрафт». Два последних ката «цивильные» для такого сплава: с сидухами и стременами. На нашем «Артемоне» стремена самострочные. Экипажи: Гришкин и Саша — «2Т»; адмирал, Слава, Дорик, Макс — «Сож»; Горбач, Лиза, Игорь, я — «Артемон».

Поужинали, выпили спирта, поговорили под костер — хорошо! Решил спать в палатке у Горбача — втроем теплее. У меня пошла «выскакивать» простуда: «ячмень» на левом глазу и здоровый гнойник на левой руке. Выдавил его, замазал, заклеил.

Трудности начались сразу. Рано утром мы приехали — не доехав около 8 км до оз.Нярма-то — дальше дорога шла каменистая и водители боялись на ней оставить свои гусеницы. Вокруг горы. Но выйти и поставить палатки в условиях сильнейшего ветра с дождем было невозможно. Сплошная аэродинамическая труба. Саша (наш легионер — впервые с нашей группой, но намного опытней нас всех — куча шестерок и пятерок за плечами) пользуясь своим многолетним опытом предложил сняться с маршрута, вернуться с вездеходчиками в Воркуту и пойти другую речку. Буря могла продолжаться и неделю и две, а без палаток (например их поломает), без связи (там, как и по всему маршруту) действуют только спутниковые телефоны), группа может и не выжить. Мест для палаток тоже не было — сплошная чавкающая тундра, иногда покрытая кустарником по грудь человека. Много толькообразованых речушек, ручьев, озер. Все плыло. Пару человек его поддержали. Все замерзшие, голодные и усталые. Моральный дух стремится к нулю.

Шестая бригада оленеводов. Первые впечатления.
Шестая бригада оленеводов. Первые впечатления.
В итоге руководитель скомандовал всем спать))) — вездеходчикам перед обратной дорогой требовалось несколько часов отдыха. Передышка во времени не помогла. Но было принято решение медленно двигаться на вездеходе в обратном направлении, временами выходя из вездехода для поиска затишного места для лагеря. Через пару часов оно было найдено — обрывистый берег по кругу образовал некое подобие кольца и у одной его части мы и стали. Начало было положено. Моральный дух устремился вверх )). Тепло попрощались с водителями, они нас жалели.))). К вечеру и к концу сбора катов погода улучшилась. Немного стих ветер и прекратился дождь. Температура повысилась до 5-7 градусов. Вода в реке высокая.


26.07.2010

С утра встали, не спеша начали готовить завтрак. Дежурные я и Гришкин. Макс сходил на охоту — завалил зайца. Собирались долго, раскидывали по катам личную и общаковскую снарягу. Решил сегодня идти в резиновых сапогах. На мне термобелье, авизентовый «комок», непродувашка, шерстяная шапка, спасжилет, шлем.

На первой же шивере меня намочило почти по шею. В жопу! — завтра одену неопрен. Ветер, холодно, а я мокрый. Можно околеть, как собака зимой.

Проплыли несколько км — на берегу два чума. «Чалка» к берегу — пошли знакомиться. Оказывается, это 6-ая бригада оленеводческого колхоза, стадо около 1000 голов. Они позвали нас попить чай. Зашли в чум — я первый раз — очень интересно. Ханты быстро накрыли на стол: оленина, чай с вареньем, кексы, белые сухари, печенье.

Живут неплохо — газовая плитка, спутниковый телефон, магнитофон у стенки. Посреди чума — костер, дым уходит вверх. В принципе неплохо. Собаки очень забавные, вроде крупные (из-за шерсти), но очень худые. Ханты их как правило не кормят. Собаки жрут все — даже человеческое дерьмо.

2 чума-несколько семей.
2 чума-несколько семей.
После чума прошли 3 км и встали на левом берегу перед каньоном на ужин — щи с зайчатиной. До шиверы от палатки метров 20. Река шумит...! За два последних дня уровень реки упал. Появился первый комар, немало снега.

Весь вечер сушил комок, термобелье, носки и сапоги. Завтра на воду пойду в неопрене — не замерзну, т.к. много обносов. Завтра идем в каньон — он 8 км, мы до первого водопада, прыгаем в него. Затем до непроходимого по габаритам порога «затычка», обносим его, спуск на воду и далее. Так что завтра тяжелый день — надо выспаться.

Вышли в час дня. С собой взяли распиленные доски, о чем не пожалели. Река-быстроток без существенных порогов. Но обливает иногда неплохо. На ветру и при низкой температуре — очень холодно. Иногда проглядывает солнце. Первые встреченные оленеводы (ханты) поразили своим гостеприимством. И укладом жизни. Встали на стоянку около 16 часов за 100 м до начала каньона на левом берегу. Он легко просматривается — постепенно повышающиеся скальные стенки по обоим берегам. Отличная стоянка прямо на берегу. Кусты, полянки в них. Осмотрели первые 4 км каньона. При нашем уровне воды, а мы оценивали его как средний (он начал падать на глазах) решили пройти первую часть каньона. С обносом вдп. 2. На стоянке в принципе можно в кустах наломать веток посуше и сделать побольше костер для просушки и ужина.


27.08.2010

Большой каньон
Большой каньон
Проверили хлеб: он весь отпотел и покрылся плесенью. 25 буханок отправились в водопад. Итак, следующие 2 недели сидим на сухарях — у нас их два ящика (24 пачки).

С утра безветренная, солнечная погода. Много комара, есть мошки. Ели малосольного гольца — его ночью выловил Слава. Очень вкусно, особенно с лимоном. Собираемся, увязываем багаж, привязали и подогнали стремена. Первые порожки прошли груженными, намочило. Немного стремно — в Карелии я такого не видел. Первый водопад «белрафты» прошли нормально, не рагружались, снял их на видео. «Артемон» частично разгрузили. Прыгнули в водопад, стремена хреновато подогнаны — чуть не вылетел при ударе об воду.

После водопада да «затычки» менее 100 м — до скалы, а за скалой поворот и сразу чалиться. В «затычке» — габаритный непроход, т.ч. 100% обнос.
«Белрафты» зачалились, а мы не успели. Нам кинули «морковку» — она легла удачно, прямо через кат, мы не удержали кат, Горбачу чуть не выдернуло руки из сустава, так как он намотал веревку на руку, выкинуло в воду — около берега на мель. Лиза свалилась в воду, нас с Игорем втянуло с катом в порог. Первую ступень прошли полулагом, я сначала не понял, в чем дело, оглянулся, увидел «затычку» уже рядом...Ой-е!!! Эти несколько секунд не помню. Пришел в себя уже под водой, под катом. От удара выбило шлем с головы, весла нет (водник даже тонуть должен с веслом!). Левая нога свободна, правая запуталась в стременах. Освободил её, жилет потянул меня наверх. Всплыл, я в скальной нише, на меня надвигается перевернутый катамаран, попробовал его в горячке задержать (одной рукой его, другой — за скалу) — фиг на ны!. Паники нет, но мысли немного сумбурны и хаотичны. Кат начало разворачивать, я смог залезть на раму! Вещей не видно (мы после водопада не стали увязываться — пройти же ведь менее 100 м!)

Стоянка перед Большим Каньоном.
Стоянка перед Большим Каньоном.

Слышу голос, оглянулся, метрах в 15 на скале мне что-то кричат, ни фига не слышу, в «бочке» за «Затычкой» полощутся наши вещи.

Вижу свой рюкзак — это пипец, там мои вещи, деньги, документы, часть общаковых вещей.

Слышу мне кричат «Игорь», не понимаю, причем здесь я. Начинаю оглядываться — за баллон от ката держится Игорь. Нас утаскивает дальше, падение за падением. Держу Игоря рукой. У него во второй руке весло — он молоток! не выпустил.

Плывем, вижу Лиза, она почти вылезла на берег. Ништяк! Прошли еще одну ступень, спокойная вода, вытаскиваю Игоря на кат, он без штанов — в пороге их просто сдернуло, лишь одна штанина зацепилась за ногу, под катом каким-то чудом застряло весло. Выдергиваю его, начинаем с Игорем грести к берегу, вода пока спокойная, а вот дальше шумит.

Подплыли к отмели, я спрыгнул в воду и потянул кат к берегу, вместе его вытащили и перевернули. Под катом рюкзак Горбача, кинули его на берег, позади нас видим в камнях на воде бочку, вытащили и ее. Я быстро снимаю с себя вещи до трусов и выжимаю их. Игорь все время повторяет «Мой рюкзак, бля, рюкзак, там вещи, деньги, документы!». Я еще когда плыл, решил для себя — жив, здоров — нормально, рюкзак выловят — отлично, а нет — фиг с ним, наживу еще.

Одел на себя комок, он сырой, но это лучше чем мокрый. Мимо нас проплывает желтая герма, далеко. Прибегает Макс, весь в «мыле» — «Фиг ли вы стоите, ловите вещи!». Кидается в воду, заходит в воду по пояс, а дальше его начинает сносить. Они с Игорем убегают вниз по реке за гермой. На другом берегу Лиза с веслом и двумя шлемами.

Начало Большого Каньона .со стоянки.
Начало Большого Каньона .со стоянки.
Мимо меня проплывает красный шлем, похоже Горбача, тоже далеко. Крикнул парням про шлем — там дальше отмель, вдруг выловят.

Начинает пробирать холод: отжался, помахал руками-ногами, Согрелся, вижу по реке плывет белый мешок, вроде близко. По яйца в воду зашел — мля, как холодно! Достал мешок — там котлы и костровое, как этот мешок не утонул. Опять начинаю мерзнуть. Покурил (сигареты были в целлофановом пакете в нагрудном кармане — не намокли).

Сверху с обрыва кричат, мол, поднимайся! Мля, здесь метров 50. Пытался подняться несколько раз, наверху отвесные скалы. Плюнул, начал пробираться вверх по реке по склону. Метров через 500 увидел наших — они разгрузили каты и вытащили их на склон.

Обнос... мля, я это уже ненавижу. Склон 45-60°, в ряде случаев все 80°, а мы на 30 м вверх тащим рюкзаки, мешки, бочки, гермы с общаком — пипец! «Тэшку» спустили на воду и адмирал с Гришкиным поплыли собирать наши вещи. Теперь самое дерьмовое: затащить «Сож» (2,0*4,9 м) наверх: четверо снизу, двое сверху на веревках. Мат над каньоном очень густой стоял...

Сидим на гребне каньона, отдыхаем. Теперь все вещи тащить по тундре километра полтора. В три ходки все перекинули. Уже вечер, а перекуса не было. Желудок слипся. Хочу кушаить, нет, не так — ТРЕБУЮ ЖРАТЬ!.

Вечером решил отселиться от Горбача, поставил свою палатку. Поставил ее на самом бугре — ветер, но практически нет комара. С моим рюкзаком мне повезло. Мужики заметили его случайно. Вещи практически не намокли: все упакованы в целлофан, а эти свертки упакованы с засолочный полиэтиленовый пакет.

Переоделся в сухое — блаженство! За и после ужина плотно выпили спирта. Не знал, за что поднять чарку за годовщину свадьбы — сегодня три года, — или за удачное окончание прохода «Затычки».

Народ нас поздравляет с днем рождения. У адмирала прибавилось седых волос — он узнал, что мы все живы и здоровые лишь спустя час.

Подвели итоги: мы проипали в пороге тубус с 5 спинингами, топор, два весла (одно позднее нашли км в 3-4 ниже). Все рюкзаки выловили: один прошел км 5-6 по воде, но не утонул, хорошо упаковывались, но вот фигово перевязались.

Уже вечером, когда добрался до аптечки в рюкзаке, начал обрабатывать дырки на ногах: все колени синие, ноги в ссадинах, три дырки пришлось заклеивать.

Водопад №1.
Водопад №1.
Кстати, «затычка» — вообще-то порог непроходимый, группы до нас его обносили. Мы этот порог перешли два раза — Лиза самосплавом (в шлеме, жилете и с веслом — так что по правилам это считается) и мы с Игорем на катамаране.

Вышли в 12. Через полкилометра вдп. № 1. Снова осмотрели. Проходили по очереди. Страховка с берега первого ката. Остальные страховали с воды и с помощью морковок. Еще через полкилометра вдп.2. Мы его называли «Затычка». Так и прижилось. На вчерашнем осмотре наметили места чалки и еще одного осмотра. Пройти наверное можно, но совсем впритык. Около 2-2,5 метров ширина прохода. Решили не идти, не с нашим опытом его идти. Наметили место чалки для обноса — левый берег метров за 50 до «Затычки». Раньше — высокие обрывистые скалы и возможности обноса нет совсем (без специального снаряжения, но мы не альпинисты))). Чалка сложная из-за течения вдоль берега. Поэтому чалились по одному катамарану. Идти к месту чалки после поворота договорились, гребя против течения для снижения скорости.

Дальше по моему мнению было несколько ошибок, которые чуть не привели к катастрофе:

  1. Не все экипажи четко выполнили указания о снижении скорости.
  2. Адмирал не настоял о просмотре места чалки всеми членами экипажей.
  3. Четко брошенная морковка, не была закреплена на кате, а была намотана на руку.

Ну, или причина одна — недостаток опыта прохождения сложных рек. А что река сложная, мы поняли не сразу. Мы шли на 4-ю категорию сложности. И не в первый раз. Но как оказалось 4-ка 4-ке рознь. И несколько шестерочных порогов дальше по маршруту тому подтверждение. Прекрасное описание Щербакова И.А. на которое мы опирались нам очень помогало. Но при уровне воды который образовался спустя некоторое время — некоторые пороги исчезли, а некоторые превратились в «мясо».

В общем 2 ката зачалились не без трудностей. Третьему не помогла и морковка и он с 3-мя членами экипажей ушел в непроходимый порог. Кончилось все, Слава Богу, хорошо. Море впечатлений и седых волос. Вещи 2-х катов были вынесены наверх и перенесены к спуску в середине первой части Большого каньона. Вместе с одним катамараном. Другой кат спустили на воду сразу за вдп. № 2 для сбора вещей и членов экипажа на противоположном берегу. Стоянка высокая в 80 м. над уровнем реки. Но есть спуск и снежник с пресной водой. Катамараны подняли от греха подальше на 5 метров и даже привязали.)


28.07.2010

Авариийная стоянка . Середина 1-й части каньона.
Авариийная стоянка . Середина 1-й части каньона.
Сегодня занимались обносом вещей. Сделали две ходки: первый раз личную и часть общаковой снаряги, во вторую — всю оставшуюся снарягу. Все-таки обнос заепывает не по-детски.

Вечером занимались личными делами, кто рыбачил, кто спал, кто ремонтировался.

Каты оставили на старой стоянке. Вытащили их на берег (нос метра на 3 выше уровня воды).

Вечером начался дождь, шел с низовья реки, лил практически всю ночь.

Когда спокойная погода — одолевают комары. Но фиг с ними, а вот мошки — это полный пипец!

Вода продолжала падать. После осмотра до конца первой части каньона, решили идти без вещей с обносом вдп.№ 3 из-за острого зуба после 2-го слива. Интересный момент. Когда осматривали водопад сверху — решили можно попробовать идти с вещами. Спустились наполовину — точно без вещей. Спустились к водопаду. Может не идти? )))

Обнос по временами топкой тундре. Но красиво очень. Безветрие. Солнце. Много птицы, лис, зайцев, комаров и мошек. Репелленты помогают, но ненадолго. Вечер и ночь идет дождь. Температура ближе к 10 градусам.


29.07.2010

Вода ледяная до жути.
Вода ледяная до жути.
Сегодня встали, поели и пошли к катам. Река сильно поднялась (унесло мой котелок, я его оставил вчера на берегу, а сегодня с утра там поток).

Пришли к катам, а они уже на воде болтаются, если бы не привязали их — унесло бы ко всем чертям.

В каньоне очень мощные потоки. Адмирал дал добро на проход водопада на «Соже», а наш «Артемон» и «Тэшка» — обнос.

До водопада шли быстро — скорость воды очень приличная, свежие травмы дали о себе знать. Ноги болят дико. Коленями упираешься в железо, в доски. Мы на кате идем втроем: Горбач на правом баллоне, мы с Игорем на левом.

Буруны сумасшедшие, после прохода последнего перед водопадом порога, наш кат стал на «свечку» бортом: Горбач недостает веслом до воды, а у нас с Игорем только глаза из воды торчат. Горбач потом рассказывал, что у нас такая вселенская тоска в глазах была. Я думал, что все — пипец котенку! Кильнуло бы нас бортом — и все, пишите письма мелким почерком, дальше поворот, около 100 м и водопад. Слава рассказывал, что с берега круто смотрелось, как мы в бурунах на одном баллоне бултыхались.

Верх каньона.
Верх каньона.

Все обошлось, выпрямились, развернулись, прошли через струю и зачалились к скале. С трудом слез с ката — руки-ноги дрожат, ноги снова сбил — еще две более глубокие дырки, ноги все синие.

Вдоль берега, где по скалам, где по яйца в холодной воде перетянули наш кат, спустили его веревками на воду, сразу за водопадом. Я не рискнул идти, Игорь тоже. Адмирал и Дорик спустились на кат, минуты 3-5 пытались его развернуть, вроде развернулись — но наскочили левым баллоном на обливной камень и их кильнуло диагонально кормой. Дорик сразу заскочил на кат, а Адмирала протянуло под катом метров 15-20, но потом и он вылез. Все нормально. Следующий пошел «Сож» — Адмирал, Горбач, Дорик, Гришкин. Когда они прыгнули в водопад (высота водопада 4,5-5 м), задних от удара выбило из стремян,. Хорошо не в воду, а на раму. Они развернули кат, прошли 1-й слив, их загнало в улово, они долго вертелись там, потом пошли во 2-й слив и на том же камне их также кильнуло. Выскочили из воды и залезли на кат быстро.

«Тэшку» обнесли за водопад, затем каты перегнали к стоянке. На отмели нашли одно из двух потерянных позавчера весел.

Все что осматривали вчера — пошло прахом. Вода поднялась очень сильно. Около 3-х метров в далеко не узкой части реки. (Как потом показало время — бывает намного сильнее))). Повторный осмотр провели сверху по левой части каньона со спуском к водопаду № 3. Опасный зуб после второго слива исчез. Обливной камень после 1-го слива после водопада — тоже. Т.е. можно идти. Высокий риск оверкиля не останавливал, т.к. далее достаточно неопасный отрезок при самосплаве и широкий разлив после конца первой части каньона. Чалка за 150 метров до водопада на левом берегу. Спокойная.)) Но оказалось, что боялись не там. Метров за 200 до чалки перед левым поворотом огромные валы и сумасшедшая бочка. Сверху при осмотре мы не обратили на них ни малейшего внимания. Наш огромный Сож сильно бросало, ставило на свечу, развернуло как щепку и из бочки пришлось выкарабкиваться с большим трудом. Погода неплохая. Около 8-10 градусов.


30.07.2010

Прыжок на вдп. №3. Первая ступень.
Прыжок на вдп. №3. Первая ступень.
Сегодня прошли вторую часть каньона, путь занял часа четыре, два обноса, в начале и в конце.

Нашли место под лагерь, зачали каты, в две ходки перенесли вещи. Слава и Игорь наловили хариуса, засолили его. Ели хариуса и соленым, и печеным (жарили его на углях ). Вкусно.

Места вокруг очень красивые. Познакомились с лисами, их выводок живет недалеко от нас.

Прохождение второй части совершили не снимая лагерь. Справились быстро. Обнесли четверки на 4-м водопаде — очень острые камни и высокая скорость течения — боялись повредить суда. Разгруженная двойка прыгнула в правой части водопада. Очень впечатлил водопад в конце каньона — просто сумасшедшая мощь бьет то в левую, то в правую скалу. Ширина около 3-х метров. Сомнений в обносе не возникало даже у экстремальной части группы.)) Погода отличная. Ветер-комара нет. Обнос вещей по твердой тундре особых хлопот не доставил. Началась рыбалка. Много хариуса от 0,6 до 1,3 кг.


31.07.2010

Водопад № 3. 3-й слив. 2 оверкиля.
Водопад № 3. 3-й слив. 2 оверкиля.
Сделали сегодня ходовой день, река спокойная, много комара. Вода понемногу падает. Узнали, что недалеко от нас (8 км) у г. Константинов Камень есть магазин.

За 1,5-2 часа дошли до этого магазина. Мля, ненавижу эти болота: чвяк-чвяк уже заипало по самое не балуйся.

В магазине покупали в основном пиво, сигареты, шоколад. На общак взяли муку, масло. Я взял себе три пачки сигарет, три пива, два сникерса и плитку шоколада. Когда пил пиво — чувство иррациональности: я стою посреди тундры и пью баночное пиво. Охереть, но словами это не передать.

При нас в магазине столпотворение, пять упряжек, приехал вездеход с продуктами. Строго говоря, это не магазин, а приемный пункт пантов. Цены: пиво по 50 руб, сигареты «Тройка» по 20-25 р., все фрукты-овощи — 120 р за кг.

Панты сдают по 450 за кг, а в Воркуте — за 5000 р. За сезон несколько тонн переправляют на вездеходах в Воркуту.

За день, с этим походом в магазин, выбегались как собаки.

Вышли в 11. Погода отличная. Но без ветра. Гнус. После 4-х часов сплава остановились в месте, как показалось, максимально близком для восхождения на г. Константинов Камень. Он хорошо просматривается с воды, вместе с Большим и Малым Манясеем. Там, по словам оленеводов их святые места, места поклонения, а не кладбища, как в предыдущих отчетах. Получилась полудневка.


1.08.2010

Конец Большого каньона. Впереди обнос водопада № 8.
Конец Большого каньона. Впереди обнос водопада № 8.
Сегодня и завтра дневка. С утра тепло, пасмурно, слабый ветер. Не успели покушать (манная каша и блины) — сильнейший шквальный ветер + дождь. Дуги выгибало в обратную сторону. Мне через вентиляционные отверстия налило полную палатку воды, саму палатку чуть не сплющило. Все спасались как могли-держали руками тенты, дуги. Закрыть вентиляционные отверстия не было времени! Через 40 минут снова тишь да благодать...

Начала подниматься река (за сутки на 1 м в высоту в очень широком месте).

Горбач вечером сварил уху — охренеть как вкусно, да с сухарями, да под спирт!


2.08.2010

Сегодня день сидим и пьем. Сегодня день ВДВ и день оленевода. Оленеводов у нас нет, а вот Горбач и Слава служили в десанте. Так что, каждый 15-20 минут над тундрой раздается: «Ну, за ВДВ!»

Четверо из наших пошли в 13-ую бригаду — там сегодня праздник. Много наснимали фоток, ели сырую печень, мясо. Обратно когда возвращались, им пришлось переплывать через ручьи, которые накануне перепрыгивали.

Конец Большого каньона.
Конец Большого каньона.

Кстати, в ночь с 1 на 2 я сидел у костра. Ветер, дождь, ночь, тундра, я один — охрененно классно. Мне очень понравилось.

Легли спать рано, около 21:00 — завтра тяжелый день.

Описание этого дня двояко: часть группы весь день дружила со спиртом в честь дня ВДВ, часть отмечала день оленевода в крупнейшей в том регионе оленеводческой 13-й бригаде. Чем дальше от цивилизации, тем проще, доброжелательнее, открытее люди. Мы убеждались в этом на протяжении всего похода. И не только с оленеводами.


Из интересного:

Выпить чаю у ненцев и хантов — это очень неплохо плотно пообедать. Сначала все разливают чай, и далее, под чай, идет и мясо, и пирожки из оленины, и печенье с конфетами и водка. Всегда когда мы проходили недалеко от чумов, нас приглашали «к чаю». Иногда мы соглашались.)) Но только, когда в чуме или рядом были мужчины. В противном случае женщины заходили внутрь и с нами имело дело только детвора.

На чаепитии тоже сначала был мужской стол и после мужчин к чаепитию приступали женщины и дети. Готовка, уборка, сервировка стола, собирание дров, костер-все на женщинах. Мужчины пасут стада и добывают еду. Вот так.
В чумах встречаются и ДВД-проигрыватели и музыкальные центры. На автомобильных аккумуляторах. Нам специально продемонстрировали эти достижения цивилизации. Было немного трогательно.

Восьмой водопад.
Восьмой водопад.
При нас закололи 2-х оленей. Один был тут же разделан, и вывешен вялиться на ветру. При таком ветре через 3 дня он будет готов. Другого, сняв шкуру и скормив требуху собакам, ненцы начали употреблять сами. Под водку и макая кусочки мяса в немного подсоленную теплую кровь. Нас угостили теплой и еще парящей печенью. Просто растаяла во рту. Зрелище не для слабонервных — окровавленные рты, руки, рюмки.

Оленеводы постоянно кочуют. У многих нет своего дома где-то в поселке или городе. Вся жизнь в чумах в переездах за травой для стада. Лето на север, к зиме — южнее. 13-я бригада зимует на р. Полуй, в тайге. Совхоз на зиму выдает им доски для пола в чуме. После лета совхоз забирает излишки стада, выплачивает зарплату за полугодие. Продукты летом покупаются в том числе и за проданные панты (поросшие шерстью рога молодых оленей). Но это рискованное занятие — если срезали часть пантов у оленя и пошел дождь или настала теплая погода — олень погибает. Рога — это своеобразный радиатор у оленя.

Часть молодых ненцев или хантов учатся, уезжая 1-го сентября в интернаты или в общежития при университетах и приезжают домой только на каникулы. Но таких немного. В 6-й бригаде познакомились с Данилами — старшим и младшим. Младший учится в Салехарде на ветеринара в универе.

На день оленевода в 13-й бригаде ждали гостей с других бригад и чумов — для проведения соревнований в гонках на санях, бросании лассо и др. Но погода подвела и гостей было немного.

Было немного грустно от них уходить. Хорошие люди, ведущие трудную трудовую жизнь. И не желающие ничего иного.


3.08.2010

Ручей
Ручей
Утро...Тяжелый день....Когда вылез из палатки, первым делом побежал к речке — вчера на 6 выпили 2 литра спирта, так что сушняк хороший. У реки сидел Горбач, который при виде меня произнес: «Кто не знает вкуса водки, тот не знает вкуса воды».

Саша, этот ........, с утра закатил истерику: мол, я не собираюсь поить спиртом всяких, отдайте мою часть (вечером он забрал 1,5 литра — десятую часть, не вспомнив при этом, что хоть и мало, но он все-таки выпивал вечерами). Адмирал ему сказал, что свой спирт он будет пить сам или довезет до Минска.

За день прошли порядка 40 км. (время на воде примерно 3,5 ч). Хорошее, мощное течение. Река после дождя опять поднялась. Прохладно, ветрено.

Стали на ночевку в начале Малого каньона. На подходе к каньону видели олениху с олененком, проплыли от них буквально в метрах десяти.

Вечером адмирал пробовал нас на крепость — предлагал выпить, но мы же не алкоголики — отказались. Спирта осталось мало — 3,5 литра, оставили его на дни рождения, их в группе два.

Вечером поужинали, оказалось мало. Мужики пошли на рыбалку, выловили более десятка хариусов. Нажарили рыбы, потом еще и супа сварили. Короче, вечер удался.

Пошла вторая неделя без хлеба. Сидим на сухарях. Постоянно хочется сладкого. Эх, сейчас бы пиво и шоколада!

Разлив реки.
Разлив реки.

Погода испортилась. Опять холодно, ветер. Температура меньше 5-6 градусов. Морось. Вышли в 11:30. Река разливается, но течение существенное. Легкие шиверы. По правому берегу вдалеке видна дорога Газпрома. Через час после выхода мы пересекли временный мост. Скоро места освоят, заброски упростятся и тундра потеряет свою первозданность и чистоту. Начало Малого каньона и, соответственно, наша стоянка, просматривается хорошо. Ориентир — гора похожая на горб верблюда по правому берегу, перед ней и стали. По левому — отвесная светлая высокая скала. Плавника мало, но терпимо. Комара нет, ветер. Очень красиво. С горы видно как дальше Малый каньон змеей прорезал тундру на много километров вперед.


4.08.2010

Вот такой болотоход.))
Вот такой болотоход.))
Прошли Малый каньон Нярмы-Яхи. Ничего серьёзного, шли практически без просмотров. В каньоне очень красиво. После каньона спокойная река.

Во время перекуса на два спиннинга минут за 10 выловили 7-8 хариусов.

Вскоре после перекуса вышли в р.Кару. Прошли еще 1-1,5 ч. и стали лагерем. Считай половину маршрута прошли.

Вечером шикарный ужин: густой гороховый суп с майонезом и сухарями, картофельное пюре и филе хариуса. Наелся так, что спал на спине.

К вечеру погода ухудшилась — ветер, дождь. Мужики ловили рыбу: более двух десятков за час.

С утра встали — южный ветер, 12-15 градусов, солнце. Хотя ночью были заморозки. Вышли в 11. Сразу после горы — горба верблюда - прижим. Осмотрели, страховали с воды. Ходовое время 4,5 часа. Стоянка на притоке Юнкошор.


5.08.2010

День оленевода. Разделка оленя.
День оленевода. Разделка оленя.
Сегодня прошли до водопада Буридан. Проплыли первый каньон на Каре. Порогов там нет, но очень красиво, можно сказать охеренно красиво: тихая, стоячая вода, белые, как сахар, скалы. И тихо...Мы плыли, как в музее, переговаривались вполголоса.

На Буридане встретили местных: Виталий, Рома, Толик. Они растопили для нас баню. Попарились, вымылись. Баня супер — большая, светлая, тапочки, колпаки, парилка обшита липой.

Практически всю ночь шел дождь. Мы в это время парились, а потом выходили под дождь, как под душ. Хорошо-то как! Кругом тундра, дождь, ветер, в радиусе 150-200 км жилья нет — а мы в отличной бане.

Мы еще за ужином угостили местных: рис, колбаса, сыр, «Слимоном» (спирт с водой в пропорции 1 к 1, настоянный на лимоне). Местные после бани угощали нас: воркутинская водка, вкуснейшее сало, лук, чеснок и...хлеб!

Кстати, утром они дали нам в дорогу килограмм сала и буханку хлеба, извинились, что мало — сказали последняя буханка, сами ждут вездехода.

Вода за ночь сильно прибыла, поднялась более чем на 1,5 м, но это на равнине, а что в каньоне творится.

Выход в 10:30. Фотоаппараты держали наготове — безумно красивый каньон на Каре. Порогов нет. Вход в каньон Буридан просматривается. Перед ним на левом берегу фактория, где и заночевали.


6.08.2010

Панты.
Панты.
Полдня «трахались» у Буридана. Сам порог из трех ступеней, между ними 150-200 м. Первые две ступени опасны тем, что у них мощные отбойные валы — этакий забор, высотой 1,5–2 м. из воды, текущей навстречу потоку. Механика проста: втыкаешься носом, нос поднимается и кат киляет через корму. Третья ступень — жопа! Там как бы три потока, несущиеся со скоростью поезда, сливаются в один, здоровая водяная гора, а потом и мощная бочка, где все крутит так, что любая стиральная машина нервно курит в стороне. Короче, это нужно видеть.

Первоначально, план был следующий — проходим две ступени — чалимся к правому берегу — обнос вещей, ката 150 — 200 м, и спуск за бочкой, а затем плывем дальше.

Утром Саша, ....... , посмотрел Буридан (а вода уже прибыла) запаниковал и начал требовать, чтобы зачалились после 1-й ступени, идти вдоль правого (а хотели вдоль левого, а затем выйти к правому).

Ушел «Сож», обошел отбойный вал вдоль правого берега, зачалились. Пошли мы, адмирал с берега сигналил, куда идти. Пришлось идти вдоль берега, а там мощный обратный поток, выйти ближе к середине — унесет нахрен. При проходе отбойника корму ката начало втягивать — выгребли.

Глава 13-й бригады.
Глава 13-й бригады.

Вот тут и начался пипец! Вдоль берега налегке трудно идти, то есть надо поднимать весь груз на гребень каньона. Сначала идут скалы, метров этак на 8-10, мокрые и скользкие, заросшие мхом и какой-то скользкой фигней. А потом 10-15 метров склон, заросший тем же мхом, травой. Все это дерьмо усугубляется вчерашним дождем — не склон, а какой-то сплошной ручей, перемешанный с водопадом и болотом. Как мы материли этого старого хрена. Короче, у деда явно начинают сдавать нервы, и очко совсем расслабилось.

Пытались подняться с грузом — я пропахал жопой по скале метров 3 с бочкой в руках, думал, уже, что подойду самосплавом покорять Буридан, обошлось. Адмирал случайно сбил здоровый валун, а эта треклятая каменюка выбила в воду «Сож». Обошлось — вдоль берега сильная обратка, так что кат потянуло не в порог, а к началу каньона, выловили его.

Начали поднимать вещи на скалы веревками, а там по склону уже на руках на гребень. Затем обнос на 1 км к Чаше — озеро на выходе из каньона.

Сделал три ходки с вещами: в первый раз свой рюкзак и герму за загривок, во вторую — герма и бочка, в третью — мешок. Ненавижу обносы, вверх по горе, по болоту, вниз и обратно.

Адмирал, Горбач и Игорь тем временем вдоль берега на веревках проводили каты и швартовали их за «бочкой».

Начало Малого каньона.
Начало Малого каньона.

Обнеслись, вернулись, спустились к катам. Теперь самое веселое — покатушки! Ставим наш кат в воду, народ их придерживает. Запрыгиваем в стремена, подтягиваем их, залазят задние номера. Подходит волна — нас толкают, работаем веслами, чтобы выйти на середину. Валы высотой 1-1,5 м, мы фактически не гребем, скорость и так хорошая, нас кидает вверх — вниз, хорошо!

После перекуса пошли дальше, погода начала немного портиться, поднялся ветер, причем постоянно в лицо, как бы не петляла река.

Ближе к вечеру прошли еще один каньон, охрененно красивые места, река шумит, чайки. Там много валов, пару порожков, повеселились. Сели в одном месте на камень, снимались минут пять с него.

У Саши вечером опять истерика — после каньона он пробовал стать лагерем, дескать, он устал и замерз. Адмирал хотел пройти еще один каньон, но старый хер уперся рогом. Доказывал, что «настоящие» водники становятся лагерем не позднее половины шестого. Закончилось тем, что проплыли еще метров 300-400 и стали лагерем.

У нас практически закончился чай, сахара осталось не более килограмма, кофе тоже мало.

Этот тяжелый день мы начали в 11:00. Закончили около 20:00. Было потеряно много времени на первом каньоне и опасаясь встречного ветра при разливе реки ближе к морю, мы хотели иметь в запасе хотя бы день. Поэтому воевали с ветром сейчас. Ночевали на левом берегу напротив р. Брусьяха. Поднялись повыше по склону во избежание.. С этой рекой надо всегда дуть на воду..)


7.08.2010

После прижима.
После прижима.
За ночь сильно поднялась вода. С утра ветер, мелкая морось, временами переходящая в дождь. Ветер все время в лицо. Сегодня четыре порога, поэтому пришлось одеть ботинки из неопрена — в сапогах в порог идти стремно, свалишься в них в воду, даже булькнуть не успеешь, как на дно пойдешь.

Плывем, плывем — а порогов все нет и нет. Все объяснилось на Карских воротах. В этом пороге посредине реки торчит 7-метровая скала. Её нет — самая макушка торчит из воды и то, её постоянно закатывает водой. После просмотра пошли в порог. Проходим по правой струе. Со стороны прикольно: плывет кат, подходит к порогу и...бульк — ката не видно. Минуты через две видны головы экипажа — отгребают к берегу. «Тэшка» Гришкина прошла сложнее — вода застопорила кат между валами, минут пять держала, пока не выгребли. Мы уже заволновались, думали киль, послали Лизу на склон глянуть.

Мы отволокли нашего «Артемона» метров на 150—200 от порога: нам надо было пересечь струю и пройти к правому берегу, а течение там сильное.

К порогу дошли трудновато, надо было держаться около берега, а там обратно.

Ввалились в порог, кат моим (левым) баллом врезался в волну и его начало разворачивать перпендикулярно волне, удалось притормозить поворот. Однако потом на валах нас все-таки развернуло лагом. Сваливаемся с вала — я сижу по пояс в воде, а правый баллон на гребне. Думаю, все, сейчас кильнемся через мой баллон. Пара секунд — мой баллон на гребне, а правые торчат внизу из воды. Мля, сейчас кильнемся через их борт. Пронесло. Последняя волна ударила в левый борт так, что из-под обвязок выскочил рюкзак Горбача и скатанные коврики. Выловили всё и пошли дальше.

Малый каньон.
Малый каньон.

Дождь, ветер, холод собачий — температура не более 3-5 градусов по Цельсию — вода кажется теплее. Мы после порога, все мокрые, гребем, только чтобы не замерзнуть. Стали на перекус — 10 минут, и все тело ломает от холода. На таком ветре в мокрой одежде — да ну нах!

Сегодня шли на веслах порядка 7 часов, прошли по воде 70 км. Встретили группу туристов из Башкирии. Стоянка неудачная — ровная площадка, насквозь продуваемая. Сильно замерзли — я ступни ног не мог отогреть часа два, они у меня отошли только после горячего ужина, чая и спирта.

Вечером отмечали день рождения Игоря. Подарили нож, банку пива. Выпили грамм по сто спирта под сало с хлебом. Чай с тортом, поговорили и спать.

Впервые за весь поход одел свитер — уж больно холодно. Термобелье сейчас вообще не снимаю — ни на воде, ни на берегу.

Выход 10:30. Вода сумасшедшая. Уровень реки имеется ввиду. Карские ворота по описаниям ничего из себя не представляли: сливы и волны 0,7 метра. В нашу воду минимум 5-ка. Обноса нет. Шли с вещами. После порога идет расширение реки — в случае оверкиля вещи можно выловить. Хотя не все так просто. После окончания нашего похода в Усть-Каре перед посадкой на вертолет нам сказали, что там погиб человек при прохождении другой группой. А в этом сезоне Нярма-Яха унесла жизни двоих водников. Вот вам и четверка. Стоянку сделали за 3 км до острова Моранго на левом притоке.


8.08.2010

С утра погода «шепчет» — сильный ветер, дождь. Все сырое. Температура еще более низкая. Пальцы сводит от холода. Полдня шли по каньону Кары — вокруг скалы: черные, серые, желтые, полосатые, холмы из каменного угля. Ветер против хода.

Погода начала устаканиваться: сначала прекратился дождь, понемногу стих ветер, ближе к вечеру выглянуло солнце. Жизнь налаживается, но...комары. Тут так всегда — или ветер и дождь, или солнце и комары. Самая лучшая погода для меня в этих местах — пасмурная или солнечная погода и сильный ветер.

Каньон на Каре. Очень. тихо и необычно.
Каньон на Каре. Очень. тихо и необычно.

Вечером плотно поужинали — густые щи с сухарями, сладкая пшеничная каша. Отметили еще один день рождения — Лизе 20 лет. Очень много выпили, кофе с тортом. К вечеру нас догнали башкиры — выпили с ними настойку золотого корня, поели копченой рыбы.

Когда все легли спать — устроили фейерверк. Запустили пару ракет, а потом Горбач кинул в костер три десятка петард. Снял это на видео — народ раздувает костер с петардами, а потом штук 20 взрываются. Такое ощущение, что в костер выпустили очередь. Кстати, последние петарды взорвались уже утром, когда дежурные готовили завтрак.

Легли спать поздно — около шести утра.

Подъем в 9, выход в 11, ходовых часов 7. В конце дня река сильно разлилась. Против ветра идти очень тяжело. Экипаж двойки потихоньку умирал. Менялись. До устья Б.Вануйты не дошли около3-4 км. Стали на правом берегу сразу за правым поворотом.


9.08.2010

Стадо северных оленей. на переправе.
Стадо северных оленей. на переправе.
В девять меня подняли на завтрак — чтоб я сдох вчера! Опохмелились с Горбачем. Стало немного лучше.

У нас последний рывок — 18 км до поселка. Ветер попутный, течения нет. Впереди Карская губа.

Адмирал поставил парус и долетел до поселка за 3,5 часа. Мы гребли 5 часов. К поселку протрезвели.

В поселке договорились о ночлеге в местной школе.

Разобрали каты, повесили их на просушку. Сходили в магазин: цены там полный аллес — 1,5 л пива 150-200 руб, хлеб — 60 руб, водка от 220-250 рублей.
Взял полторашку пива, сигарет.

Чувствую себя очень уставшим. В школе есть телевизор, DVD. Вечером дружно втыкали в зомбоящик.

С утра час гонял своих раздолбаев-алкоголиков. Очень они спелись и спились с башкирами. Чуть выгнал с палаток на завтрак. Их ненависть ко мне лилась рекой. Ха! Ничто так не радует, как горе товарища!!!))) Мы с них только ржали.

На обносе Буредана.
На обносе Буредана.

У нас было чудо: ветер, который все время дул в лицо, на сегодня поменял направление на противоположное. Редко, но бывает. Оглядываясь назад через месяц после окончания маршрута понимаешь, что нас все время, как будто кто-то оберегал. Начиная от порогов и заканчивая погодой. Непогода, шквалы, дожди — либо ночью, либо на дневке. Ветер попутный — когда уже мочи нет грести против него. Баня — когда трудности похода изрядно подкосили дух. Спасибо, что так у нас было.

Стали до поселка. Сходили, договорились о ночевке в школе. Есть пару изб, где берут на постой — но это не лучший вариант — высокий процент местного населения пьет и дебоширят. Ребята из Курска меняли местожительство пару раз, спали с ружьем наперевес. Лучше стать до поселка, либо после — в районе посадочной полосы — там еще возможно найти место где стать. Но грязно. В поселке вдоль побережья свалка старой техники и другого хлама. Или искать варианты подобно нашему. С вечера в школу повадились предлагать шкуры, да рога. Стоимость на все — бутылка. Хорошо нам дали ключ — еле отбились. Жили вместе с нашими любимыми башкирами. Мы уже к ним привыкли. Показывали в школе нам фильмы со своими походами. Они пешеходники — ходят высокие категории, чемпионы. Хорошие ребята.

Работает почта. Есть телефон, но не работает. Не дозвониться никак уже 2 месяца. Но карточки успешно продают на почте. При необходимости можно позвонить из администрации. К нам отношение очень хорошее — чем могли — помогали, советовали.

Можно вытопить баню. Либо у местных, либо на метеостанции.


10.08.2010

Перед Сибирчато-Яхой.
Перед Сибирчато-Яхой.
После завтрака начали укладывать снарягу — надо взвешиваться перед вертолетом. У нас перегруз 167 кг, за это надо заплатить почти 500 долларов.

Купил жене подарок — оленью шкуру.

Целый день ели, читали — короче, убивали время.

В поселке со 2 августа ждут транспорта туристы из Курска. Транспорта нет — из-за дождей. Кара сильно поднялась, вездеходы застряли на переправе.

Жизнь в поселке «кипит» — работы нет, 80% не работают, пьют. Встретили земляков из Беларуси. Паша из Могилева, здесь четыре года, женился, сын родился. Передал через меня письмо сестре в Могилев.

Завтра вертолетом. Будем ждать. Млять, Саша уже заипал.


11.08.2010

С утра полностью упаковали рюкзаки. Ветер, туман. Опасаемся, что вертолета не будет. Он должен был прилететь не позднее 12 часов. Билеты уже куплены.

Гимн Усть-Кары. В школе.
Гимн Усть-Кары. В школе.

Уже 15 часов. Вертолета нет. Можем опоздать на поезд. Если вертолет не прилетит — сдадим билеты, договоримся с вездеходчиками. Если вертолет все-таки прилетит, но с большим опозданием — придется сутки сидеть в Воркуте.

МИ-8 опоздал на 4 часа, еще час — куковали бы в Воркуте еще сутки. В Воркуту прилетели в начале шестого — поезд через час-двадцать. Успели. Быстро нашли машину, перекинули снарягу на вокзал, взяли билеты. Сели в поезд — все, осталось только доехать.

В Москве были утром 13:08. Билетов до Могилева на следующие двое суток нет. Поехали автобусом до Смоленска. Саша ........ сел в поезд до Минска — Слава Богу!

В Смоленске сели в дизель до Орши, в Оршу за нами приедет микроавтобус.

В Могилеве были около 23:30. Все, я дома. Поход закончился. Осталось лишь привести в порядок снарягу, выпить на походнике и...ждать следующего лета и следующей встречи с Севером.


Полезные советы

  1. Река Нярма-Яха и условия похода — для достаточно опытных и схоженных экипажей. Север постоянно подкидывает сюрпризы. Будь то бури, снег или постоянно падающий и резко поднимающийся уровень воды. И пользуясь нашим опытом: 4-ка 4-ке рознь.
  2. Газовая горелка несколько раз выручала. Хотя и не было стоянок, где нельзя было найти каких-либо веток или плавняка. Только не всегда собранные дрова хотели гореть в дождь или ветер. Палатка или тент для приготовления пищи в таких условиях — необходимое условие.
  3. Долгожданная посадка.
    Долгожданная посадка.
  4. Лучшей обуви, чем резиновые сапоги там нет. Мокрый неопрен на ветру это зло.)) А сапоги, пусть даже с мокрыми шерстяными носками — спасение. У двух человек были костюмы из Виндблока (windblock). Ткань очень теплая и непродуваемая. После похода все дали себе зарок купить такие же. Они очень спасали. Хорошая одежда от дождя — это тоже крайняя необходимость.
  5. Будьте готовы к длительному пребыванию в Усть-Каре. Север может смешать все планы. Запас денег должен быть.
  6. После Большого каньона стоянки есть практически везде и всегда.
  7. Все вопросы можно задать на нашем сайте «Sportextreme.by». Чем сможем-поможем.