Главная/Блог/Могилев туристический/Республика Воробьева

Республика Воробьева

16 декабря 2010   Автор: Администратор   Рубрика: Могилев туристический

Каждый раз, встречая учеников гимназии № 1 Могилева на туристских слетах, побывав у них на тренировках, убеждаешься,что они являются гражданами какой-то своей республики, республики со своими законами самоуправления и самоконтроля. Держатся они всегда вместе, так, что и поверхностный взгляд отметит устоявшийся склад отношений и ценностей. Даже бивуак в лесу своей аккуратной продуманностью не оставляет сомнений в привычке у любого из этих мальчишек и девчонок делать любую походную работу на совесть.

Не менее любопытно порой наблюдать среди них крепкую фигуру учителя физкультуры Владимира Воробьева. В этой республике он — главный, хотя такое определение и не совсем точно. Он, скорее, зачинатель, играющий тренер, но никак не единоправный правитель.

— Владимир Власович, Владимир Власович! — это детское обращение слышится не так уж часто, но обращают внимание тон и свобода диалога с учителем. Два-три слова, вопрос—ответ, и ребята бегут выполнять задуманное.

— Вот так, — говорит Воробьев, — Я только присматриваю слегка, остальное они сами. Сейчас в турклубе у нас более 80 человек. Причем, это не все желающие или случайные участники. Давно разработан устав клуба, согласно которому членом клуба может стать любой хорошо успевающий и прошедший один поход ученик. Есть и президент, который руководит советом клуба. Меня иногда приглашают на заседания, но решают и придумывают все сами. Здесь и разработка положения о турслетах, сценарии вечеров, подготовка команд других классов гимназии к соревнованиям.

Перед походом, например, я получаю деньги, отдаю без всяких расписок ребятам и они покупают продукты сами. Ежегодно мы проводим несколько походов выходного дня. Инструкторами в этих походах идут сами школьники. Из взрослых чаще всего классный руководитель и иногда кто-нибудь из родителей.

Давно, еще работая на районной детской турбазе, заметил Владимир Воробьев, как разительно отличается атмосфера общения с детьми вне школы, без классного журнала в руках. Замечали это и дети. Они видели перед собой человека, который не приказывал и у которого можно было спросить все. Сам собой напрашивается вопрос: многие ли родители имеют подобное доверие?

Мы стоим на небольшом стадионе перед школой. Идет не просто тренировка, а отбор участников сборов для подготовки к соревнованиям. Желающих попасть на сборы, как всегда, раз в пять-семь больше. По кругу в пятьсот метров с помощью веревок, карабинов и собственной смекалки вместе с учителем ребята смоделировали довольно сложную полосу препятствий, включающую даже такой нелегкий прием, как маятник. У Воробьева в руках секундомер. Он только отмечает время. Команды сами готовятся к старту. Остальные участники заняты повторением приемов работы со снаряжением. Трудно поверить, что это ученики пятыхседьмых классов. Они же, кстати, оформляли и комнату своего клуба, который напоминает больше музей по краеведению, чем помещение для занятий. Интереснейшим образом в школе оформлен даже спортивный зал. Во всю стену здесь нарисован горный пейзаж. В определенных местах прорублены ступеньки и висят крючья для веревочных перил. Пройти такую трассу, упираясь ногами в стену, — задачка не из простых, хотя горы еще только нарисованные, а высота не более полутора-двух метров.

— Владимир Власович, сколько? Это закончила дистанцию очередная команда. — Ай-яй-яй, — говорит Воробьев, — вы проигрываете самым маленьким! На лицах ребят ужас. Мы смеемся. Следующая команда готовится к старту. Деловито, цепко осматривают снаряжение друг друга, что-то поправляют, говорят «Готовы» и по свистку хватают карточки первого этапа: здесь требуется быстро и правильно завязать узел. Судья этапа, ученик шестого класса, сомневается в результате одного из участников. Воробьев вместе с ним разбирает ошибку, а я вдруг задумываюсь над извечным вопросом: учитель — каким он должен быть? И кто может? Многие из тех, кто ходил в походы, рано или поздно начинали вести детские кружки. Причем не только педагоги по профессии. Как это объяснить? Туризм дает уникальные возможности работы с детьми. Потребность в лидерстве, общении, самоутверждении, в отличие от школь- ных стен, имеет здесь широчайшее поле. Можно сделать самому какое-то снаряжение, можно так выполнить домашнее задание о составлению карты участка местности, что и лучший художник класса не повторит. Вполне объяснимо, что в "республике" Воробьева есть и отверженные ребята, те, кто уже находится в группе риска, а то и вовсе стоит на учете в милиции. Некоторые из них поменяли до десятка спортивных секций и кружков. Где-то их признали бесперспективными, где-то оказалось просто неинтересно, а тут можно сразу пойти в поход выходного дня, после которого сразу понятно — зачем нужны специальные тренировки.

В истории турклуба «Крок» есть немало особенно ярких страниц. На весь бывший Советский Союз прогремели могилевские школьники, когда на Памире в командном зачете на соревнованиях по технике горного туризма обошли представителей Москвы, Прибалтики, Ленинграда — Белоруссия получила тогда сразу пятнадцать чемпионов, однако давно известно, что успехи детей в любом виде спорта во многом зависят от взрослых.

Если спрашивать самих членов турклуба «Крок», то очень многие из них, кроме соревнований и интересных походов, вспоминают традиционный зимний ночной марш-бросок по точно восстановленному маршруту одного из полков 2-го Белорусского фронта, освобождавших Могилев.

Ребята вспоминают, как вместе с сельчанами делали венки и возлагали их на могилы павших, вспоминают, как в местных школах проводили уроки мужества и концерты патриотической песни. Сам же Воробьев говорит чаще про лица «трудных» подростков на маршруте, на бивуаке, на митинге. Он беседовал с ними, сидя у ночного костра в заснеженном лесу и слышал в ответ простые доверительные слова. Он радовался, что его воспитанников в армии не отнесут к разряду хилых и, конечно же, понимал, что такого доверия надо быть достойным. Годы, как известно, быстро летят.

Не одно поколение выпускников «Крока» закончило школу и вуз. Вырастая, они в большинстве своем не забывают родной турклуб. И в гости приходят, и в походах участвуют, и, уже испытав первые трудности взрослой жизни, отдают себе отчет в том, чем был для них школьный туристический клуб, эта их маленькая республика, и кем был и остался для многих этот странный в своей преданности туризму человек — Владимир Власович Воробьев. Человек, безусловно, одержимый любимым делом, несмотря на пошатнувшееся здоровье. Человек, для кого-то колючий, кому-то неудобный и упрямый, но — личность и настоящий учитель для очень многих детей.

В Могилеве он, кстати, не один. Имена Виталия Киреева, Виктора Степанова, Анны Буглаковой, Александра Опидовича, Игоря Романова известны многим школьникам города уже только потому, что даже районный детский туристический слет собирает сотни детей. Вместе со своими руководителями десятки команд встречаются на лесных полянах. Как ни один вид спорта, туризм сегодня для детей является самым массовым и популярным. И, добавим, самым дешевым. Не менее важно и то, что по горным тропам, по лесам и озерам родной Беларуси ведут школьников люди, по-настоящему любящие свой край, свое дело, своих воспитанников.