Карелия, р. Поньгома 2009 г.
Могилевский профессиональный электротехнический колледж
Адрес: Республика Беларусь, г. Могилев, ул. Якубовского 18
ОТЧЕТ
о водном походе первой степени сложности
по р. Поньгома Кемской обл. республика Карелия.
Трасса Петербург–Мурманск–оз. Б. Рогозеро–оз. М. Рогозеро — р. Поньгома–д. Поньгома-Белое море-ст. Кузема
Совершенном в сроки с 1 августа по 10 августа 2009 г.
Маршрутный лист № 1-В-09
МАРШРУТ РАССМОТРЕН МКК УПРАВЛЕНИЯ СПОРТА И ТУРИЗМА
МОГИЛЁВСКОЙ ОБЛАСТИ
адрес: 212030 г. Могилёв
ул. Лазаренко 50
Ответственный секретарь _____________________Скробова В. А.
2009
Содержание:
- Аннотация. Цели и задачи похода 2
- Справочные сведения о путешествии 3
- Сведения о районе похода: Республика Карелия. 5
- Дополнительные сведения. Список участников группы 9
- Упрощенная раскладка продуктов и меню 10
- Памятка руководителя 11
- Аптечка 12
- Итоги, выводы, рекомендации 13
- Дневник похода. 14
- Карта района похода 18
- Маршрутная книжка 19 1
- График движения 20
- Фотографии 22
Аннотация
В отчёте рассказывается о водном походе первой степени сложности в одном из интереснейших районов: р. Поньгома, Кемская обл. Республика Карелия, Российская Федерация. Вы побываете на одной из красивейших рек Сев. Карелии, озёрах, отличающихся сравнительной доступностью, будете любоваться великолепной природой.
Отчёт рассчитан сориентировать читателя в выборе маршрута путешествия, места отдыха.
Отчет на электронном носителе прилагается.
Цели и задачи похода:
- Всестороннее развитие личности учащихся, укрепление здоровья по средствам воспитания морально-волевых качеств во время походов.
- Формирование учащихся гражданственности, патриотизма и гуманизма.
- Приобщение учащихся к изучению родного края, его национальных традиций.
- Привить необходимые навыки в ориентировании на местности, оказание первой медицинской помощи.
- Изучение природных, социально-культурных объектов, историко-культурных ценностей Карелии.
- Воспитание экологической культуры.( Проведение экологических акций по уборке бытового мусора на местах стоянок;)
- Разработать и пройти маршрут, который являлся бы достаточно безопасным, технически не очень сложным и максимально информативным (в плане показа природы русского севера)
Справочные сведения о путешествии
Нитка маршрута: Трасса Петербург-Мурманск-оз. Б. Рогозеро-оз. М. Рогозеро — р. Поньгома- д. Поньгома-Белое море-ст. Кузема
Описание маршрута.
Обычно в озерные верховья Поньгомы забираются автотранспортом от Лоух через Кестеньгу и Топозеро или от Кеми через Шомбу. Оба пути длинны и неудобны, а огромное Топозеро — малоподходящий водный бассейн для плавания на катамаране без мотора. Здесь предлагается пройти по нижнему, наиболее интересному участку Поньгомы.
Сплав начинается от моста через Поньгому шоссейной дороги Петербург — Мурманск, до которого можно доехать от Подужемской ГЭС (см. описание Охты) или от г. Кемь. Все основные пороги Поньгомы сосредоточены на участке реки между этим автодорожным мостом и устьем. Ширина реки в начале маршрута
Путешествие можно закончить у ж.-д. моста на левом берегу реки, откуда 4 км до ст. Кузема; в другом варианте, повернув влево после впадения Поньгомы в море, пройдя проливом между коренным берегом слева и скалистым островом справа и обогнув высокий, лесистый левобережный мыс, нужно войти в устье р. Березовой (см. описание Куземы и Воньги). У лодочной стоянки в устье Березовой, там, где реку пересекает высоковольтная линия, — удобное место для антистапеля. При повороте с моря в устье р. Березовой за прибрежным лесом видны водонапорные башни у ст. Кузема, а от рыбачьего причала в устье Поньгомы — куземский телевизионный ретранслятор.
Протяженность активной части −61 км
Существует еще несколько вариантов сплава по реке Поньгома:
— При плохой погоде можно не плавать по морю, а сойти у моста в дер. Поньгома (до или после порога «Морской»). До Куземы — 9 км по дороге.
— Оз. Топозеро — оз. Левицкое — оз. Поньгома-...
В этом случае Вам надо ехать на поезде до ст. Лоухи, далее машиной до поселка Кестеньга. Протяженность маршрута увеличивается до 237 км. Заброска в Лоухах
— От пос. Шомба вверх по реке Шомба до оз. Лулло. Длина маршрута возрастает на
— Если у группы оформлено разрешение на въезд в погранзону, то маршрут можно начать от оз. Шомбозеро, что увеличивает его протяженность на
— Можно заброситься сразу на оз. Поньгома из г. Кеми, что сократит поход на 1 день.
Здесь представлен самый короткий вариант: поход от автомобильной трассы Москва — Мурманск.
Техническое время приведено при не очень быстром темпе сплава с учетом осмотров при очень низком уровне воды (первая декада августа). Следует отметить, что Поньгома — река с очень малым водосбросом. Поэтому даже при высокой воде на выходе каждого порога очень мелко, часты проводки. По этой же причине пороги кат. сл. Iа-Iб доставляют хлопот не меньше, чем даже «тройки». При низком уровне воды река представляет собой длинную череду мелких и очень мелких перекатов и порогов, что в конце концов может плохо сказаться на техническом состоянии Вашего плавсредства.
Маршрут очень разнообразен и динамичен: небольшие красивые озера, удобные волоки, река с большим количеством порогов и короткий переход по морю.
Аварийные варианты схода с маршрута:
* Автомобильное шоссе М-18 Москва — Мурманск — после оз. Волина Ламбина
* Автомобильная дорога, пересекающая Роман-порог. По ней до Куземы около 20 км.
* Железная дорога Москва — Мурманск.
* Можно не плыть по морю, а дойти от дер. Поньгома до Куземы по дороге, пересекающей реку перед порогом «Морской».
Сведения о районе похода: Республика Карелия.
География и климат
Расположена в пределах Балтийского щита. Большая часть территории холмистая равнина (наибольшая высота 576 м — Манселькя) с ледниковыми формами рельефа (моренные гряды, озы, камы, озерные котловины и др.). Основные низменности: Прибеломорская, Олонецкая, Водлинская. На северо-востоке омывается Белым морем (Поморский и Карельский берега), на юге — Ладожским и Онежским озерами. Реки относятся к бассейну Белого и Балтийского морей, наиболее крупные — Кемь, Выг, Кереть, Водла, Суна, Шуя. В Карелии свыше 40 тысяч озер, крупнейшие — Ладожское, Онежское, Выгозеро, Топозеро, Сегозеро, Пяозеро. Полезные ископаемые: железная руда, стройматериалы, слюда и др.
БАЛТИЙСКИЙ ЩИТ, выступ докембрийского фундамента в северо-западной части Восточно-Европейской платформы. Сложен породами архея и нижнего протерозоя (гнейсы, кристаллические сланцы и др.). Начиная с палеозоя, периодически поднимался и являлся областью сноса.
БЕЛОЕ МОРЕ, внутриматериковое море Сев. Ледовитого ок., у северных берегов Европейской части Российской Федерации. 90 тыс. км2. Средняя глубина 67 м, максимальная — 350 м. На севере соединяется с Баренцевым м. прол. Горло и Воронка. Крупные заливы (губы): Мезенский, Двинский, Онежский, Кандалакшский. Крупные острова: Соловецкие, Моржовец, Мудьюгский. Соленость
Крупнейшие Реки
КЕМЬ, река в Карелии. 191 км, площадь бассейна 27,7 тыс. км2. Порожиста. Протекает через ряд озер, где судоходство. Впадает в Белое м. Средний расход воды 275 м3/с. Сплавная. ГЭС.
ВЫГ, река в Карелии. До впадения в Выгозеро носит название Верхний Выг (135 км), по выходе из него — Нижний Выг (102 км). Впадает в Белое м. Средний расход воды 267 м3/с. Нижний Выг входит в систему Беломорско-Балтийского канала; каскад ГЭС.
КЕРЕТЬ, озеро на севере Карелии. 275 км2 (с островами). Глубина ок.
СУНА, река в Карелии. 280 км, площадь бассейна 7670 км2. Берет начало из озера Киви-Ярви на Западно-Карельской возвышенности. Протекает через несколько озер. Образует пороги и ряд водопадов (в т. ч. Кивач). Впадает в Кондопожский зал. Онежского озера. Средний расход воды близ устья 66 м3/с. Сплавная. Часть стока направляется к Пальеозерской и Кондопожской ГЭС.
Крупнейшие озёра
Ладожское, Онежское, Выгозеро, Топозеро, Сегозеро, Пяозеро.
ВЫГОЗЕРО (Выгозерское водохранилище), в Карелии. Площадь 1159 км2. Глубина до 18 м. На Выгозере — г. Сегежа. Входит в систему Беломорско-Балтийского канала.
ТОПОЗЕРО, озеро на севере Карелии, в бассейне р. Ковда. 986 км2. Глубина до 56 м. С созданием Кумской ГЭС (1966) стало частью Кумского вдхр. Рыболовство.
СЕГОЗЕРО, озеро в Карелии, в 1957 превращено в водохранилище (площадь 815 км2). Площадь до создания водохранилища 753 км2 (с островами), глубина до 97 м. Берега изрезанные; св. 70 островов. Вытекает р. Сегежа, впадающая в Выгозеро. Замерзает в декабре, вскрывается в мае.
ПЯОЗЕРО (Пявозеро), в северной части Карелии. 659 км2. Глубина до 49 м. Является частью Кумского водохранилища.
Климат переходный от морского к континентальному. Средняя температура февраля от −9°С до −13°С, июля +14°С — +16°С. Осадков около 500 мм в год. Вегетационный период от 60 дней на севере до 100 дней на юге.
Карелия относится к зонам северной и средней тайги. Почвы преимущественно подзолистые и болотные. Леса (сосна, ель, карельская береза и др.) занимают свыше 1/2 территории. Сохранились заяц-беляк, речной бобр, бурый медведь, северный олень, лось; из рыбы: навага, сельдь, треска, камбала, семга, лосось, форель и др. В Белом море — гренландские тюлени. На территории республики расположены Водлозерский национальный парк, национальный парк «Паанаярви», Кандалакшский заповедник, заповедник Кивач, Костомукшский заповедник.
Город Кемь — столица Карельского Поморья, расположен на одноименной реке, близ впадения ее в Белое море. Расстояние от Петрозаводска по железной дороге — 484 км, по автомобильной — 437 км.
Город Кемь обладает значительным культурно-историческим потенциалом. Сегодня на территории Кеми насчитывается более трех десятков памятников архитектуры, истории и искусства. Один из них — уникальный деревянный Успенский собор (1717 г.), построенный в честь избавления от шведских набегов. Интересно здание Соловецкого казначейства — первое каменное здание в Кеми, построенное в 1763 г. на Большом Лепострове, древнем центре города. С 1985 года в здании работает музей поморской культуры «Поморье».
Достопримечательности в районе похода:
д. Поньгома
Место расположения: Карельское Поморье, Кемский район
Тип комплекса: историческое поселение
Деревня Поньгома находится на северо-востоке Кемского района (центр Карельского Поморья) и относится к числу наиболее старых русских поморских поселений, время возникновения которого приходится, предположительно, на ХV век. К деревне ведет тупиковая дорога от одноименной железнодорожной станции.
Поселение расположено на берегу реки Поньгомы, в месте впадения ее в залив Белого моря и имеет смешанную объемно-планировочную структуру. Наиболее старая часть деревни имеет полузамкнутую планировку с прямоугольной площадью, в центре которой ранее размещалась деревянная церковь (ныне утрачена), от которой сохранились остатки трех нижних венцов. Таким образом, поселение являлось центрично-акцентированным.
Более поздняя часть деревни, сформировавшаяся под влиянием въездной дороги, имеет уличную двухстороннюю однорядную застройку. К северу от деревни, на расстоянии 500 м, на морском мысу располагается деревенское кладбище и хозяйственный «городок» из амбаров-факторий.
Жилая застройка деревни представлена преимущественно домами-комплексами типа «равноширокий» и «уширенный брус» с двух- и трехскатными вальмовыми крышами (последние украшены декоративными мезонинами-"вышками«).
Все постройки с одноэтажным жильем на низком, среднем и высоком подклете, а хозяйственные части домов-комплексов представлены одно- и двухэтажными дворами-сараями. Застройка относится к концу ХIX — первой половине XX веков. В рамках поморских традиций находятся планировочные и конструктивные решения бань и амбаров, большая часть которых сгруппирована в амбарный городок и размещена, на берегу реки Поньгомы.
Деревня Поньгома имеет хорошо сохранившуюся традиционную планировочную структуру, сочетающую фрагменты замкнутой и уличной планировок, и, учитывая наличие десяти памятников, имеющих самостоятельную историко-архитектурную ценность, может быть отнесена в разряд исторически ценных поселений Кемского района.
Вторжения современной жилой застройки незначительны и в целом не искажают исторически сложившегося облика поморской деревни, а наоборот — придают ей характер живого, преемственно развивающегося поселения.
Дополнительные сведения
Смета расходов:
Поезд Могилев-Кемь 128 тыс. руб одно место
Микроавтобус Кемь — р. Поньгома (нанимался в Кеми)-4000 рос. руб. с группы
Машина до ст. Кузема — 300 рос. руб
Электропоезд Кузема-Кемь — 27 рос. руб. одно место
Поезд Кемь — Могилев — 135 тыс. руб.
Продукты: 98 тыс. руб с человека
Итого на одного человека: 361 тыс. руб и 700 рос. руб = 450 тыс. руб
Подъезды: г. Могилев — ст. Кемь-поезд
Ст. Кемь- р. Поньгома — автобус (нанимается без проблем, торг, в районе жд вокзала)
Лодочный причал — ст. Кузема (гонец на станцию, без проблем)
Ст. Кузема — ст. Могилев — поезд
Расписание поездов: от ст. Могилев: поезд 646/326 беспересадочный вагон Могилев-Мурманск по понедельникам и четвергам. Время отправления: 6.19; прибытие в Кемь — 18.47
Из Кеми: Поезд 325/645 Мурманск —Могилев отправление в 7.09; прибытие в Могилев — 19.30
Упрощенная раскладка продуктов и меню:
6 чел Карелия 2009 11 дней
.......... . Всего
(штук) .............................................................
Тушенка мб 21 шт 11 первых блюд (супов)
Колбаса сыровял 4 кг 4 фасоль по 0.5 лук морковь 1 мб майонез
хлеб ситный 6 шт 4 горох 4 пакета 1 мб лук
Сало 2 кг 3 уха приправы субл картофель морковь лук
Сгущенка 11 шт
Майонез 1 кг 21 вторых
4 макароны сыр 1мб кетчуп
4 гречка 1 мб приправы
чернослив 1 кг 2 рис 1 мб приправы
Изюм 2 кг 11 овес изюм курага 1 сгуха
Курага 1 кг
Финики 2 кг
Морковь 3 кг
Чеснок 1 кг
Горошек конс 6 шт
Кукуруза конс 6 шт
Сыр 2 кг
Лук 3 кг 10 кофе
Фасоль 2 кг 12 чай
Горох 2 кг
Чай 200 г Чай из брусничника по месту
Кофе 500 г
Кисель 3 пачки 8 перекусов
Печенье затяжное 2 кг 1 палка св колбасы сало 0.5 сухари 2 шт чеснок
Сухари черные 2 кг
Раст. масло 2 литра финики конфеты печенье курага
Кетчуп 1 кг
Сахар 2 кг
Соль 2 кг Доппаек
Приправы 500 г Перекус в дорогу
Горчица 2 банки Колбаса 2 шт
Конфеты 2 кг Хлебцы 7 шт
Гречка 2 кг Конфеты 500
Рис 1 кг
Овсянка в короб. 4 шт
Макароны 3.2 кг
приправа для ухи 200 г
сухари бел. 2 кг
картофель сублим. 600 г
хрен в упаковке 400 г
Общий вес: 66,500
Набор групповой медицинской аптечки
Наименование Количество
1. Индивидуальные пакеты 6 шт.
2. Бинты стерильные (узкие и широкие) 8 шт.
3. Бинт эластичный 2 шт.
4. Глазные капли 2 флакона
5. Английские булавки 12 шт.
6. Ножницы 2 шт.
7. Пинцет 2 шт.
8. Пипетка 4 шт.
9. Вата стерильная 200г
10. Мазь Вишневского 100г
11. Спирт медицинский 200г
12. Спирт нашатырный 25г
13. Настойка йода 5 % 100г
14. Перманганат калия 2 пакетика
15. Перекись водорода 2 % 200г
16. Валериановые капли 2 флакона
17. Корвалол 2 флакона
18. Зубные капли 2 флакона
19. Нафтизин 2 флакона
20. Аспирин 40 таблеток
21. Анальгин 40 таблеток
22. Таблетки от кашля 20 шт.
23. Борный вазелин 2 тюбика
24. Крем от солнечных ожогов 2 тюбика
25.Синтомициновая эмульсия 5-10% 2 баночки
26.Липкий пластырь (широкий и узкий) 4 рулона
27. Бриллиантовая зелень 2 % 2 флакона
29. 29. Папаверин 20 таблеток
30.Смекта 20 пакетов
31. Уголь активированный 30 таблеток
32. Фестал, гастал 40 таблеток
33. Стрептоцид 20 таблеток
34. Комплект одноразовых шприцов 2 шт.
35.Средства от насекомых 4 шт
36. Супрастин 20 таблеток
Общий вес аптечки — 1 кг 350 г
Набор медикаментов был достаточным
Итоги путешествия:
1. Пройденный маршрут по протяжённости и набору естественных препятствий соответствует требованиям, предъявляемым к водным походам первой степени сложности.
2. Маршрут пройден всеми участниками группы в контрольные сроки и без ЧП. График движения выполнялся.
3. Стоящие перед группой задачи — выполнены.
4. Материальное обеспечение соответствовало потребностям группы.
5. Все продукты питания, медикаменты и снаряжение взяты из дома (учитывая полную автономность путешествия).
6. Путешествие имеет огромную познавательную ценность, т. к. посещаются интереснейшие природные объекты во время похода.
7. В настоящее время пройденный маршрут является одним из относительно безопасных и доступных районов Сев. Карелии.
8. В малую воду основную часть пути можно преодолевать без касок и спасательных жилетов. Все сложные пороги имеют хорошие обносы.
9. Много грибов, рыбы, которые приятно разнообразят меню.
10. Следует учитывать наличие кровососущих насекомых и соответствующим образом готовится.
11.При благоприятных условиях время максимума прилива несложно
оценить заранее. Если появление Луны в кульминации (самой высокой точке над данным пунктом земной поверхности) было отмечено, скажем, в час ночи, то максимум прилива следует ожидать около 3 часов (1+2) и около 15 часов (1+2+12).
Сайт для расчета восходов и заходов Солнца и Луны: http://www. astro. tomsk. ru/calc
В дер. Кузема есть несколько магазинов, работающих до
Дневник похода
31.07.09 — прибытие в Кемь. Поиск машины, погрузка. Через два часа уже на реке.
Переход выше по течению 800 м. Стоянка.
1.08.09 — мост автотрассы Москва — Мурманск.
Стапель.
02.08.09 автотрасса Москва — Мурманск оз. Большое Рогозеро.
П21 Сходу. Шиверистого типа. Выход — левее центра. Очень мелко.
Через 100 м
Мост автомобильной трассы Москва — Мурманск. Под мостом река сильно замусорена металлоломом.
Порог_22 (Iб, 150м, ЛЭП) — 300м — Порог_23 («Падун») (IIIа, 50м)
До и после Падуна две стоянки.. Осматриваем порог. Первое серьезное препятствие на реке — общий перепад около двух метров, два хороших слива, эффектная скала на правому берегу (и традиционная мерзкая шивера на выходе).
По тропе обноса, ведущей с первой стоянки на вторую, таскаем вещи.
Через 10 мин:
Порог_24 («Стол») (IIIб,
Второе серьезное препятствие на реке. Общий перепад около двух метров. Проходится по ярко выраженной главной струе: заход чуть правее центра, после первого слива резкий уход налево, далее второй слив. У левого берега один слив через обливную плиту — удобное место для проводки. За порогом на левом берегу — удобная стоянка.
Через 5 мин:
Порог_25 («Кособокий») (IIIа, 500 м) — 150м — Порог_26 (Iб, 150 м) — 200м — Порог_27 (Iа, 100 м)
при низкой воде П25, П26 и 27 сливаются в одно единое безобразие длиной около 1,5 км В отличие от Стола и Падуна (также IIIкс), П25 смахивает на затяжную полноводную (местами) шиверу, с сюрпризом примерно на половине пути — узким косым сливом под правым берегом на левом повороте.
От П27 начинается плес, по которому минут сорок (в компании комаров, мошки, мокреца и слепней) до Большого Рогозера.
Стоянка на шикарном пляже напротв устья. Помимо роскошного песка, в наличии идеальные площадки под палатки, баня у воды, а также отсутствие проблем с дровами.
03.08.09 Дневка
Дневка. Весь день — купания, загорания и прочие проявления матрасничества. Погода пока способствует. Рыбалка. Баня.
04.08.09 Большое Рогозеро — стоянка на реке.
Отчаливаем в начале второго. Облачно. Немного поплутав в заливах и траве, выходим в Малое Рогозеро. Низкие заболоченные берега, сплошь заросшие травой — неприятные места. Вход в реку за крупным островом.
Сразу:
Порог_28 (Iб, 100 м) — 15мин — перекат — 400м — перекат — 250м — Порог_29 (Iб, 150 м) — сразу — Порог_30 (Iб, 100 м) — сразу — Порог_30а (Iа, 100 м) — поворот — перекат
На высоком правом берегу стоянка с баней у самой воды. Перекусываем. Далее сразу:
Порог_31 (Iа, 100 м) — 15мин — Порог_32 (Iб, 100 м) — 5мин — перекат — 150м — Порог_33 (Iб,
Далее на высоком левом берегу хорошая стоянка.
05.08.09 Стоянка на реке — устье р. Егут
Порог_39а (Iб, 100м) — 5мин — Порог_40 (Iб, 150м, острова) — 15мин (два переката) — Порог_41 (Iб, 250м) — 10мин — Порог _42 («Роман-порог») (IIIб, 450м, перепад —
От стоянки до входа в порог 250м. Осмотр и обнос порога по левому берегу.
Заход — левее центра, затем резко вправо от ледолома, затем снова влево, под разрушенный мост, после моста можно попробовать зачалиться к левому берегу. Дальше — шиверное месиво, перемежаемое локальными сливами. На выходе — просто беда (по щиколотку).
Итого на Роман-порог: четыре часа.
Далее через 5 минут:
Порог_43 (IIа, 300м) — перекаты — поворот направо — Порог_44 (IIа, 100м) — Порог_45 («Корней-порог») (IIIа, 70м)
(кстати, на левом берегу перед П44 стоянка на высокой скале)
Корней-порог — самое впечатляющее препятствие на реке. Два мощных слива: перепад первого около метра, второго — ближе к двум. На выходе — традиционная шивера.
Чалимся перед порогом к правому берегу. Сразу отмечаем место для стоянки — сырое и мерзкое. Дальше по тропе (осмотра и обноса) вдоль порога можно дойти до второй площадки, более пригодной. Там и встаем.
Катамаран разгружается, готовясь к прохождению порога. Со старта разгоняется, и благополучно застревают на краю первого слива. Кое-как сползает с плиты, и со свистом проносится через второй слив. Перед выходной шиверой разворачивается и чалится прямо к плитам напротив стоянки.
Порог_46 (Iб, 300м) — поворот — Порог_47 (IIб, 350м) — сразу — Порог_48 (Iб, 100м) — 5мин — Порог_49 (Iа, 100м) — 15мин — правый приток р. Егут
Хочется отметить П47. На входе — простая шивера, за ней неожиданный слив (около метра), за сливом шивера помощнее.
6.08.09 Стоянка у устья р. Егут — порог 53 островной.
После впадения р. Егут, река становится раза в два шире, не прибавляя при этом в глубине. Плесовые участки перемежаются несложными шиверами и перекатами:
плес 30мин
П52 — непрерывная цепочка из десятка шивер. К остаткам моста мы подходим к 18 часам. Следущие полчаса — плес, проходим две стоянки. Перед порогом 53 становимся на стоянку. Каменные плиты по левому берегу. Начало тропы к станции через болото.
7.08.09 Дневка. Разведан проход через болото до станции. Местами топко, есть гать. С грузом вполне проходимая тропа. Используется местными сборщиками ягод.
08.08.09 Порог 53- дер. Поньгома
Сплошная череда порогов с нарастающей сложностью:
Порог_53 (IIа, 150м, остров) — 15мин — Порог_54 (IIа, 400 м) — сразу за левым поворотом — Порог_55 (Iб, 100 м) — 5мин (остров) — Порог_56 (IIа, 150 м) — 200м — Порог_57 («Мостовой») (IIб, 500 м) — ЛЭП — 200м — ж/д мост
Последний — Мостовой, Первая часть порога — серия сливов с плит по узкой мощной струе, с виражом на 90 градусов вправо, дальше поворот на 90 градусов налево и широченная мелкая шивера на несколько сотен метров проводки.
Далее.
Чалимся возле моста, осмотриваем Морской порог. Красивое препятствие — два слива с общим перепадом 1.5 — 2 метра, зажатых в скалистых берегах. Дальше — шивера (куда же без нее).
Осюда можно уехать на машине из Поньньгомы в Кузему (ж/д станция).
Запасаемся пресной водой и на остров. На Поньгом- острове великолепная стоянка. Неимоверное количества мусора.
09.08.09 Дневка.
Половину дня убираем мусор. Что можно —закопали, большинство банок сплющили и занесли в отлив подальше от берега. И закопали в надежде на коррозионные действия морской воды.
Погода — великолепная.
Виды — непередаваемой красоты.
10.09.09 —Остров Поньгома —губа Домашняя-лодочная стоянка(по левому берегу). Встали очень рано. Переход короткий, всего 2 часа.
Антистапель. Паковка. Нанята машина до Куземы (2 км) −300 руб.