Главная/Блог/Отчеты о походах/Центральный Тянь-Шань, 1978 г. Рук. Санчук А.П.

Центральный Тянь-Шань, 1978 г. Рук. Санчук А.П.

28 декабря 2011   Автор: Администратор   Рубрика: Отчеты о походах


ОТЧЕТ
о горном туристском путешествии
пятой категории сложности
по Центральному Тянь-Шаню,
совершенном с 5 августа по 23 августа 1978 года.
Рук. Санчук А.П.


СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

Путешествие являлось зачетным на сборах руководителей сложных горных походов, которые проводил Белорусский республиканский совет по туризму и экскурсиям в 1978 году.

Для проведения сборов Центральный Тянь-Шань был выбран прежде всего потому, что этот район в техническом отношении позволяет на практике в полной мере закрепить знания, полученные в учебном процессе. Во-вторых, перед участниками сборов ставилась задача детально изучить ряд перевалов хребта Терскей-алатоо и ознакомиться с горными районами Куйлю и Ак-Шийрак, которые фактически ранее не посещались белорусскими туристами. Нашей группе было поручено изучить туристские возможности бассейна р.Восточная Куйлю.

Группой за время путешествия был пройден следующий маршрут:
г.Пржевальск — Ущелье р.Аксу — перевал Мола (2Б) — р.Куйлю Восточная — р.Каракол-тор — перевал Каракольский Восточный (Новокаракольский, 2А) — ледник Бригантина — перевал Бригантина (3А*) — перевал Эпюра (2Б) — альплагерь «Каракол» — перевал Новосибирцев (3А*) — перевал Арча-тор (1А) — р.Чон-Кызыл-су — поселок Покровка

Всего пройдено пешком 210 км.

В районе перевала Новосибирцев группа участвовала в спасательных работах. К нам обратилась за помощью потерпевшая аварию на ледопаде группа туристов. В соответствии с правилами самодеятельных путешествий наша группа немедленно организовала спасработы (материал о них помещен в дополнении к пятому разделу отчета). Соответствующая отметка сделана КСС в маршрутной книжке.


Таблица пройденных перевалов

Наименование перевала Высота (м) Кат. сложности Направление движения
1 Мола 4000 р.Айланыш — р.Мола
2 Каракольский Восточный (Новокаракольский) 4300 ледник Каракольский Вост. — р.Культор
3 Бригантина 4400 3А* ледник Бригантина — ущелье Каракол-тор
4 Эпюра 4500 ущелье Каракол-тор — ледник Культор Западный
5 Новосибирцев 4450 3А* ледник Зап.Онтор — ледник Арча-тор
6 Арчатор 3700 р.Джеты-огуз — р.Чон-Кызыл-су


Карты района путешествия (.zip, {mosfsize file=images/stories/maps/tien_shan_terskey.zip&unit=Mb&format=%01.2f}Mb)


Состав группы:
Санчук Александр Петрович, к.м.с., г.Могилев (руководитель);
Нагорский Владимир Тихонович, м.с., г.Минск (инструктор);
Иванов Сергей Александрович, II разряд, г.Могилев (завхоз);
Парфенов Иван Иванович, II разряд, г.Могилев (участник);
Снигирь Константин Иванович, I разряд, г. Осиповичи (ответственный за снаряжение);
Толкачев Анатолий Федорович, I разряд, г.Могилев (фотограф, санинструктор).




СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

Путешествие проводилось в самом высокогорном районе Киргизии — Центральном Тянь-Шане. Его территория обширна — около 1300 км2. Среди туристов ее принято делить на ряд районов: Терский-алатоо, Куйлю, Ак-Шийрак, Ильнычекский район. Нитка маршрута несколько раз пересекала хребет Терский-алатоо. Полностью пройдены также ущелья сравнительно редко посещаемых туристами рек — Мола и Восточная Куйлю, относящиеся к бассейну реки Сары-Джаз. Остальные ущелья, расположенные с севера от хребта Терскей-алатоо, достаточно популярны среди самодеятельных туристов, хорошо и полно описаны в литературе, отчетах о походах, в том числе отчетах белорусских туристов. Поэтому в этом разделе мы приводим сведения по бассейну реки Восточная Куйлю.

Река Восточная Куйлю течет в широтном направлении с запада на восток. Ее ущелье — межгорная впадина, разделяющая хребты Терскей-алатоо и Куйлю. Протяженность реки, не считая истока Ашу-тор — около 40 км. Дно ущелья в истоке находится на высоте около 3100 м, в устье — около 2700 м.

Восточная Куйлю образуется тремя истоками: Кара-тор, Ашу-тор и Каракол-тор. Первый из них течет с юга, со склонов хребта Куйлю. Второй, Ашу-тор, наиболее мощный. Его питают воды многочисленных ледников той части хребта Куйлю, которая имеет меридианальное направление и в районе пика Джигит примыкает к ребру Терскей.

Каракол-тор течет с хребта Терскей в юго-восточном направлении. Восточная Куйлю имеет еще ряд притоков. Наиболее крупные левые притоки — Сарычат, Шаркратма, Мола; правые — Барду-тор, Сары-Булак.

Климатические условия в этом районе довольно суровые. Средняя температура июля — около 5°С, января −20...-22°С. Даже летом в ущелье Восточной Куйлю иногда выпадает снег.

Ландшафт в верховьях ущелья — типичные горные тундры. Нижнюю часть часть ущелья, очевидно, следует отнести к лугостепи. Растительность по сравнению с альпийскими лугами здесь значительно беднее. Лишь в низовьях Восточной Куйлю встречаются островки леса. Древесная порода единственная: тянь-шаньская ель.

Местные пастбища относятся к так называемым сыртам. Используются они в основном как зимние. Это объясняется небольшим снежным покровом, что дает возможность овцам и якам добывать корм из-под снега. В летние месяцы овец на Куйлю не пасут: сохраняют травостой для более позднего периода. Зато круглый год в непосредственной близости от ледников пасутся два больших стада яков.

Из диких животных и птиц встречаются архары, горные козлы тэке, снежные барсы, волки, сурки, узкочерепные полевки, различные пернатые.

Постоянного населения в описываемом районе нет. У слияния истоков Восточной Куйлю и в устье Сарычата находятся зимние коши чабанов, пасущих яков. Остальные чабаны летом опускаются ниже, на сырты и джайлоо Сары-Джаза. В том месте, где Восточная Куйлю впадает в Сары-Джаз, находится база чабанов.

Регулярного транспортного сообщения с районом нет. И тем не менее подъезд к Восточной Куйлю из Пржевальска большой трудности не представляет. Добраться сюда можно на попутных машинах из селений Тургень (до Тургеня рейсовым автобусом), которые по так называемой Тургеньской Щели через перевал Чон-Аксу по автомобильной дороге довольно регулярно курсируют в поселок Ильнычек. Проехать вверх по В.Куйлю, не имея специального транспорта, практически невозможно. Хотя здесь есть дорога, доступная для машин-вездеходов. Она пролегает по правому берегу реки, очень опасная и обрывается около притока Борду-тор. Далее вверх никаких дорог нет.

Достопримечательности района только природные. Исторических памятников здесь нет. В одном месте мы встретили какое-то сооружение, очевидно культового назначения (фото 1). Фотография дает представление о русле р.Куйлю, которая здесь течет несколькими рукавами.



В туристском отношении описываемая местность представляет интерес прежде всего потому, что является промежуточной между хребтами Терскей и Куйлю. Отсюда открывается путь к многочисленным перевалам обоих хребтов. Через простой перевал Куйлю Северный можно пройти на запад к горному массиву Ак-Шийрак.

Для посещения района необходимо получить пропуск на въезд в органах МВД по месту жительства.




ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ

В группу входили туристы из разных городов, и это обусловило некоторые особенности подготовки к походу, организации тренировочного процесса. Четверо могилевских участников начиная с осени 1977 года регулярно тренировались вместе. В период межсезонья проводились 2,5-часовые тренировки в спортивном зале два раза в неделю. В их программу входили: разминка, общефизические упражнения, отработка элементов скалолазания и страховки на гимнастической стенке с использованием креплений баскетбольного щита и других приспособлений, спортивные игры. В зимний период было проведено шесть тренировок на снежных склонах с отработкой элементов страховки и самостраховки на снегу. Весной и летом могилевские участники, а также турист из г.Осиповичи тренировались на искусственном скалодроме (опора разрушенного моста). Кроме того, в предпоходный период члены группы тренировались в составе сборной команды Могилевской области по технике горного туризма, участвовали в областных соревнованиях на искусственном скалодроме, а также в республиканских соревнованиях, проходивших на Кавказе.

Большое внимание в тренировочном процессе уделялось бегу по пересеченной местности. Непосредственно в предпоходный период — июнь-июль — для каждого участника был обязательным ежедневный часовой кросс.

Участник В.Нагорский тренировался самостоятельно.

Группа была достаточно схоженной. Все участники в прежние годы прошли с руководителем по 2-3 похода, хорошо знали друг друга. Лишь В.Нагорский в совместных походах был ранее только с руководителем. Но большой туристский опыт позволил ему сразу вписаться в группу.

Выбор маршрута был обусловлен местом проведения республиканских сборов руководителей сложных горных путешествий, стремлением побывать в местах и на перевалах, которые ранее белорусскими туристами не посещались, а также техническими возможностями группы.

Запасной вариант предусматривался на тот случай, если не представится возможность проезда через перевал Чон-ашу к исходной точке пути. Впоследствии оказалось, что он был необходим и по другой причине.

Начальную часть маршрута — ущелье реки Аксу, перевал Мола, ущелье реки Куйлю Восточная до реки Каракол-тор — группа прошла по запасному варианту. Основной вариант предусматривал подъезд по реке Сары-Джаз, прохождение перевала Икичат и Каратор с выходом на реку Теректы. В связи с тем, что река Теректа находится в пограничной зоне, нашей группе, как и другим самодеятельным туристам, было категорически запрещено посещать ее ущелье, хотя соответствующий пропуск, выданный по месту жительства, на всех участников имелся. Этим и было обусловлено использование запасного варианта начала пути. От реки Мола и до окончания маршрута группа шла по основному варианту. Выход на запасной вариант был согласован с местной КСС, и об этом было сообщено в белорусскую КСС. Использование запасного пути не отразилось на заявленной протяженности маршрута. Всеми участниками похода пройден весь маршрут и все перевалы.

Поход показал, что набор технических сложностей соответствовал подготовке группы в целом и каждого ее участника.

Первоначальный технический план, основанный на постепенном увеличении по мере акклиматизации физических нагрузок и технических сложностей, а также уменьшения нагрузок в конце маршрута, полностью себя оправдал. Успешному проведению похода в значительной степени способствовали две заброски продовольствия, бензина и части снаряжения к леднику Бригантина и в ущелье Онтор, сделанные накануне выхода на маршрут. На осуществление забросок было потрачено двое суток, но эти затраты с лихвой окупились. К тому же, осуществляя заброски, участники похода прошли первоначальную активную акклиматизацию.




ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Дни пути Даты № участка дневного перехода Участок пути
(от — до)
Протяженность (км) Чистое ходовое время Характер пути, естественные препятствия, опасные участки Метеоусловия Примечания
1 5.08 1 г.Пржевальск — курорт Аксу 7 - Автодорога Солнечно В километраже маршрута участок не учтен
2 курорт Аксу — слияние рек Аксу и Кашкасу 17 5 Тропа
2 6.08 1 кош — слияние рек Айланыш и Ашутор 5 1,5 Тропа. Переправы через малые притоки Солнечно
2 река Ашутор — морена лед.Аксу Восточный 5 2,5 Каменистые осыпи
3 7.08 1 лед.Аксу Восточный — взлет на перевал Мола 2,5 1 Морены. Закрытый ледник. Большое количество трещин Ясно. Мороз
-8°С
2 начало перевального взлета — седловина перевала Мола 0,2 5,5 Бергшрунд. Ледовый склон крутизной до 60°. Скалы средней трудности. Возможны камнепады Солнечно
3 седловина перевала Мола — река Мола 4 1,5 Закрытый, затем открытый ледник. Большое количество трещин
4 8.08 1 истоки реки Мола — река Куйлю Восточная 9 3 Каменистые осыпи, тропа Переменная облачность
5 9.08 1 река Мола — река Кара-су 14 4 Слабонаезженная дорога. Переправы через реки В.Куйлю, М.Киндык, Б.Киндык, Орай-су, Кара-су Солнечно
6 10.08 1 река Кара-су — река Ашу-тор 14 4,5 Дорога. От р.Борду-тор — тропа. Переправы вброд Солнечно
7 11.08 1 река Ашу-тор — ледник Каракол-тор Восточный 12 4,5 Тропа, каменные осыпи. Переправа через Каракол-тор До 15:00 переменная облачность, затем дождь, снег, сильный ветер
8 12.08 1 морена у языка лед.Каракол-тор Вост. — седловина перевала Новокаракольский 5 4,5 Ледник, закрытый свежим снегом, ледопад. Много закрытых трещин До 10:00 слабая метель, ветер. С 10:00 до 12:00 переменная облачность. С 13:00 солнечно
2 седловина перевала Новокаракольский — зеленые площадки висячей долинки 4 1 Ледник закрытый, каменные осыпи. Закрытые и открытые трещины
9 13.08 - Дневка - - - Солнечно
10 14.08 1 зеленые площадки — язык ледника Бригантина 2 0,5 Каменные осыпи, травянистые склоны Ясно, мороз −3°С
2 язык лед.Бригантина — верхний цирк 2 3 Закрытый ледник, ледопад, крутые ледовые склоны
3 верхний цирк — седловина перевала Бригантина 0,3 1 Бергшрунд, сыпучие скалы, крутой ледовый склон Солнечно
4 седловина перевала Бригантина — ледник Эпюра 6 2,5 Крутой ледовый кулуар, каменные осыпи, травянистые склоны
11 15.08 1 язык ледника Эпюра — седловина перевала Эпюра 4 3 Открытый ледник, закрытый ледник Пасмурно
2 седловина перевала Эпюра — окончание ледника Культор 5 1,5 Крутой ледовый склон, закрытый ледник, открытый ледник Солнечно
3 ледник Культор — альплагерь «Каракол» 2 3 Тропа
12 16.08 1 альплагерь «Каракол» — ледник Западный Онтор 14 4 Тропа Солнечно
2 язык ледника Западный Онтор — ночевки на левобережной морене 3 1 Открытый ледник, каменные осыпи
13 17.08 - Дневка
(разведка перевала Новосибирцев)
- - - Солнечно
14 18.08 1 ночевки на морене — взлет на перевал Новосибирцев 4 1,5 Открытый ледник Солнечно
2 ледник Западный Онтор — седловина перевала Новосибирцев 1 2,5 Средние и крупные каменные осыпи, легкие скалы. Опасность камнепада
15 19.08 1 седловина перевала Новосибирцев — начало ледопада 0,5 2 Крутой фирновый склон, закрытый ледник Ясно. Мороз −10°С На ледопаде группа участвовала в спасработах
2 начало ледопада — подножие ледопада 0,5 4 Крутые, местами вертикальные ледовые склоны, трещины. Возможно падение сераков Солнечно
3 подножие ледопада — моренные озера 2 1 Открытый ледник, каменные осыпи
16 20.08 1 моренные озера — река Айланыш 9 2,5 Каменные осыпи, тропа Солнечно
2 река Айланыш — верховья реки Асантуки 6 2,5 Переправа вброд через реку Асантуки, тропа
17 21.08 1 верховья реки Асантуки — седловина перевала Арча-тор 8 2,5 Каменные осыпи, тропа Солнечно
2 перевал Арча-тор — ФГС 10 3 Каменные осыпи, тропа
18 22.08 1 ФГС — река Джилысу 5 1 Тропа Солнечно
19 23.08 1 река Джилысу — поселок Покровка 24 6 Тропа Солнечно



ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

ПЕРЕВАЛ МОЛА

Категория сложности 2Б.
Высота 4000 м.
Расположен в хребте Терскей, соединяет реки Айланыш и Мола.
Участок прохождения: от курорта Аксу до реки Восточная Куйлю.

До курорта Аксу, где находится детский санаторий, доезжаем рейсовым автобусом из г.Пржевальска. Отсюда начинается пешеходная часть маршрута.

Через пешеходный мостик, почти сразу за территорией курорта, переходим реку Аксу и поднимаемся по тропе, идущей по правому (орографически) берегу. Через 70 минут пути ущелье реки сужается в каньон. Здесь тропа уходит вверх, прорезает крутой скальный склон, затем резко уводит вниз.



За слегка заболоченным участком ущелья — кош. Здесь, у коша, начинается, собственно, река Аксу — ее образуют истоки Кашкасу и Айланыш. От коша поднимаемся левым берегом реки Айланыш. В ее верховьях переходим на правый берег. Для этого сворачиваем резко на восток в направлении перевала Тургень.

Переправляемся без труда по камням. Затем по морене (мелкая и средняя осыпь) выходим на ледник Аксу несколько ниже контрфорса (фото 3).



Обогнув контрфорс, выходим на ту часть ледника, которая примыкает непосредственно к перевалу Мола. Через 10 минут пути от контрфорса открывается вид на перевал. Движение в связках с одновременной страховкой. На леднике достаточно много трещин, которые, впрочем, обходятся без большого труда.

От вершины, от которой на запад отходит упомянутый контрфорс, на юго-запад хребет Терскей представляет собой скальный гребень, который затем переходит в снежно-ледовый гребень. Место перехода от скал от скал к снегу (наибольшее понижение в хребте) и является перевалом Мола.

Чуть правее (юго-западнее) самого перевала на склоне (но не на самом гребне) опять выступают скалы. Еще западнее их — пологий снежный гребень. Снизу кажется, что подъем на него (с последующим спуском по гребню на перевальную седловину) — наиболее простой путь на перевал. Но это впечатление обманчиво. При подъеме видно, что вверху понадобилось бы преодолевать очень крутые ледовые склоны, пересекать не менее двух бергшрундов.



Несомненно, наиболее оптимальный путь подъема — по ледовому склону рядом с левыми скалами (фото 5-7). Перед нами же предстал ледовый склон высотой около 140 метров, крутизной от 50 до 60 градусов. Сказались особенности лета 1978 года: снег с перевала полностью стаял и обнажился лед. Внизу склон пересечен широким бергшрундом.



Бергшрунд преодолевается по мостам без большого труда, но обязательно при переменной страховке (прохождение первого, остальные по перилам). Первая связка без рюкзаков на кошках вышла к выступу скал (60 метров от бергшрунда). При прохождении первым 60-метрового участка для страховки было использовано 3 ледовых и 3 скальных крюка. Затем первая связка навесила 60-метровые перила. По ним с верхней страховкой через крючья на кошках поднялись остальные участники. Первые же спустились за своими рюкзаками, затем тоже поднялись по перилам.


Фото 6. Прохождение первой связкой ледового склона перевала Мола Фото 7. Прохождение ледового склона вторым участником


Дальнейший путь вверх в связках с переменной страховкой вдоль скал и по скалам. В двух местах — крючьевая страховка. По скалам всего проходится около 50 метров. Последние 20-25 метров до седловины — по ледово-фирновому склону крутизной около 40 градусов. Скалы средней трудности, во многих местах камнеопасны. Перед прохождением для поиска наиболее оптимального маршрута и выхода на перевал необходима разведка одной связкой без рюкзаков.



На всем пути подъема от бергшрунда до седловины необходимо остерегаться камнепада. Работа в касках обязательна. На обработку, разведку и преодоление взлета от бергшрунда до седловины группа затратила 5,5 часа.

С седловины на запад открывается вид на боковой хребет, перевал Арашан (фото 9). На северо-восток вид ограничен. Зато прекрасная панорама хребтов Центрального Тянь-Шаня предстает на юго-востоке.



Спуск с перевала на юг в ущелье реки Мола технически прост. Но начальная его часть проходит по закрытому леднику, изобилующему трещинами. Поэтому на леднике обязательна одновременная страховка. В двух местах группа использовала при преодолении трещин по мостам попеременную страховку.

Вначале с седловины движение на восток, затем по главной дуге сворачиваем на юг, ориентируясь на среднюю часть языка ледника. Перевал с ледника не имеет ярко выраженных ориентиров.





От седловины до конца ледника (его язык — открытый голый лед, спадающий с небольшим уклоном) группа затратила полтора часа. Спустились с языка справа от основного потока выбегающей из конечных морен реки Мола.



Затем сразу по камням переходим на левый берег и все время, почти до впадения Молы в Восточную Куйлю, идем левым берегом. Пастушья тропа начинает просматриваться примерно через полчаса пути. Отсюда же открывается вид на цирк справа, в котором расположен перевал Солнечный, ведущий в ущелье реки Сарычат. Далее тропа становится хорошо выраженной. Она все время не удаляется далеко от реки. Препятствий на всем пути нет.

Внизу хорошо видна скальная гора, напоминающая стог. Она находится у самого выхода из ущелья Молы.



На переход от ледника до реки Восточная Куйлю затрачено 3 часа 45 минут чистого времени.




ДОЛИНА РЕКИ ВОСТОЧНАЯ КУЙЛЮ

Прохождение от реки Мола до реки Каракол-тор.

Долина реки Куйлю Восточная представляет собой типичный трог. Течет река с запада на восток, северо-восток и впадает в реку Сары-Джаз. Длина долины около 50 км. Сама река врезается в дно долины. Ширина ложа трога — 300-700 м. Дно трога представляет собой террасу с довольно скудной альпийской растительностью. На правом берегу реки, напротив притока Мола — небольшой участок тянь-шаньской ели. Выше по реке деревьев не встречается.



Тропа, а до реки Барду-тор дорога, доступная для вездеходов, проходит по правому берегу реки. По левому берегу движение из-за прижимов было бы затруднительным.

В любом месте переправа через реку Восточная Куйлю представляет значительную сложность. Удобное место для наведения навесной переправы найти трудно. Переправа вброд «стенкой» и другими способами без веревочной страховки недопустима.

Наша группа подошла к реке Восточная Куйлю в месте впадения в нее притока Мола, по левому берегу последнего. Здесь по пешеходным временным мостикам, сделанным геологами, переправились на правый берег Молы. Отсюда геологи (их полевой лагерь находился в устье Молы все лето 1978 г) на вездеходе переправили нас на правый берег реки Восточная Куйлю.

Поднимаясь вверх по реке Куйлю Восточная, переправились через притоки: Киндык Малый, Киндык Большой, Орой-суу, Кара-суу, Барду-тор и Мансын-тош. Все переправы труда не составили, осуществлялись по камням. Наиболее серьезный приток — Барду-тор. Через него тоже переправились по камням ранним утром, когда уровень воды был минимальным.

В верховьях реки Восточная Куйлю группа переправилась также через ее истоки Кара-тор и Ашу-тор. Переправились на лошади чабана, кош-зимовье которого находится в верховьях Куйлю. Без лошади через Ашу-тор, очевидно, потребовалось бы наводить навесную переправу.



ПЕРЕВАЛ КАРАКОЛЬСКИЙ ВОСТОЧНЫЙ (НОВОКАРАКОЛЬСКИЙ)

Категория сложности 2А.
Высота 4300 м.
Находится в хребте Терскей, соединяет ледник Восточный Каракольский и ущелье реки Культор.
Прохождение от р.Куйлю Восточная до ущелья р.Культор.

В месте слияния рек Каракол-тор и Ашу-тор находится кош-зимовье чабана. Отсюда начинаем подниматься в северо-западном направлении по правому (орографически) берегу реки Каракол-тор.

Тропа вначале идет по пологому травянистому берегу, но через 20 минут пути группа оказывается у небольшого прижима. Идем по камням у самой воды. Затем поднимаемся по крутому склону, одновременно траверсируя его по ходу вперед, и снова оказываемся на удобной террасе, опять на хорошо заметной тропе. Далее почти до конца ущелья путь по правому берегу не имеет никаких препятствий. Ручьи, стекающие со склона (левого по ходу) небольшие и чистые, но в двух местах пересекли довольно свежие выносы небольших селей. Это свидетельствует о том, что в ущелье, особенно во время дождей, выбирать место для бивака следует с большой осторожностью.

Перед окончанием ущелья, примерно за 30-40 минут до подхода к языку ледника Западный Каракол-тор — новый небольшой прижим. Опять легко проходим по камням над водой. Здесь уже река Каракол-тор течет несколькими рукавами. Это место удобно для переправы вброд.



Переправляемся, не доходя примерно 200 метров до языка ледника Западный Каракол-тор, из-под грота которого вырывается основной поток реки. Переходим «стенкой» по трое.



Переправившись на левый берег реки Каракол-тор, идем в северо-восточном направлении к леднику Каракольский Восточный. Подъем по моренным осыпям. Направление движения — к скалам слева от ледника. Здесь, между скалами и ледником, несколько выше языка ледника, находим ровные естественные песчаные площадки для палаток. Подъем до этого места от реки занимает один полный переход (45 минут).



От места ночевки сразу переходим на ледник. Выход простой. Ледник вначале открытый. По средней его части поднимаемся на северо-восток. По центру выходим к первому участку больших трещин. Его, очевидно, можно считать ледопадом, хотя здесь ледник довольно пологий. Трещины как поперечные, так и продольные. Ширина их доходит до 10 метров. Движение и поиск безопасного пути усложнил свежевыпавший снег. Приходится почти непрерывно производить зондирование ледорубом. Лавируя между трещинами, находим мосты и естественные проходы.



За первой полосой разрывов ледник становится более спокойным, но и здесь много закрытых, хотя и более узких трещин.



Постепенно направление движения с северо-северо-восточного меняется на северо-западное. Впереди новый ледопад. Большой сложности он не представляет, хотя в некоторых местах, как и ранее, требуется при прохождении трещин попеременная страховка в связках.



Преодолеваем ледопад несколько левее (по ходу) его центра и опять оказываемся на спокойной части ледника. Здесь также большое число закрытых трещин. Внимание к страховке не должно ослабевать. Перевальная седловина все еще не открывается.



Опять поднимаемся вверх в северо-восточном направлении. Слева по ходу остается седловина перевала Каракольская Перемычка. Еще 20 минут пути, и мы на перевале Новокаракольский. Он представляет собой широкую снежную седловину.



Тур находится на скальном выступе узловой вершины, примерно в 120-ти метрах непосредственно от перевальной точки, на север от нее. На подъем до седловины от места ночевки (у языка ледника) затрачено 5 часов. Но следует учесть, что группа поднималась по глубокому рыхлому снегу, так как ночью не было мороза и выпал свежий снег (около 20 см).

Вид на юг с перевала ограничен. На севере прямо под нами хорошо виден перевал Кокбор. На нем выступают перистые скалы. Именно в направлении к ним начинаем спуск. Движение по склону, крутизна которого не превышает 30 градусов.



Доходим до седловины перевала Кокбор и поворачиваем с нее влево, на запад. Здесь закрытый ледник также имеет значительное количество трещин. Примерно через 15 минут движения снова поворачиваем на север, с таким расчетом, чтобы пересечь контрфорс, рассекающий ледник несколько ниже на две ветви. Спускаться по первой из них (левой, на нее попадаешь при спуске с перевала Кокбор прямо вниз) нецелесообразно, так как ее язык очень крут и потребует применения сложной техники.



По правой же ветви, спадающей с небольшим уклоном, приближаемся к скалам и между ними и ледником по камням спускаемся на зеленую поляну, находящуюся над ущельем реки Культор, почти напротив языка ледника Бригантина, но несколько выше его в горизонтальной плоскости. Поляна — очень удобное место для бивака.




ПЕРЕВАЛ БРИГАНТИНА

Категория сложности 3А.
Высота 4400 м.
Находится в хребте Терскей.
Соединяет ледник Бригантина и ущелье Каракол-тор.
Прохождение от висячей долины над рекой Культор до ледника Эпюра.



С места ночевок на небольшой зеленой долинке, находящейся над рекой Культор чуть ниже языка ледника Бригантина, начинаем движение на юг. К леднику сразу не спускаемся, а траверсируя левый (по ходу) склон ущелья, идем с малой потерей высоты. Через 30 минут пути спустились к правобережной (орографически) морене ледника Бригантина. Затем поднялись по ее гребню почти до самого места примыкания морены к скалам. По гребню морены проложена тропа. Не доходя до скал метров 100, останавливаемся на ночевку. Площадки для палаток здесь подготовлены, найти их нетрудно.

На переход от зеленой поляны до конца морены затрачено 1 час 10 минут.

С места ночевки на морене сразу спускаемся на лед и по открытому пологому леднику идем прямо в направлении перевала. Ледник здесь без трещин. До крутой части ледника поднимаемся за 30 минут. Здесь связываемся и надеваем кошки. При подъеме к ледопаду преодолеваем крутой склон. Вынуждены рубить около 50 ступеней. Наиболее крутую часть ледника проходим несколько правее (по ходу) ее центра.



Довольно просто отыскиваем проход в ледопаде и оказываемся на сравнительно пологой части ледника. Перед нами, как на ладони, ледовый склон перевала. Отсюда отчетливо видно, какую огромную сложность он представляет.



Виден почти полностью и наиболее оптимальный путь на перевальную седловину. Он начинается из замкнутого цирка, находящегося несколько западнее (левее орографически и правее по ходу). Цирк отчетливо виден на фото 27.



Но чтобы попасть на цирк после спокойной части ледника, необходимо преодолеть довольно широкую трещину. Попеременная страховка при этом обязательна! Преодоление трещины показано на фото 30.



После трещины выходим на середину западного цирка и поворачиваем на восток к скалам. Весь цирк прорезается бергшрундом.



Преодолеваем его по мосту, а затем идем еще метров 50 влево над бергшрундом. Траверс над бергшрундом довольно сложен. Движение в кошках с попеременной страховкой. Приходится рубить около 70-ти ступеней.

Переходим на скалы и снимаем кошки. Подъем по скалам не сложен. Несколько труднее он до скального гребня. Скалы разрушенные, поэтому необходимо принимать меры, чтобы не вызвать падение камней. Всего по скалам поднимаемся примерно 70 метров, а затем опять переходим на лед, уже левее скал.

Здесь ледник не крутой, около 40 градусов. Этот участок хорошо виден на фото 33. Однако в случае малейшего срыва неизбежно падение на крутой основной перевальный склон. Поэтому обязательна страховка. Желательно также снова надеть кошки. Проходим участок метров 60 и оказываемся на перевале. Всего на подъем от места ночевки до перевала затрачено 3,5 часа.



Седловина перевала представляет собой довольно обширную площадку, с востока и запада ограниченную скалами. В центре площадки — замерзшее озерцо.


Фото 34. Седловина перевала Бригантина Фото. 35. Группа на перевале Бригантина


На север открывается вид на ущелье реки Культор. На юге отлично видно почти от начала до конца ущелье Каракол-тор, а на дальнем горизонте — вершины хребта Куйлю.

Начальный участок спуска на юг довольно крут и проходит по льду (в более снежные годы возможен снег). Как раз в начале спуска на краю площадки лежит камень, на котором удобно закреплять веревку. Закрепляем 40-метровую веревку и по-спортивному спускаемся до каменной осыпи.



Затем движение по осыпям и леднику, почти полностью закрытому поверхностными моренными отложениями.



Сворачиваем к правым склонам контрфорса, в котором находится вершина 4513 м, и не спускаясь в ущелье, траверсируем их, обходя контрфорс так, что направление движения с южного меняется на западное, затем на северо-западное.



Делаем разведку пути, так как на западном склоне контрфорса много бараньих лбов и круто обрывающихся скал и осыпей. Однако проход к языку ледника, спадающего с цирка перевала Эпюра, оказывается не очень сложным. Здесь, у ледника, останавливаемся на ночевку.



Весь переход от перевала Бригантина до ледника занял 2,5 часа.


ПЕРЕВАЛ ЭПЮРА

Категория сложности 2Б.
Высота 4500 м.
Находится в хребте Терскей. Соединяет ледник Эпюра и Джигит.
Прохождение от ледника Эпюра до а/л «Каракол».

Ночевка была организована у языка ледника Эпюра на левых (орографически) скалах на леднике. (Название ледника дается условно, т.к. на картах и в отчетах его название не указано. Ледник значительно длиннее, чем показано на картосхеме, приложенной к отчету.) С места ночевки поднимаемся по осыпям левых (орографически) склонов, затем переходим на ледник. В нижней и средней части он открытый. Направление движения — на северо-восток, постепенно поворачивая на север. Придерживаемся в основном средней части ледника.



Значительных препятствий на леднике нет, но трещин встречается немало, и это требует обязательно одновременной страховки. После небольшого сброса, который очень условно можно принять за ледопад (он проходится чуть левее центра по ходу), выходим на довольно ровное предперевальное плато, поворачивая еще больше по ходу влево. Над плато перевальная седловина возвышается незначительно. С плато видны два понижения. Левое (по ходу) с чуть заметно оголенными скалками — перевал Эпюра.



Путь к перевалу от начала ледника до седловины занял 2 часа 50 минут.



Спуск с перевала на север несколько своеобразен. Дело в том, что непосредственно от перевальной седловины в северо-западном направлении отходит небольшой контрфорс, длиной 200-250 метров. Он заканчивается небольшим скальным выступом. Контрфорс почти полностью закрыт ледником. Его гребень — плотный фирн. Для спуска надо пройти по гребню с перевала метров 150. Спускаться с гребня можно как влево, так и вправо. Влево (на запад) спуск более пологий вначале, но затем приводит на ледопад. Вправо — начальный участок спуска очень крут.



Мы выбираем правый вариант. Спускаемся с перевала в наиболее низкую точку гребня. Здесь на ледовых крючьях навешиваем перила. Используется 60-метровая веревка, так как высота крутой, примерно 55 градусов, части склона равна 50 метрам. Спускаемся «дюльфером» со страховкой на двойном схватывающем узле. Последний участок — на двойной веревке, которая затем продергивается.


Фото 43 след. (спуск с перевала) Фото 45. Спуск с гребня контрфорса


На организацию и проведение спуска на этом участке уходит 1 час 20 минут.



Дальнейшее движение по спокойному леднику правее его центра. С ледника переходим на правоборежную морену и спускаемся к реке. Идем по ее правому берегу вначале по осыпям, затем выходим на тропу. Местами тропа теряется на заболоченных участках поймы реки, но чем ниже, тем становится все более отчетливой. Не сворачивая с тропы, двигаясь все время по правому берегу реки, выходим к а/л «Каракол».

Переход от ледового взлета перевала Эпюра до альплагеря занял 4 часа 30 минут.


ПЕРЕВАЛ НОВОСИБИРЦЕВ

Категория сложности 3А*.
Высота 4450 м.
Находится в боковом хребте, разделяющем ущелья Каракол и Джеты-огуз.
Прохождение от а/л «Каракол» до реки Джеты-огуз.

На территории альплагеря «Каракол» переходим на левый (орографически) берег реки Онтор. Здесь проложена хорошо разработанная тропа. По ней доходим до морен ледника Онтор. Переход от альплагеря до ледника занимает 5 часов. По моренам поднимаемся на западную ветвь ледника, вытекающую из-под перевала Джеты-огуз. Левее (орографически) центра языковой части этой ветви выходим на сам ледник и по нему поднимаемся еще метров 400. Затем выбираемся на левую (орографически) морену, на которой находятся удобные площадки для ночевок.

С места ночевки опять спускаемся на середину ледника и движемся в направлении перевала Джеты-огуз. Ледник открыт. Набор высоты незначительный.



Найти оптимальный путь подъема на перевал Новосибирцев с ледника Онтор довольно сложно, так как нет ярко выраженных ориентиров перевала. На скальном хребте, отходящем от пика Спортивный, несколько осыпных каменных кулуаров. Четвертая осыпь по счету от вершины (с юго-запада на северо-восток), можно также считать от стены перевала Джеты-огуз, и есть кулуар, выводящий на перевал Новосибирцев. Лучше всего для поиска кулуара иметь фото, которое необходимо тщательно сличать с местностью.



Сразу с ледника начинается подъем по кулуару. Значительных технических трудностей здесь нет, но кулуар камнеопасен. Поэтому движение с минимальным интервалом, соблюдая меры предосторожности, чтобы не сбросить камень на товарищей, идущих внизу. Кроме того, существует опасность падения камней с правых (по ходу) скал. Желательно по возможности все время вести за ними наблюдение. Обязательно при подъеме по кулуару надевать защитные каски.





Кулуар выводит прямо на северо-восточную седловину перевала. На подъем от ледника до седловины ушло 2 часа 50 минут.

С перевала на юго-восток открывается вид на вершину Джигит и перевал Металлург.



На северо-западе, далеко внизу — озеро Иссык-куль, а за ним при ясной погоде видны очертания хребта Кунгей.



Спускаются с перевала на северо-запад не с северо-восточной, а с юго-западной седловины. Расстояние между ними около 100 метров. Переход на вторую седловину, находящуюся ближе к пику Спортивному и перевалу Джеты-огуз — по довольно крутому фирновому склону. При траверсе склона необходимо идти на кошках, организовать перильную страховку. В отдельных местах требуется рубка ступеней (до 70 штук).

Спустившись с юго-западной седловины (спуск не сложен, при одновременной страховке занимает 15 минут), оказываемся на небольшом относительно ровном плато ледника Арча-тор. За плато сразу начинается ледопад.



Ориентировка на ледопаде при спуске довольно сложная. Необходимо стремиться попасть на центр его левой (основной) ветви. При спуске сверху это место покажется значительно левее центра ледопада, но не следует бояться уходить влево.


Фото 52 и 53. Организация спуска и верхней страховки при спуске на крутых участках ледопада


Наша группа, считая после предварительной разведки, что мы находимся в центре левой ветви, начала спуск примерно в центре ледопада, если брать его в целом. Как потом оказалось, мы двигались чуть левее скальной башни, разделяющей ледопад на две неравнозначные ветви. Более легкий путь находился несколько левее. Убедившись, однако, что спуск сложен, но зато безопасен, мы продолжили его рядом со скальной башней.

После плато следуют небольшие разрывы, проход в которых найти не сложно. Затем ледник обрывается крутой, местами вертикальной стеной, высота которой 25-30 метров. Судя по всему, стена пересекает весь ледник. Спуск по ней на вертикальных перилах с верхней страховкой. После прохождения последнего веревка продергивается, а крюк остается.

За стеной есть небольшой участок ледника, сравнительно ровного в горизонтальной плоскости, но с разрывами. Затем ледник вновь обрывается крутым, 60-80 градусов, местами вертикальным склоном.



Завешиваем 60-метровую веревку и спускаемся «дюльфером». Опять оставляем крюк. Спустившиеся закрепляются на самостраховке на ледовых площадках. Затем снова сбрасываем 60-метровую веревку и снова спускаемся «дюльфером». После этого спуска оказываемся в крутом кулуаре между скалами и ледником. Кулуар безопасен в том смысле, что скалы прочные и падение камней здесь маловероятно.





И в третий раз завешиваем на ледовых крючьях 60-метровую веревку. Спуск также «дюльфером». Оставляем еще один крюк. Теперь выходим на менее крутой участок. Навешиваем 40-метровую веревку на ледовых крючьях. Проходим ее по-спортивному, после чего оказываемся на ровной части ледника.

На прохождение ледопада затрачено 4,5 часа.



Возможен и другой путь спуска, как отмечалось выше. Он проходит метров на 50-80 левее пройденного нашей группой маршрута. Этот вариант технически менее сложен, однако, очевидно, более опасен.

От подножия ледопада по центру ледника приближаемся к его языку, затем сворачиваем вправо на морены. К реке Арча-тор спуск от ледника по моренным валам занимает 1,5 часа. Тропы отыскать до самой реки не удалось.



Реку, довольно маловодную, образуют несколько ручьев, выбегающих из-под моренных каменных осыпей. На правом берегу реки тропа. Она приводит к кошу (2,5 часа пути от ледника). Кош также находится на правой стороне ручья.

Тропа опять идет правым берегом, почти у самой воды, пересекает густые заросли арчи. Уже в зоне елового леса она значительно отступает от воды и по крутому склону, поросшему тянь-шаньскими елями, приводит на дно ущелья реки Джеты-огуз. Еще 40 минут пути, и выходим на довольно обширную пойму, поросшую травой. Здесь река Джеты-огуз течет несколькими рукавами. Переправляемся через них вброд (стенкой) на левый берег. Переправа осуществляется метров на 600 выше места впадения реки Асантукум в Джеты-огуз.


ПЕРЕВАЛ АРЧА-ТОР

Категория сложности 1А.
Высота 3700 м.
Находится на боковом хребте, соединяет реки Джеты-огуз и Чон-Кызыл-суу.
Прохождение от реки Джеты-огуз до селения Покровка.

Река Асантукум перед впадением в Джеты-огуз течет в довольно широком каньоне. Поэтому подъем по ее правому (орографически) берегу начинается метров за 250 южнее ее непосредственного русла. Без большого труда находим довольно хорошо разработанную тропу, поднимающуюся по склону, густо поросшему тянь-шаньскими елями. В отдельных местах она разделяется на несколько троп и становится менее заметной. Но правильный путь находится легко, сбиться с тропы трудно.

40 минут крутого напряженного подъема все время по лесу, и выходим в ровное и довольно широкое ущелье. Лес отступает, а затем кустарник сменяется альпийскими лугами. Правда, во многих местах ущелья встречаются густые заросли арчи.

Тропа по-прежнему хорошо заметна. Еще немногим более часа пути с небольшим набором высоты по правому берегу реки, теперь уже в непосредственной близости от воды, и выходим к летнему кошу, который также находится на левом берегу.

Около коша тропа переходит на левый (орографически) берег. Здесь обычно чабаны делают мостик для перегона овец. Но он был разрушен, и группа переправилась вброд через неширокую речку без особого труда.



На левом берегу тропа по-прежнему хорошо заметна. Практически в любом месте можно найти хорошие площадки для ночевок.



Уже у коша открывается вид непосредственно на перевал Арча-тор. Его восточный склон — каменная осыпь незначительной крутизны. Слева (по ходу от перевала) — небольшой ледник, стекающий с соседней вершины.



Тропа идет по левому (орографически) склону и приводит непосредственно на перевальную седловину.


Фото 62. Вид с перевала Арча-тор на восток Фото 63. Вид с перевала Арча-тор на запад


Спуск на запад также по каменной осыпи, но более мелкой, чем с восточной стороны перевала. Осыпь «живая», поэтому тропа вначале незаметна. Но метров через 100 она появляется.



Речка Арча-тор немноговодная. Тропа идет по правому ее берегу. Технических сложностей на всем пути нет. Ущелье поросло пожухлой травой. Примерно через 2 часа пути после перевала речка Арча-тор сливается с другим потоком (левым орографически), несколько более мощным. Но здесь тропа отходит вправо, и начинается более крутой спуск в ущелье Чон-Кызыл-суу. Тропа петляет серпантином по лесу. Слева сквозь ветви тянь-шанских елей видна ледовая стена Джеты-огуз.

Заканчивается крутой спуск, и мы оказываемся на слабонаезженной дороге на дне ущелья реки Чон-Кызыл-суу. По правому берегу реки доходим до моста у физико-географической станции (ФСГ). Здесь по мосту переходим на левый берег. От перевала до ФСГ — 3 часа пути.

Далее вниз путь все время проходит по слабонаезженной дороге. Переправы через Чон-Кызыл-суу и притоки — по мостам. Однако рассчитывать на попутный транспорт здесь трудно. К тому же в ущелье много природных достопримечательностей, прежде всего горячие сероводородные источники Джилы-суу и розовые скалы. Все это не делает путь пешком вниз до села Покровка утомительным. На переход от ФСГ до с. Покровка группа затратила около 8 часов.


УЧАСТИЕ ГРУППЫ В СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ

(дополнение к разделу IV)

При прохождении перевала Новосибирцев, после спуска с ледопада, уже на ровной части ледника Арча-тор, группа расположилась в 12:00 на отдых. В это время с ледопада быстро спустились два туриста и обратились к нам за помощью.

Одновременно с нами, но при подъеме на перевал Новосибирцев и по другому маршруту (орографически левее от нашего) перевал проходила другая группа туристов, совершавшая поход пятой категории сложности. На последней (верхней) ступени ледопада один из участников этой группы вышел на крутую ледовую стенку, пересекающую весь ледопад (о ней говорится в описании перевала Новосибирцев). Вышел без промежуточной крючьевой страховки с рюкзаком за спиной. Это привело к срыву. Пролетев вдоль стены 15-20 метров, он пробил снежно-ледовый мост и упал в трещину. После этого он завис на веревке, которой был связан с товарищем.

Группа туристов самостоятельно подняла своего товарища из трещины. Он был без сознания. На лице — сильные травмы. Видимо, ледорубом при ударе о снежно-ледовый мост над трещиной пострадавший рассек нижнюю часть лица. Транспортировать больного по ледопаду группа самостоятельно не могла, так как не была готова к этому технически. Двое отправились за помощью, остальные оставались следить за состоянием больного и пытались привести его в сознание.

Узнав о случившемся, наша группа двоих участников — Нагорского и Парфенова — направила вниз в ущелье Джеты-огуз с целью предупредить спасательную службу, попытаться найти транспорт и вызвать врача. Остальные немедленно вышли к месту аварии. На подъем по ледопаду к месту происшествия без рюкзаков затратили 40 минут.



Пострадавший пришел в сознание, но разговаривать не мог. Лишь знаками утвердительно или отрицательно отвечал на вопросы. Предполагалось, что кроме травмы лица при падении в трещину обвязкой во время рывка у него были сломаны ребра. Оказав первую помощь на месте, начали спуск. Работы по технической организации спуска наша группа взяла на себя.



Спуск сопровождался на всем ледопаде с сопровождающим. Сопровождающий надел беседку и обвязку. На двух абалаковских поясах на него был посажен больной. В связи с тем, что предполагался перелом ребер, пострадавшего привязали к сопровождающему и застраховали на двойной основной веревке с помощью беседки и репшнура, протянутого через подмышки.

Спуск на крутых и вертикальных участках осуществлялся на карабинных тормозах, завешенных на сдвоенных ледовых крючьях. Кроме того, пострадавший и сопровождающий на всех таких участках страховались через дополнительный крюк. В двух местах, когда спуск проводился над трещинами, применялись кроме того оттяжки. Всего система карабинных тормозов навешивалась шесть раз. На более пологих участках осуществлялась двойная верхняя и одновременно перильная страховка. Всего на спуске было использовано 70-80 крючьев, в основном ледобурных.



На спуск пострадавшего по ледопаду затрачено 7 часов непрерывной работы и один час на преодоление языковой части ледника до песчаных площадок у моренных озер. Состояние пострадавшего по-прежнему не улучшалось, и после 3-часового отдыха была продолжена его транспортировка вниз.

Участники нашей группы Нагорский и Парфенов к этому времени пришли на базовый бивуак альпинистов, который находился в устье реки Телеты Западная. Альпинисты имели радиосвязь с базой во Фрунзе. С ее помощью была оповещена об аварии спасательная туристская служба. У альпинистов была также машина. Здесь же находился врач. Утром вместе с членами нашей группы он выехал на автомобиле вверх по ущелью, насколько позволяла дорога. Это позволило к 10 часам утра доставить пострадавшего в больницу города Пржевальск.

Таким образом, от момента аварии до поступления пострадавшего в больницу прошло 23 часа. Медицинские работники определили, что первая помощь больному в полевых условиях и при ограниченных возможностях оказывалась больному правильно.

После спасательных работ все участники нашей группы снова встретились в верховьях реки Джеты-огуз и после отдыха продолжили маршрут.


ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

Выбор маршрута соответствовал возможностям группы, ее опыту, технической, тактической и физической подготовке участников. Тактический план способствовал равномерному распределению сил. Группа на всем маршруте шла со значительным их запасом. Об этом свидетельствует и тот факт, что после преодоления самого сложного перевала она приняла участие в спасработах, и это не отразилось на физическом и моральном состоянии участников. Спасработы не помешали успешно закончить маршрут.

Тактический план заключался в постепенном увеличении нагрузок и технических сложностей, а затем в их снижении в завершающей части маршрута; в организации забросок продуктов питания, бензина и части специального снаряжения на места дневок у перевалов Бригантина и Новосибирцев; в проведении дневок перед преодолением перевалов третьей категории сложности; в организации ночевок максимально выше к перевалам и выходе на перевалы в раннее время; в проведении разведок на наиболее сложных участках маршрута и предварительной технической их обработке.

От этого тактического плана группа отступила на перевале Новокаракольский, что и привело к дополнительной затрате сил. Из-за плохой погоды ночью и ранним утром начали подъем по леднику Каракольский Восточный только в 8 часов утра. В верхней части ледника глубокий снег раскис, проваливались местами по пояс.

Сам маршрут в целом был спланирован интересно и соответствовал техническим замыслам. Лишь использование в начальной части запасного варианта, а также необычная для Центрального Тянь-Шаня снежно-ледовая обстановка привели к тому, что первый на маршруте перевал оказался высокой сложности, и для преодоления его потребовалось много сил. Поэтому более целесообразно было бы до перевала Мола включить прохождение какого-нибудь перевала невысокой сложности. Удобно и логично в данном варианте начать маршрут из ущелья реки Тургень-Аксу с последующим прохождением перевалов Тургень и Мола.

Все перевалы группа прошла по оптимальному (наиболее простому) маршруту. Некоторое исключение, как отмечалось, составил перевал Новосибирцев. Более простой путь на ледопаде находился несколько левее нашего маршрута. Именно по нему проводился спуск пострадавшего туриста.

При прохождении перевала Новосибирцев с востока на запад, при условии хорошей погоды, следует организовывать ночевку на северо-восточной седловине, как поступила наша группа. Это позволяет со свежими силами и в наиболее раннее время выходить на ледопад, представляющий наибольшую техническую сложность. В таком случае целесообразно предварительно (вечером до ночевки) обработать траверс с северо-восточной на юго-западную седловину — навесить перила. Это позволит назавтра сэкономить более часа времени.

Возможно, но не желательно, преодоление перевала Новосибирцев за один день как с одной, так и с другой стороны. Однако это потребует большого напряжения сил.

Практически возможно преодолеть перевал Новосибирцев только через одну седловину, как юго-западную, так и северо-восточную. Но это значительно усложнит маршрут. В первом случае потребуется преодолеть сложные скалы над ледником Онтор Западный, во втором — крутой, около 70-75 градусов, ледовый склон, начинающийся сразу под северо-восточной седловиной. В обоих этих вариантах, на наш взгляд, перевал будет соответствовать категории сложности 3Б. Очевидно, при рассмотрении заявочных материалов на прохождение перевала Новосибирцев целесообразно учитывать эту особенность.


СПИСОК ГРУППОВОГО СНАРЯЖЕНИЯ

№ п/п Наименование Кол-во Вес (кг)
1 Палатка «памирка» 2 7
2 Веревка основная 60 м, 12 мм 1 5,6
3 Веревка основная 60 м, 9 мм 1 2,5
4 Веревка основная 40 м, 12 мм 1 1,5
5 Веревка основная 40 м, 9 мм 2 3
6 Крючья ледовые 17 1,3
7 Крючья скальные 12 0,5
8 Карабины 4 0,7
9 Молоток скальный 1 0,6
10 Кастрюля 1 0,5
11 Автоклав 1 1
12 Примус «Шмель» 2 3
13 Бензин - 12
14 Канистры 4 1
15 Фотоаппарат и фотопленки 2 3
16 Аптечка 1 3
17 Фонарик 4 1
18 Документы, карты, описания - 1,5
Всего 50,7


АПТЕЧКА

  1. Лейкопластырь
  2. Ножницы
  3. Вата стерильная
  4. Синтомициновая эмульсия
  5. Марганцовка
  6. Спирт медицинский
  7. Фталазол
  8. Валидол
  9. Сульфадимезин
  10. Капли Зеленина
  11. Но-шпа
  12. Перекись водорода
  13. Пирамидон с анальгином
  14. Йод
  15. Оксикорт
  16. Стрептоцид
  17. Сода пищевая
  18. Тетрациклин
  19. Амидопирин
  20. Бинт
  21. Крем «Луч»
  22. Витамины

Общий вес аптечки — 3 кг. У каждого участника имелся индивидуальный пакет с бинтами, ватой.


РЕМОНТНЫЙ НАБОР

  1. Плоскогубцы
  2. Напильник
  3. Шило
  4. Набор игл швейных
  5. Дратва капроновая
  6. Дратва льняная
  7. Нитки № 10 белые
  8. Нитки № 10 черные
  9. Резинка текстильная
  10. Проволока медная
  11. Трикони со скобами
  12. Штычок ледоруба
  13. Кольца для кошек
  14. Насос примуса «Шмель» в сборе
  15. Комплект ЗИП для «Шмеля»
  16. Брезент
  17. Марля
  18. Киперная лента
  19. Брусок
  20. Брезентовые рукавицы
  21. Свечи парафиновые
  22. Ножницы
  23. Пуговицы разные
  24. Масло бензостойкое для примуса
  25. Булавки английские
  26. Проволока на иглы для примуса
  27. Клей БФ-2

Набор снаряжения в основном оправдал себя на маршруте. Группа имела 5 основных веревок. Для связок, а их было три, использовались двойные веревки диаметром 8-9 мм длиной 40 и 60 м. Считаем это удобным. Выигрыш в весе по сравнению с 12-милиметровыми веревками значителен, а то, что они использовались в два сложения, гарантировало надежность. Но необходим определенный навык использования двойных веревок, особенно при крючьевой страховке, т.к. они больше путаются.

Очень удобно было то, что группа имела две веревки длиной 60 м. Это позволило при подъеме на перевал Мола и при спуске с перевалов Эпюра и Новосибирцев навешивать вертикальные перила или организовывать «дюльфер» на участках 50-55 м.

Веревки 40м диаметром 12 мм на маршруте почти не использовались, и без них легко можно было обойтись. Зато она понадобилась при оказании помощи другой группе туристов.

Группа имела 17 ледовых крючьев, из них 15 ледобурных и 2 — старого типа, «морковки». Все они неоднократно использовались на маршруте. Это объясняется усложнением маршрута в связи с малым количеством снега и оголением льда на значительных участках. 5 ледовых крючьев оставлено при спусках. Израсходовано также около 10 метров репшнура и оставлено 3 карабина.

Скальные крючья применялись на перевале Мола и для самостраховки при спуске с ледопада Арча-тор вдоль скал.

В группе имелся один айсбайль, что дало возможность не брать лишний молоток.

Примуса были укомплектованы стеклотканью, к каждому имелся запас сухого горючего. Очень полезным оказался автоклав вместимостью 4 литра. Он позволил экономить бензин и в значительной степени — время на приготовление пищи. Автоклав был изготовлен участниками самостоятельно и испытан в лабораторных условиях.

Большое внимание при подготовке к походу группа уделила подбору теплых вещей, оборудованию палаток и спальных мешков. Так, для палаток имелся тент, что позволило устанавливать палатки тандемом с коридором-кухней. Спальные мешки были утеплены и могли стыковаться, что тоже увеличивало их теплосберегающие свойства. Однако необычайно сухая и теплая погода все эти приготовления сделала ненужными. Тем не менее, группа была готова к затяжным холодам и непогоде, поэтому чувствовала себя более уверенно.

В походе никто из участников не болел. В аптечке полностью были использованы только витамины. Однако аптечка потребовалась при оказании помощи пострадавшему. Был использован весь запас бинтов и перекиси водорода. Последней оказалось даже недостаточно.

Ремонтный набор находился в специальной коробке в боковом кармане рюкзака одного из участников. Практически всегда он был под рукой.

В группе было 3 фотокамеры размером кадра 4×6 см с центральным затвором. К «Зенитам» имелись длиннофокусный и широкоугольный сменные объективы. Всего было отснято 22 черно-белых и 10 цветных обратимых пленок.


ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ

Запас продуктов был рассчитан на 20-22 дня. В него входили:

  1. Сухари черные
  2. Сухари белые
  3. Печенье
  4. Мясные консервы: тушенка говяжья и свиная
  5. Сало свиное (бекон и корейка)
  6. Колбаса сухая
  7. Консервы рыбные: шпроты, лосось, сайра
  8. Крупы: гречневая, рисовая, манная
  9. Макаронные изделия
  10. Супы консервированные: молочный, рисовый с мясом, макаронный с мясом, харчо, гороховый
  11. Картофель сушеный (пюре)
  12. Молоко сухое
  13. Молоко сгущеное
  14. Масло сливочное топленое
  15. Сахар
  16. Шоколад
  17. Конфеты леденцы
  18. Конфеты карамель
  19. Варенье: вишневое и из черной смородины
  20. Мед пчелиный
  21. Вобла сушеная
  22. Лук
  23. Чеснок
  24. Чернослив, изюм и другие сухофрукты
  25. Кисель плодово-ягодный
  26. Чай
  27. Кофе
  28. Какао
  29. Перец, лавровый лист
  30. Соль

Общий вес продуктов составил 124 кг. Из них 64 кг были взяты с собой при выходе на маршрут. Остальные продукты распределены на две заброски. Первая, весом 28 кг — к леднику Бригантина; вторая, весом 32 кг — к леднику Онтор западный. На всем маршруте пополнить запас продуктов из дополнительных источников возможности не было.

Вес рюкзаков всех участников при выходе на маршрут составлял в среднем 28 кг. Соответственно, перед выходом на перевалы Бригантина и Новосибирцев — по 24 кг. Такая регулировка веса была достигнута за счет двух забросок продуктов и бензина.


РАСХОДЫ

 

  1. Проезд поездом от Могилева до Фрунзе
  2. Самолет от Алма-Аты до Москвы
  3. Проезд от Москвы до Могилева
  4. Проезд автобусами от Фрунзе до Пржевальска
  5. Проезд от Пржевальска до Алма-Аты
  6. Питание
  7. Прокат снаряжения
  8. Аптечка
  9. Прочие расходы


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Болдырев С. и др. Сложные туристские походы. ФиС, 1959.
  2. Гранильщиков Ю. и др. Горный туризм.ФиС, 1962.
  3. Дергачев А. Дорогами Тянь-Шаня. «Молодая гвардия», 1975.
  4. Советский Союз. Киргизия. Мысль, 1970.
  5. Отчеты о походах IV-V категории сложности по Центральному Тянь-Шаню групп Обукова В., Морозова А. и Шабашова Е. из библиотеки Минского городского клуба туристов.
  6. Отчеты № 3052-к (руководитель Литвиненко В.), № 3052 (руководитель Семенов С.И), № 2401 (экспедиция ЦС по туризму и экскурсиям) и № 2819 из библиотеки Московского городского клуба туристов.
  7. Руководящие материалы для МКК. Информбюро «Турист», М., 1976