Главная/Блог/Могилев туристический/Туризм — это состояние души. Автор Александр Радькович

Туризм — это состояние души. Автор Александр Радькович

15 декабря 2010   Автор: Администратор   Рубрика: Могилев туристический

Старинное здание Могилевского лицея № 1, расположенное на живописном холме среди яркой зелени парка, видно издалека.

Александр Радькович
Александр Радькович
Построенное еще в XIX веке, многое увидело оно на своем веку, много поколений ребят выросло в его стенах. Есть в этом здании заветное место, куда ручейками стекаются ребята на переменах и после уроков, откуда доносятся аккорды гитары и запах печеной картошки. И все это за сказочной дверью лицейского турклуба. laquo;Таинственно в подвал ведут ступени...» — писала в своих стихах выпускница лицея Оля Мамаджанова.

Эти ступени помнят много поколений лицеистов, прошедших здесь школу туризма и составляющих славу и гордость нашего турклуба. А история его началась задолго до образования лицея, в школе-интернате, куда в 1985 году пришел работать опытный турист-водник Михаил Хаимович Иогман. Человек энергичный и целеустремленный, наделенный талантом общения, он сумел найти единомышленников в педколлективе, увлечь ребят романтикой туризма и сделать их жизнь насыщенной и интересной. Надежным помощником ему стал учитель физкультуры Владимир Вячеславович Римкевич.

В 1985 году заработали первые деньги на ремонте теплиц в совхозе «Вейно». На них в Москве купили четыре байдарки и вскоре «обновили» их в походе первой категории сложности на реке Оболь в Витебской области. Так была написана первая «водная» страничка в жизни турклуба. Пешеходная и горная история его началась в 1987 году с приходом в школу-интернат Александра Зиновьевича Лапидуса — опытного туриста и альпиниста.

В Фанских горах, в мирном тогда еще Таджикистане, ребята впервые увидели вблизи горные вершины и совершили категорийный поход. Из впечатлений о горном походе участника Миши Желдака: «Мне жалко тех людей, которые не видели горы в такой близости, как мы. Как красива ночь в горах! Особенно когда дежуришь и встаешь в 2 часа ночи. Один в темноте у гудящего синим пламенем примуса. Готовишь завтрак и смотришь в небо, а в горах оно намного ближе, чем на равнине, и звезд на нем видимо-невидимо. Самое интересное — смотреть, как они падают. Висит, висит в небе звезда, дрожит, вот-вот сорвется и вдруг летит вниз и, прочертив яркий след, падает где-то за дальней вершиной. А потом звезды начинают гаснуть, небо светлеет. Начинается новый походный день. Пока не проснулась группа, иду будить напарницу по дежурству — Наташку. Третьим просыпается командор. Первым делом он проверяет, как идут дела у дежурных, готов ли завтрак?


>

С рассветом группа выходит на маршрут. С каждым часом становится все жарче, хочется пить, но что это по сравнению с той красотой, которая вокруг!

Так увидел хужожник туриста-лицеиста.
Так увидел хужожник туриста-лицеиста.
Вверху — сверкающие на солнце вершины, где-то шумит стремительный поток реки. А впереди, в поднебесье — перевал. Поднявшись на него, видим внизу в долине зеленые деревья, траву и над ними — сияние вечных снегов. На перевале для нас праздник. Каждому достается по банке шпротов в масле, паре сухарей и шоколадке. Дальше начинается спуск, а он совсем не легче подъема. Стараешься расслабить уставшие ноги, но это никак не получается. Совсем другое дело, когда идешь в долине по лугу. Все усыпано цветами — желтыми, красными. К концу дня находим место для палаток, готовим ужин. Вся группа устала и спать охота. А завтра — такой же полный счастья и радости день...»

Туризм прочно вошел в жизнь учеников. Появилась необходимость иметь свое помещение. Оборудовать его решили в подвале интерната. С помощью ребят освободили подвал от строительного мусора. Трудно, долгих три года создавался клуб. Добывали стройматериалы, почти все делали своими руками. Помещение медленно обретало свое лицо. Красивый камин с огромным самоваром сделали обстановку старого подвала уютной, домашней. Клуб стал любимым местом для учащихся, где можно было собраться, поговорить, попить чаю,сыграть на гитаре.

В кружке авторской песни под руководством Лапидуса занимались 57 человек из первого лицейского выпуска.

Походы стали той мощной силой, которая объединила лицеистов, сделала их дружными и сплоченными. За шесть первых лет работы клуба было проведено 23 категорийных многодневных похода. А сколько было походов меньшей протяженности, некатегорийных — лыжных, водных, велосипедных!

Руководители турклуба отдавали детям опыт, знания и тепло души. Вот как вспоминает об этом выпускница лицея Ирина Жарина: «Михаил Хаимович забрал меня с занятий начальной военной подготовки убирать клуб. Как только вошла — увидела рюкзаки, разложенные на полу спасжилеты, на стенах фотографии, камин и большой самовар — и все... Мне захотелось к ребятам, туда, на фотографии. И чтобы ветер и холод, и дождь в лицо, и идти далеко-далеко, долго-долго, трудно-трудно! А Михаил Хаимович рассказывал что-то увлекательное и смешное. И тогда меня осенило — я поняла,чего я хочу — я хочу в поход!»

Учебный 1991 год для новичков, поступивших в лицей, начался необычно. Все вновь набранные классы вместе с учителями и классными руководителями по графику, утвержденному директором лицея Богдановым В.С., участвовали в водном походе по Витебской области. Так родилась традиция проведения похода-эстафеты, получившая высокий рейтинг популярности в лицее. Это дало прекрасные результаты: новички быстро приобщались к общественной жизни лицея, спорту и туризму как средству оздоровления и активного отдыха; быстро формировались здоровые классные коллективы.

За двенадцать лет своего существования лицейская эстафета приобрела обширную географию. Это реки и озера Псковской (р.Уща и Дрисса), Витебской (р. Эсса, оз. Волобо, Ордово, Бобрица), Могилевской (Чигиринское водохранилище, р. Лахва) областей.

Отработана и постоянно совершенствуется насыщенная программа этого удивительного похода. Это и обучение новичков обращению с байдаркой, и вечера знакомств у костра, и спортивно-туристская полоса препятствий, и скоростная водная регата, и самое яркое событие похода-эстафеты — туристская баня.

С ходом времени многое изменилось в лицее: уехали из Белоруссии М. Иогман и А. Лапидус, ухудшилось финансирование, но в большие и малые походы лицеисты ходить не перестали. Статистика за 2002 год: 2 больших водных похода на байдарках (по реке Великой в Псковской обл. и по Ладожскому озеру в Карелии), пешеходные походы в Крым, Карпаты, по Беларуси; 2 профильные практики, традиционный весенний поход лицеистов и выпускников «Майские зореньки» со 110 участниками.



Всего за 2002 год в турпоходах побывало около 400 ребят и взрослых.

В турклубе лицея работает кружок водного (рук. Радькович А. М.) и пешеходного туризма (рук. Старовойтова Т. В.), туристско-краеведческий (рук. Саенко Л. Д.) и кружок туристской песни (рук. Якубовская М.В.).

Турклуб лицея — это не только лицей и лицеисты, ведь здесь занимаются туристы-водники СШ № 10 и СШ № 11; кружок туристской песни посещают ребята из СШ № 2 и других школ города. Команда лицеистов и школьников вот уже два года подряд занимает первые места на областных соревнованиях по технике водного туризма.

Туризм в лицее всегда был тесно связан с учебно-воспитательным процессом. Например, многие классы проводят профильную практику в походах, где филологи собирают фольклор, историки — интересный материал по краеведению, математики решают задачи.

Традиционными стали водные походы учителей лицея. Им покорились маршруты по Браславским озерам, Нарочи, рекам и озерам Карелии.

Система занятий в турклубе име ет спортивно-оздоровительный характер. В лицее организованы ежедневные утренние беговые тренировки с закаливающими процедурами в бассейне Дворца пионеров. В 1999 году были проведены соревнования по оздоровительному бегу «Лицейский марафон». Наш клуб ежегодно готовит для проведения похода-эстафеты до 30 инструкторов школьного туризма, которые, обучая новичков, передают им свой опыт, знания и традиции лицея. Этот опыт и эти знания выпускники несут в свою взрослую, самостоятельную жизнь. Ведь туризм — это не только возможность увидеть, кто возле тебя, но и понять, кто же ты, как ты относишься к окружающим людям и как они относятся к тебе. Походная жизнь закаляет ребят, они приобретают навыки, которые необходимы и в повседневной жизни, и в экстремальных ситуациях. Во многом опыт сложных лицейских походов помог выпускнице лицея и участнице телевизионного проекта ОРТ «Последний герой-2» Ксении Волковой с честью выдержать испытания, которые ей приготовила жизнь на необитаемом острове.

С каждым годом ребят, влюбленных в романтику походов, становится все больше и больше, ведь, даже уйдя из лицея, они остаются верны своей «alma mater» и любимому виду спорта и отдыха — туризму.

Александр Радькевич,
руководитель клуба туристов Могилевского областного лицея № 1.