Главная/Блог/Отчеты о походах/Карелия, р. Поньгома 2009 г.

Карелия, р. Поньгома 2009 г.

11 января 2010   Автор: Администратор   Рубрика: Отчеты о походах

Корней-Порог
Корней-Порог

Могилевский профессиональный электротехнический колледж
Адрес: Республика Беларусь, г. Могилев, ул. Якубовского 18

ОТЧЕТ
о водном походе первой степени сложности
по р. Поньгома Кемской обл. республика Карелия.
Трасса Петербург–Мурманск–оз. Б. Рогозеро–оз. М. Рогозеро — р. Поньгома–д. Поньгома-Белое море-ст. Кузема
Совершенном в сроки с 1 августа по 10 августа 2009 г.

Маршрутный лист № 1-В-09

МАРШРУТ РАССМОТРЕН МКК УПРАВЛЕНИЯ СПОРТА И ТУРИЗМА
МОГИЛЁВСКОЙ ОБЛАСТИ
адрес: 212030 г. Могилёв
ул. Лазаренко 50

Ответственный секретарь _____________________Скробова В. А.

2009

Содержание:

  1. Аннотация. Цели и задачи похода 2
  2. Справочные сведения о путешествии 3
  3. Сведения о районе похода: Республика Карелия. 5
  4. Дополнительные сведения. Список участников группы 9
  5. Упрощенная раскладка продуктов и меню 10
  6. Памятка руководителя 11
  7. Аптечка 12
  8. Итоги, выводы, рекомендации 13
  9. Дневник похода. 14
  10. Карта района похода 18
  11. Маршрутная книжка 19
  12. 1
  13. График движения 20
  14. Фотографии 22

Карта стоянок
Карта стоянок

Аннотация
В отчёте рассказывается о водном походе первой степени сложности в одном из интереснейших районов: р. Поньгома, Кемская обл. Республика Карелия, Российская Федерация. Вы побываете на одной из красивейших рек Сев. Карелии, озёрах, отличающихся сравнительной доступностью, будете любоваться великолепной природой.
Отчёт рассчитан сориентировать читателя в выборе маршрута путешествия, места отдыха.
Отчет на электронном носителе прилагается.

Цели и задачи похода:

  1. Всестороннее развитие личности учащихся, укрепление здоровья по средствам воспитания морально-волевых качеств во время походов.
  2. Формирование учащихся гражданственности, патриотизма и гуманизма.
  3. Приобщение учащихся к изучению родного края, его национальных традиций.
  4. Привить необходимые навыки в ориентировании на местности, оказание первой медицинской помощи.
  5. Изучение природных, социально-культурных объектов, историко-культурных ценностей Карелии.
  6. Воспитание экологической культуры.( Проведение экологических акций по уборке бытового мусора на местах стоянок;)
  7. Разработать и пройти маршрут, который являлся бы достаточно безопасным, технически не очень сложным и максимально информативным (в плане показа природы русского севера)

Побережье
Побережье

Справочные сведения о путешествии

Нитка маршрута: Трасса Петербург-Мурманск-оз. Б. Рогозеро-оз. М. Рогозеро — р. Поньгома- д. Поньгома-Белое море-ст. Кузема
Описание маршрута.

Обычно в озерные верховья Поньгомы забираются автотранспортом от Лоух через Кестеньгу и Топозеро или от Кеми через Шомбу. Оба пути длинны и неудобны, а огромное Топозеро — малоподходящий водный бассейн для плавания на катамаране без мотора. Здесь предлагается пройти по нижнему, наиболее интересному участку Поньгомы.

Сплав начинается от моста через Поньгому шоссейной дороги Петербург — Мурманск, до которого можно доехать от Подужемской ГЭС (см. описание Охты) или от г. Кемь. Все основные пороги Поньгомы сосредоточены на участке реки между этим автодорожным мостом и устьем. Ширина реки в начале маршрута 20–25 м, после впадения Егута 30–35 м, течение довольно быстрое, берега, как правило, более высокие, чем у Охты и Шуи, леса большей частью сухие, преимущественно хвойные. Почти сразу же за мостом — пор. Стол, представляющий собой крутой, достаточно глубокий слив в скалистой теснине, за ним — Падун, где река падает с 0,8-метрового гранитного уступа. После нескольких более протяженных, хотя и несложных порогов река успокаивается, и через ~10 км после начала пути Поньгома впадает в Б. Рогозеро с невысокими лесистыми берегами и удобными для стоянок местами в северо-восточной его части. Исток Поньгомы из озера — вблизи места ее впадения, за узким, каменистым правобережным мысом, поросшим чахлым лесом. Живописное и мелкое М. Рогозеро, берега которого изрезаны и лесисты, придется пройти

После заката
После заката
из конца в конец. Выход из озера порожист; далее следуют один за другим еще несколько несложных порожков. Сложнее Роман-порог — 0,5-километровая крутая шивера с хаотически лежащими крупными камнями и сложным фарватером; в начале порога — деревянный мост грунтовой дороги на ст. Кузема, узкие пролеты которого могут быть захламлены. Следующий сложный порог — Корней — представляет собой гранитный уступ, переходящий в длинную и крутую шиверу. Далее река 12–15 км течет спокойно, но с приближением к железнодорожному мосту начинается последняя серия порогов. Порожистый участок тянется до самого устья, где на правом берегу реки расположилась д. Поньгома.

Путешествие можно закончить у ж.-д. моста на левом берегу реки, откуда 4 км до ст. Кузема; в другом варианте, повернув влево после впадения Поньгомы в море, пройдя проливом между коренным берегом слева и скалистым островом справа и обогнув высокий, лесистый левобережный мыс, нужно войти в устье р. Березовой (см. описание Куземы и Воньги). У лодочной стоянки в устье Березовой, там, где реку пересекает высоковольтная линия, — удобное место для антистапеля. При повороте с моря в устье р. Березовой за прибрежным лесом видны водонапорные башни у ст. Кузема, а от рыбачьего причала в устье Поньгомы — куземский телевизионный ретранслятор.

Роман - порог, очень мелко...

Протяженность активной части −61 км

Существует еще несколько вариантов сплава по реке Поньгома:
— При плохой погоде можно не плавать по морю, а сойти у моста в дер. Поньгома (до или после порога «Морской»). До Куземы — 9 км по дороге.
— Оз. Топозеро — оз. Левицкое — оз. Поньгома-...
В этом случае Вам надо ехать на поезде до ст. Лоухи, далее машиной до поселка Кестеньга. Протяженность маршрута увеличивается до 237 км. Заброска в Лоухах
— От пос. Шомба вверх по реке Шомба до оз. Лулло. Длина маршрута возрастает на 12–13 км (около одного ходового дня).
— Если у группы оформлено разрешение на въезд в погранзону, то маршрут можно начать от оз. Шомбозеро, что увеличивает его протяженность на 25-40 км.
— Можно заброситься сразу на оз. Поньгома из г. Кеми, что сократит поход на 1 день.
Здесь представлен самый короткий вариант: поход от автомобильной трассы Москва — Мурманск.


Вот так и просматривали
О реке
Техническое время приведено при не очень быстром темпе сплава с учетом осмотров при очень низком уровне воды (первая декада августа). Следует отметить, что Поньгома — река с очень малым водосбросом. Поэтому даже при высокой воде на выходе каждого порога очень мелко, часты проводки. По этой же причине пороги кат. сл. Iа-Iб доставляют хлопот не меньше, чем даже «тройки». При низком уровне воды река представляет собой длинную череду мелких и очень мелких перекатов и порогов, что в конце концов может плохо сказаться на техническом состоянии Вашего плавсредства.

Маршрут очень разнообразен и динамичен: небольшие красивые озера, удобные волоки, река с большим количеством порогов и короткий переход по морю.

Аварийные варианты схода с маршрута:
* Автомобильное шоссе М-18 Москва — Мурманск — после оз. Волина Ламбина
* Автомобильная дорога, пересекающая Роман-порог. По ней до Куземы около 20 км.
* Железная дорога Москва — Мурманск.
* Можно не плыть по морю, а дойти от дер. Поньгома до Куземы по дороге, пересекающей реку перед порогом «Морской».

Сведения о районе похода: Республика Карелия.

Корней порог

География и климат

Расположена в пределах Балтийского щита. Большая часть территории холмистая равнина (наибольшая высота 576 м — Манселькя) с ледниковыми формами рельефа (моренные гряды, озы, камы, озерные котловины и др.). Основные низменности: Прибеломорская, Олонецкая, Водлинская. На северо-востоке омывается Белым морем (Поморский и Карельский берега), на юге — Ладожским и Онежским озерами. Реки относятся к бассейну Белого и Балтийского морей, наиболее крупные — Кемь, Выг, Кереть, Водла, Суна, Шуя. В Карелии свыше 40 тысяч озер, крупнейшие — Ладожское, Онежское, Выгозеро, Топозеро, Сегозеро, Пяозеро. Полезные ископаемые: железная руда, стройматериалы, слюда и др.

БАЛТИЙСКИЙ ЩИТ, выступ докембрийского фундамента в северо-западной части Восточно-Европейской платформы. Сложен породами архея и нижнего протерозоя (гнейсы, кристаллические сланцы и др.). Начиная с палеозоя, периодически поднимался и являлся областью сноса.

БЕЛОЕ МОРЕ, внутриматериковое море Сев. Ледовитого ок., у северных берегов Европейской части Российской Федерации. 90 тыс. км2. Средняя глубина 67 м, максимальная — 350 м. На севере соединяется с Баренцевым м. прол. Горло и Воронка. Крупные заливы (губы): Мезенский, Двинский, Онежский, Кандалакшский. Крупные острова: Соловецкие, Моржовец, Мудьюгский. Соленость 24–34,5 ‰. Зимой покрыто льдом. Приливы до 10 м (в Мезенском зал.). В Белое м. впадают Сев. Двина, Онега, Мезень. Рыболовство (сельдь, сиговые, навага); промысел тюленя. Порты: Архангельск, Онега, Беломорск, Кандалакша, Кемь, Мезень. Связано с Балтийским м. Беломорско-Балтийским каналом, с Азовским, Каспийским и Черным морями Волго-Балтийским водным путем.

Резина - лучшая защита от кровососущих насекомых

Крупнейшие Реки

КЕМЬ, река в Карелии. 191 км, площадь бассейна 27,7 тыс. км2. Порожиста. Протекает через ряд озер, где судоходство. Впадает в Белое м. Средний расход воды 275 м3/с. Сплавная. ГЭС.

ВЫГ, река в Карелии. До впадения в Выгозеро носит название Верхний Выг (135 км), по выходе из него — Нижний Выг (102 км). Впадает в Белое м. Средний расход воды 267 м3/с. Нижний Выг входит в систему Беломорско-Балтийского канала; каскад ГЭС.

КЕРЕТЬ, озеро на севере Карелии. 275 км2 (с островами). Глубина ок. 4–5 м. Вытекает р. Кереть.
СУНА, река в Карелии. 280 км, площадь бассейна 7670 км2. Берет начало из озера Киви-Ярви на Западно-Карельской возвышенности. Протекает через несколько озер. Образует пороги и ряд водопадов (в т. ч. Кивач). Впадает в Кондопожский зал. Онежского озера. Средний расход воды близ устья 66 м3/с. Сплавная. Часть стока направляется к Пальеозерской и Кондопожской ГЭС.

Крупнейшие озёра

Ладожское, Онежское, Выгозеро, Топозеро, Сегозеро, Пяозеро.
ВЫГОЗЕРО (Выгозерское водохранилище), в Карелии. Площадь 1159 км2. Глубина до 18 м. На Выгозере — г. Сегежа. Входит в систему Беломорско-Балтийского канала.
ТОПОЗЕРО, озеро на севере Карелии, в бассейне р. Ковда. 986 км2. Глубина до 56 м. С созданием Кумской ГЭС (1966) стало частью Кумского вдхр. Рыболовство.
СЕГОЗЕРО, озеро в Карелии, в 1957 превращено в водохранилище (площадь 815 км2). Площадь до создания водохранилища 753 км2 (с островами), глубина до 97 м. Берега изрезанные; св. 70 островов. Вытекает р. Сегежа, впадающая в Выгозеро. Замерзает в декабре, вскрывается в мае.
ПЯОЗЕРО (Пявозеро), в северной части Карелии. 659 км2. Глубина до 49 м. Является частью Кумского водохранилища.

Знаменитын плесы Поньгомы

Климат переходный от морского к континентальному. Средняя температура февраля от −9°С до −13°С, июля +14°С — +16°С. Осадков около 500 мм в год. Вегетационный период от 60 дней на севере до 100 дней на юге.


Карелия относится к зонам северной и средней тайги. Почвы преимущественно подзолистые и болотные. Леса (сосна, ель, карельская береза и др.) занимают свыше 1/2 территории. Сохранились заяц-беляк, речной бобр, бурый медведь, северный олень, лось; из рыбы: навага, сельдь, треска, камбала, семга, лосось, форель и др. В Белом море — гренландские тюлени. На территории республики расположены Водлозерский национальный парк, национальный парк «Паанаярви», Кандалакшский заповедник, заповедник Кивач, Костомукшский заповедник.

Город Кемь — столица Карельского Поморья, расположен на одноименной реке, близ впадения ее в Белое море. Расстояние от Петрозаводска по железной дороге — 484 км, по автомобильной — 437 км.

Город Кемь обладает значительным культурно-историческим потенциалом. Сегодня на территории Кеми насчитывается более трех десятков памятников архитектуры, истории и искусства. Один из них — уникальный деревянный Успенский собор (1717 г.), построенный в честь избавления от шведских набегов. Интересно здание Соловецкого казначейства — первое каменное здание в Кеми, построенное в 1763 г. на Большом Лепострове, древнем центре города. С 1985 года в здании работает музей поморской культуры «Поморье».

Запасаемся водой

Достопримечательности в районе похода:
д. Поньгома
Место расположения: Карельское Поморье, Кемский район
Тип комплекса: историческое поселение

Деревня Поньгома находится на северо-востоке Кемского района (центр Карельского Поморья) и относится к числу наиболее старых русских поморских поселений, время возникновения которого приходится, предположительно, на ХV век. К деревне ведет тупиковая дорога от одноименной железнодорожной станции.
Поселение расположено на берегу реки Поньгомы, в месте впадения ее в залив Белого моря и имеет смешанную объемно-планировочную структуру. Наиболее старая часть деревни имеет полузамкнутую планировку с прямоугольной площадью, в центре которой ранее размещалась деревянная церковь (ныне утрачена), от которой сохранились остатки трех нижних венцов. Таким образом, поселение являлось центрично-акцентированным.
Более поздняя часть деревни, сформировавшаяся под влиянием въездной дороги, имеет уличную двухстороннюю однорядную застройку. К северу от деревни, на расстоянии 500 м, на морском мысу располагается деревенское кладбище и хозяйственный «городок» из амбаров-факторий.
Жилая застройка деревни представлена преимущественно домами-комплексами типа «равноширокий» и «уширенный брус» с двух- и трехскатными вальмовыми крышами (последние украшены декоративными мезонинами-"вышками«).
Все постройки с одноэтажным жильем на низком, среднем и высоком подклете, а хозяйственные части домов-комплексов представлены одно- и двухэтажными дворами-сараями. Застройка относится к концу ХIX — первой половине XX веков. В рамках поморских традиций находятся планировочные и конструктивные решения бань и амбаров, большая часть которых сгруппирована в амбарный городок и размещена, на берегу реки Поньгомы.

Порог
В деревне находятся десять вновь выявленных объектов — амбар Дмитриевой М. А., кон. ХIX — нач. XX в.; амбар Никкова М. М., кон. XIX — нач. XX вв.; амбар Путчеева И. К., кон. ХIX — нач. XX вв.; амбар Куропкина Е. М., кон. XIX — нач. XX вв.; амбар Дмитриева П. А., кон. XIX — нач. XX в.; амбар Кивечкиной Л. Т., кон, ХIX — нач. XX вв. амбар Дмитриева В. Я., нач. XX в.; рыбный двухъярусный амбар, кон. XIX — нач. XX вв.; амбар № 1, кон. XIX — нач. XX вв.; баня № 1. кон. ХIX — нач. XX вв.
Деревня Поньгома имеет хорошо сохранившуюся традиционную планировочную структуру, сочетающую фрагменты замкнутой и уличной планировок, и, учитывая наличие десяти памятников, имеющих самостоятельную историко-архитектурную ценность, может быть отнесена в разряд исторически ценных поселений Кемского района.
Вторжения современной жилой застройки незначительны и в целом не искажают исторически сложившегося облика поморской деревни, а наоборот — придают ей характер живого, преемственно развивающегося поселения.


Последняя шивере перед морем

Дополнительные сведения
Смета расходов:
Поезд Могилев-Кемь 128 тыс. руб одно место
Микроавтобус Кемь — р. Поньгома (нанимался в Кеми)-4000 рос. руб. с группы
Машина до ст. Кузема — 300 рос. руб
Электропоезд Кузема-Кемь — 27 рос. руб. одно место
Поезд Кемь — Могилев — 135 тыс. руб.
Продукты: 98 тыс. руб с человека

Итого на одного человека: 361 тыс. руб и 700 рос. руб = 450 тыс. руб

Подъезды: г. Могилев — ст. Кемь-поезд
Ст. Кемь- р. Поньгома — автобус (нанимается без проблем, торг, в районе жд вокзала)
Лодочный причал — ст. Кузема (гонец на станцию, без проблем)
Ст. Кузема — ст. Могилев — поезд

Расписание поездов: от ст. Могилев: поезд 646/326 беспересадочный вагон Могилев-Мурманск по понедельникам и четвергам. Время отправления: 6.19; прибытие в Кемь — 18.47
Из Кеми: Поезд 325/645 Мурманск —Могилев отправление в 7.09; прибытие в Могилев — 19.30

Порог

Упрощенная раскладка продуктов и меню:

6 чел Карелия 2009 11 дней
.......... . Всего
(штук) .............................................................
Тушенка мб 21 шт 11 первых блюд (супов)
Колбаса сыровял 4 кг 4 фасоль по 0.5 лук морковь 1 мб майонез
хлеб ситный 6 шт 4 горох 4 пакета 1 мб лук
Сало 2 кг 3 уха приправы субл картофель морковь лук
Сгущенка 11 шт
Майонез 1 кг 21 вторых
4 макароны сыр 1мб кетчуп
4 гречка 1 мб приправы
чернослив 1 кг 2 рис 1 мб приправы
Изюм 2 кг 11 овес изюм курага 1 сгуха
Курага 1 кг
Финики 2 кг
Морковь 3 кг
Чеснок 1 кг
Горошек конс 6 шт
Кукуруза конс 6 шт
Сыр 2 кг 22-30 третьих
Лук 3 кг 10 кофе
Фасоль 2 кг 12 чай
Горох 2 кг 1-2 кисель по 3 −4 пачки ( большой котел)
Чай 200 г Чай из брусничника по месту
Кофе 500 г

Белое море

Кисель 3 пачки 8 перекусов
Печенье затяжное 2 кг 1 палка св колбасы сало 0.5 сухари 2 шт чеснок
Сухари черные 2 кг
Раст. масло 2 литра финики конфеты печенье курага
Кетчуп 1 кг
Сахар 2 кг
Соль 2 кг Доппаек
Приправы 500 г Перекус в дорогу
Горчица 2 банки Колбаса 2 шт
Конфеты 2 кг Хлебцы 7 шт
Гречка 2 кг Конфеты 500
Рис 1 кг
Овсянка в короб. 4 шт
Макароны 3.2 кг
приправа для ухи 200 г

сухари бел. 2 кг
картофель сублим. 600 г
хрен в упаковке 400 г
Общий вес: 66,500

Посадили на кол.
Посадили на кол.

Набор групповой медицинской аптечки

Наименование Количество
1. Индивидуальные пакеты 6 шт.
2. Бинты стерильные (узкие и широкие) 8 шт.
3. Бинт эластичный 2 шт.
4. Глазные капли 2 флакона
5. Английские булавки 12 шт.
6. Ножницы 2 шт.
7. Пинцет 2 шт.
8. Пипетка 4 шт.
9. Вата стерильная 200г
10. Мазь Вишневского 100г
11. Спирт медицинский 200г
12. Спирт нашатырный 25г
13. Настойка йода 5 % 100г
14. Перманганат калия 2 пакетика
15. Перекись водорода 2 % 200г
16. Валериановые капли 2 флакона
17. Корвалол 2 флакона

18. Зубные капли 2 флакона
19. Нафтизин 2 флакона
20. Аспирин 40 таблеток
21. Анальгин 40 таблеток
22. Таблетки от кашля 20 шт.
23. Борный вазелин 2 тюбика
24. Крем от солнечных ожогов 2 тюбика
25.Синтомициновая эмульсия 5-10% 2 баночки
26.Липкий пластырь (широкий и узкий) 4 рулона
27. Бриллиантовая зелень 2 % 2 флакона

Зато какой он чистый
28. Ношпа 20 таблеток
29. 29. Папаверин 20 таблеток
30.Смекта 20 пакетов
31. Уголь активированный 30 таблеток
32. Фестал, гастал 40 таблеток
33. Стрептоцид 20 таблеток
34. Комплект одноразовых шприцов 2 шт.
35.Средства от насекомых 4 шт
36. Супрастин 20 таблеток

Общий вес аптечки — 1 кг 350 г
Набор медикаментов был достаточным

Дневка, баня

Итоги путешествия:

1. Пройденный маршрут по протяжённости и набору естественных препятствий соответствует требованиям, предъявляемым к водным походам первой степени сложности.
2. Маршрут пройден всеми участниками группы в контрольные сроки и без ЧП. График движения выполнялся.
3. Стоящие перед группой задачи — выполнены.
4. Материальное обеспечение соответствовало потребностям группы.
5. Все продукты питания, медикаменты и снаряжение взяты из дома (учитывая полную автономность путешествия).
6. Путешествие имеет огромную познавательную ценность, т. к. посещаются интереснейшие природные объекты во время похода.
7. В настоящее время пройденный маршрут является одним из относительно безопасных и доступных районов Сев. Карелии.
8. В малую воду основную часть пути можно преодолевать без касок и спасательных жилетов. Все сложные пороги имеют хорошие обносы.
9. Много грибов, рыбы, которые приятно разнообразят меню.
10. Следует учитывать наличие кровососущих насекомых и соответствующим образом готовится.
11.При благоприятных условиях время максимума прилива несложно
оценить заранее. Если появление Луны в кульминации (самой высокой точке над данным пунктом земной поверхности) было отмечено, скажем, в час ночи, то максимум прилива следует ожидать около 3 часов (1+2) и около 15 часов (1+2+12).

Сайт для расчета восходов и заходов Солнца и Луны: http://www. astro. tomsk. ru/calc

В дер. Кузема есть несколько магазинов, работающих до 18-00, и построенная в 1995 году пекарня, на самом деле — тоже продуктовый магазин, до 21-00.

Стоянка Б. Рогозеро

Дневник похода

31.07.09 — прибытие в Кемь. Поиск машины, погрузка. Через два часа уже на реке.
Переход выше по течению 800 м. Стоянка.
1.08.09 — мост автотрассы Москва — Мурманск.
Стапель.
02.08.09 автотрасса Москва — Мурманск оз. Большое Рогозеро.

П21 Сходу. Шиверистого типа. Выход — левее центра. Очень мелко.
Через 100 м

Мост автомобильной трассы Москва — Мурманск. Под мостом река сильно замусорена металлоломом.

Порог_22 (Iб, 150м, ЛЭП) — 300м — Порог_23 («Падун») (IIIа, 50м)

До и после Падуна две стоянки.. Осматриваем порог. Первое серьезное препятствие на реке — общий перепад около двух метров, два хороших слива, эффектная скала на правому берегу (и традиционная мерзкая шивера на выходе).
По тропе обноса, ведущей с первой стоянки на вторую, таскаем вещи.
Через 10 мин:

Порог_24 («Стол») (IIIб, 20-25 м)

Второе серьезное препятствие на реке. Общий перепад около двух метров. Проходится по ярко выраженной главной струе: заход чуть правее центра, после первого слива резкий уход налево, далее второй слив. У левого берега один слив через обливную плиту — удобное место для проводки. За порогом на левом берегу — удобная стоянка.
Через 5 мин:

Первое желание уха...

Порог_25 («Кособокий») (IIIа, 500 м) — 150м — Порог_26 (Iб, 150 м) — 200м — Порог_27 (Iа, 100 м)

при низкой воде П25, П26 и 27 сливаются в одно единое безобразие длиной около 1,5 км В отличие от Стола и Падуна (также IIIкс), П25 смахивает на затяжную полноводную (местами) шиверу, с сюрпризом примерно на половине пути — узким косым сливом под правым берегом на левом повороте.
От П27 начинается плес, по которому минут сорок (в компании комаров, мошки, мокреца и слепней) до Большого Рогозера.
Стоянка на шикарном пляже напротв устья. Помимо роскошного песка, в наличии идеальные площадки под палатки, баня у воды, а также отсутствие проблем с дровами.

03.08.09 Дневка
Дневка. Весь день — купания, загорания и прочие проявления матрасничества. Погода пока способствует. Рыбалка. Баня.

04.08.09 Большое Рогозеро — стоянка на реке.
Отчаливаем в начале второго. Облачно. Немного поплутав в заливах и траве, выходим в Малое Рогозеро. Низкие заболоченные берега, сплошь заросшие травой — неприятные места. Вход в реку за крупным островом.
Сразу:

Порог_28 (Iб, 100 м) — 15мин — перекат — 400м — перекат — 250м — Порог_29 (Iб, 150 м) — сразу — Порог_30 (Iб, 100 м) — сразу — Порог_30а (Iа, 100 м) — поворот — перекат

На высоком правом берегу стоянка с баней у самой воды. Перекусываем. Далее сразу:

Рыба. Без комментариев

Порог_31 (Iа, 100 м) — 15мин — Порог_32 (Iб, 100 м) — 5мин — перекат — 150м — Порог_33 (Iб, 150-200 м) — 150м — Порог_33а (Iб, 100 м) — 10мин (два переката) — Порог_34 (Iа, 100 м) — поворот вправо — Порог_35 (Iб, 150 м) — 150м — Порог_36 (Iб, 150 м) — сразу — Порог_37 (Iб, 100 м) — 30мин (два переката) — Порог_38 (Iб, 150 м) — 10мин — перекат — сразу — Порог_39 (Iа, 100 м)

Далее на высоком левом берегу хорошая стоянка.

05.08.09 Стоянка на реке — устье р. Егут

Порог_39а (Iб, 100м) — 5мин — Порог_40 (Iб, 150м, острова) — 15мин (два переката) — Порог_41 (Iб, 250м) — 10мин — Порог _42 («Роман-порог») (IIIб, 450м, перепад — 5-7 м)

От стоянки до входа в порог 250м. Осмотр и обнос порога по левому берегу.
Заход — левее центра, затем резко вправо от ледолома, затем снова влево, под разрушенный мост, после моста можно попробовать зачалиться к левому берегу. Дальше — шиверное месиво, перемежаемое локальными сливами. На выходе — просто беда (по щиколотку).
Итого на Роман-порог: четыре часа.

Привем в туристы

Далее через 5 минут:

Порог_43 (IIа, 300м) — перекаты — поворот направо — Порог_44 (IIа, 100м) — Порог_45 («Корней-порог») (IIIа, 70м)
(кстати, на левом берегу перед П44 стоянка на высокой скале)

Корней-порог — самое впечатляющее препятствие на реке. Два мощных слива: перепад первого около метра, второго — ближе к двум. На выходе — традиционная шивера.
Чалимся перед порогом к правому берегу. Сразу отмечаем место для стоянки — сырое и мерзкое. Дальше по тропе (осмотра и обноса) вдоль порога можно дойти до второй площадки, более пригодной. Там и встаем.
Катамаран разгружается, готовясь к прохождению порога. Со старта разгоняется, и благополучно застревают на краю первого слива. Кое-как сползает с плиты, и со свистом проносится через второй слив. Перед выходной шиверой разворачивается и чалится прямо к плитам напротив стоянки.

Порог_46 (Iб, 300м) — поворот — Порог_47 (IIб, 350м) — сразу — Порог_48 (Iб, 100м) — 5мин — Порог_49 (Iа, 100м) — 15мин — правый приток р. Егут

Хочется отметить П47. На входе — простая шивера, за ней неожиданный слив (около метра), за сливом шивера помощнее.

Знаменитая коса Б. Рогозера

6.08.09 Стоянка у устья р. Егут — порог 53 островной.
После впадения р. Егут, река становится раза в два шире, не прибавляя при этом в глубине. Плесовые участки перемежаются несложными шиверами и перекатами:

Приходится закапывать...

плес 30мин (3-4 переката) — Порог_50 (Iб, 70 м) — 200м — Порог_51 (Iа, 100 м) — сразу — Порог_52 (Iб, 1000 м) — 30мин — остатки моста мощные (бетонные кольца)

П52 — непрерывная цепочка из десятка шивер. К остаткам моста мы подходим к 18 часам. Следущие полчаса — плес, проходим две стоянки. Перед порогом 53 становимся на стоянку. Каменные плиты по левому берегу. Начало тропы к станции через болото.

7.08.09 Дневка. Разведан проход через болото до станции. Местами топко, есть гать. С грузом вполне проходимая тропа. Используется местными сборщиками ягод.

08.08.09 Порог 53- дер. Поньгома

Сплошная череда порогов с нарастающей сложностью:

Порог_53 (IIа, 150м, остров) — 15мин — Порог_54 (IIа, 400 м) — сразу за левым поворотом — Порог_55 (Iб, 100 м) — 5мин (остров) — Порог_56 (IIа, 150 м) — 200м — Порог_57 («Мостовой») (IIб, 500 м) — ЛЭП — 200м — ж/д мост

Последний — Мостовой, Первая часть порога — серия сливов с плит по узкой мощной струе, с виражом на 90 градусов вправо, дальше поворот на 90 градусов налево и широченная мелкая шивера на несколько сотен метров проводки.
Далее.

Корней порог сверху
Корней порог сверху
Порог_58 (IIа, 250-300м, под мостом железо) — 15мин — Порог_59 (Iа, 100м) — 5мин — Порог_60 (Iа, 100м) — cразу — Порог_61 (IIа, 200-250м, остров) — 20мин (перекат) — Порог_62 (Iа, 100 м) — сразу — Порог_63 (Iб, 100 м) — 5мин — Порог_64 (IIа, 150 м) — ЛЭП, мост — Порог_65 («Морской») (IIа, 100 м) — перекаты — выход в Белое море. После моста по правому берегу деревня Поньгома.

Чалимся возле моста, осмотриваем Морской порог. Красивое препятствие — два слива с общим перепадом 1.5 — 2 метра, зажатых в скалистых берегах. Дальше — шивера (куда же без нее).
Осюда можно уехать на машине из Поньньгомы в Кузему (ж/д станция).

Запасаемся пресной водой и на остров. На Поньгом- острове великолепная стоянка. Неимоверное количества мусора.
09.08.09 Дневка.
Половину дня убираем мусор. Что можно —закопали, большинство банок сплющили и занесли в отлив подальше от берега. И закопали в надежде на коррозионные действия морской воды.
Погода — великолепная.
Виды — непередаваемой красоты.

10.09.09 —Остров Поньгома —губа Домашняя-лодочная стоянка(по левому берегу). Встали очень рано. Переход короткий, всего 2 часа.
Антистапель. Паковка. Нанята машина до Куземы (2 км) −300 руб.