Главная/Блог/Могилев туристический/За мечтой на двух колесах. Автор Леонид Поздняков

За мечтой на двух колесах. Автор Леонид Поздняков

09 декабря 2010   Автор: Администратор   Рубрика: Могилев туристический

Велосипед!.. В буквальном переводе — «быстроног», от латинского «velox» — быстрый, «pedes» — нога. Знаете ли вы, что велосипед является самой совершенной машиной, что он обладает коэффициентом полезного действия, равным 98-99 процентам?

О его достоинствах сказано и написано более чем достаточно. Но не грех в чем-то и повториться. Речь здесь пойдет о велосипеде как средстве передвижения для дальних и не очень дальних путешествий, причем оптимальном средстве.

Сравним, к примеру, путешествия автомобильные и пешеходные. На автомобиле можно проехать в день до тысячи километров, но для этого нужны хорошие дороги. И много ли увидишь на большой скорости? Опять же, здоровья езда в автомобиле не прибавит.

Пешком очень здорово путешествовать. Но много ли пройдешь за день? И много ли килограммов унесешь?



То ли дело — двухколесная машина! К дорогам неприхотливая, надежность выше чем у автомобиля: обратно пропорциональна количеству деталей. За день можно проехать до 300 километров. И сколько всего при этом увидеть! Груз не давит на плечи, а уютно расположен на багажнике. И оздоровительный эффект что надо. И окружающая среда не страдает..

.

Одним словом, умный выбирает велосипед. Думаю, никто не посмеет усомниться в умственных способностях Л.Н. Толстого и К.Э. Циолковского...

Казалось бы, при таком количестве плюсов велосипед должен был бы завоевать господствующее положение в транспортных потоках на улицах. Что, кстати, и наблюдается, но не у нас. А мы не китайцы...

Причины малочисленности двухколесных машин вроде бы понятны: дымящие и ревущие автомобили, лужи и грязь летом, снег и лед зимой, равнодушие городских властей к велосипедистам, тесные квартиры.

Но, к счастью, не перевелись еще романтики, не обращающие на эти мелочи внимания. Для них общественный транспорт — с давкой, духотой, отрицательной энергетикой — не существует. Для некоторых — даже зимой. Свобода передвижения — неотъемлемая часть общего понятия свободы. Впрочем, не будем углубляться в философские дебри...

А когда приходит долгожданная отпускная пора, мечта претворяется в действие. Маршрут-график намечен, группа единомышленников собрана, рюкзаки-баулы упакованы и — в путь, навстречу ветру и манящей неизвестности. Официальной датой рождения могилевского велотуризма считается 1976 год, когда образовалась областная федерация велотуризма. Первое крещение могилевский костяк велосипедистов получил в том же году на первом республиканском семинаре с походом второй категории сложности по Налибокской пуще под руководством Геннадия Борисовича Андреева, очень много сделавшего для развития белорусского велотуризма.

Могилевчане начали освоение просторов Советского Союза, естественно, с родной Беларуси.
1976 год — восточные районы БССР, Литва, Латвия;
1977 год — Закавказье;
1978 год — Тянь-Шань;
1979 год — Краснодарский край;
1980 год — Литва;
1981 год — Зап. Тянь-Шань;
1982 год — Карелия;
1983 год — Узбекистан-Таджикистан;
1985 год — Киргизия-Казахстан;
1986 год — Горный Алтай;
1987 год — Памирский тракт (Душанбе-Ош);
1988 год — Саяны (Абакан-Байкал) — рекордный по сложности.

И ежегодно — белорусские маршруты.

Из первых велопутешественников можно отметить Андросенко В.М., Башаримова Н.Т., Вавилова А.В., Гордеева А.И., Веремьева В., Гришанова В., Зотова Е.В., Кадыш А., Клинцова С.Е., Ковалевского С.В., Курилова А.Г., Лапина В.П., Папко Л.А., Предко К.Г., Рогаткина Д.Л., Снытко Л.И., Суслова В.В., Тарасова Е.И., Шпиленко А.Р.

Пусть простят меня те, кого я забыл здесь отметить.

Потрясения в обществе и экономике не обошли стороной и наш туризм, в том числе велосипедный. Раньше многие походы финансировались туристскими организациями. Сейчас — за свой счет. Вот и поредели наши ряды. Чаще стали встречаться путешественники-одиночки. Зато появилась возможность поколесить по дорогам дальнего зарубежья.

«Увидеть Париж — и умереть!» — воскликнул когда-то в порыве чувств кто-то из русских.

А почему бы и нет? (Умирать необязательно). Была бы мечта, остальное приложится. Вот я и хочу пожелать, чтобы у всех вело- (и не только) туристов осуществилась их самая заветная мечта...

Леонид Поздняков,
кандидат в мастера спорта по велотуризму,
председатель обл. комиссии по велотуризму.