Главная/Блог/Могилев туристический/Магия застывшего времени. Автор Анатолий Мельников

Магия застывшего времени. Автор Анатолий Мельников

17 декабря 2010   Автор: Администратор   Рубрика: Могилев туристический

Каждый, кто хоть раз держал в руках фотоаппарат, вглядываясь в загадочную глубину просветленных линз видоискателя, согласится, что это весьма интересное занятие. Съемка во время путешествий, особенно серьезных и далеких, иногда становится делом далеко не простым, но дающим результаты порой самые удивительные. Даже обычные пейзажные снимки далеких мест выглядят экзотично. Более удачные могут украсить интерьер или побывать на фотовыставках.

Но и просто бытовые фотографии из походов очень скоро становятся бесценными документами, алгоритмами памяти, воскрешающими перед нами трудности пройденных троп, запахи далеких костров, лица друзей, далекие ландшафты гор, тайги, тундры. Не зря ведь в серьезных походах вес фотоаппаратуры включается в общий вес снаряжения группы. Для тех, кто пытался заниматься фотографией всерьез, она понемногу открывала свои невидимые, даже волшебные возможности.




Кем бы ни был фотолюбитель по профессии, он на какое-то время становится художником. Обычный пейзаж или удачный снимок включает творческое вдохновение, удачу хочется поймать снова и снова. И уже в новых условиях, в других обстоятельствах на природу, на мир и людей вокруг фотограф начинает смотреть пристальнее, внимательнее и уже видит те особенности, ту красоту, которая не замечается другими и которые так хочется получить на снимке.

Как тут не вспомнить, сколь непросто было иногда объяснить товарищам необходимость на рассвете с полной выкладкой пройти по одному и тому же месту гребня два-три раза, чтобы сделать несколько, казалось бы, совершенно одинаковых кадров. Выручить мог только грозный приказ инструктора, понимающего, что не позы ради упорствует человек с фотоаппаратом; или как забыть томительную тоску вышедших с тобой в «радиалку» друзей, вынужденных три часа сидеть у кромки ледника, потому что ты сотней метров выше стучишь зубами под солнцем, которое издевательски медленно тянется по небу к замеченной в скале огромной дыре? И никто не даст гарантии, что траектория движения светила пройдет именно через эту магическую точку, а коварные облака не успеют перекрыть миг творческой удачи. Но когда в черной громаде гребня вспыхивает настоящая звезда, когда успеваешь сделать всего один кадр, когда долгие дни гадаешь, выйдет или нет, — и проявляешь наконец пленку... В результате выходит не только фотография, но целое происшествие.

Большинство удачных снимков довольно часто вызывают подобные воспоминания, тянут за собой ниточки памяти. И снова думаешь, как без особой надежды на успех после нудного перехода ползал на коленях по снегу, выбирая ракурс, потому, что уж очень необычный закат, а снег при светло-голубом небе имеет фиолетовый оттенок. И снова нет никакой гарантии на удачу, потому что все фотоаппараты в группе замерзли и последний, простенькая «Смена», вдруг да и откажет тоже.

Сегодня волшебные возможности компьютера позволяют спасти не всегда технически безупречный кадр. С изображением, светом и цветом компьютер творит чудеса. Не заменит он только человека, увидевшего интересную бытовую ситуацию, необычное состояние природы или уникальный случай.



Если говорить об экзотических снимках, то Анатолий Толкачев, например, мог бы поведать целую поэму о том, как снял серию удивительных кадров горных туров. Оказывается, сколь они ни пугливы, а на лакомство — соль — их можно приманить довольно близко и работать обыкновенной оптикой.



Впрочем встречи даже с травоядными могут оказаться далеко не безобидными. Ни Геннадий Карчевский, ни другие участники похода по Памиро-Алаю не забудут, как проворно пришлось спасаться от разъяренных яков. Днем вполне миролюбивые животные, с наступлением сумерек они стали вести себя агрессивно, образовав оборонительный круг с самками и молодняком в центре.



Последующая работа со слайдами, пленками и фотопечатью представляет не меньший интерес и удовольствие для автора. Начинается кадрирование, совмещение негативов или слайдов, придумывание масок, что еще более подстегивает память, выявляет, казалось бы, забытые или незамеченные детали пройденного похода. Можно заняться и специальной фотографией, фотографикой, например. Процесс получения интересного снимка в этом случае растягивается еще больше, доставляя немало часов творческого вдохновения фотографу, а зрителю — такие приятные открытия, как графические работы фотохудожника Геннадия Карчевского. Эти картины жесткостью своего изображения странным образом высвечивают еще одну сторону величественного и сурового мира гор.



Но даже если отстраниться от художественной стороны фотографии, то и обычные бытовые снимки сейчас, по прошествии времени, стали хроникой времени, фотодокументами. Все они, помещенные в сборнике, дополняют сухое перечисление пройденных дорог и воспоминания авторов.

Это может подтвердить и Володя Львов, рассказывая о своем двухмесячном одиночном путешествии по сибирской реке Нижняя Тунгуска. Понимая, что в пути он должен расчитывать только на себя и трезво оценивая будущие трудности, он все-таки взял с собой фото и видеокамеру. На ходу с байдарки много не снимешь, да и на стоянках забот достаточно — все-таки один среди тайги. А получились в результате весьма удачные кадры. Ни один даже из обычных снимков, не «шедевров», как говорят фотографы, не останется без внимания. Все они — картинки застывшего времени, и любой из читателей, глядя на фотографии, расскажет что-то свое, единственное и неповторимое, забытое и памятное только ему, но вспомнившееся сейчас, в это мгновение. Таким образом фотографии сборника, быть может, не хуже текстов говорят о том, как интересна и заманчива Ее Величество Дорога.

Анатолий Мельников.