Главная/Блог/Могилев туристический/Клуб туристов «Кировец». Автор Владимир Булгаков

Клуб туристов «Кировец». Автор Владимир Булгаков

15 декабря 2010   Автор: Администратор   Рубрика: Могилев туристический

Туристский клуб «Кировец» начал свою работу в 60-е годы и к 70-м имел солидный задел не только в оздоровлении заводчан, но и в спортивных результатах. Так первым чемпионом БССР по спортивному ориентирванию стал Виктор Бородин, а команда завода неоднократно была призером и чемпионом республики по спортивному ориентированию и пешеходному туризму. Вот состав туристов-автозаводцев: В. Бородин, В. Будник, Ю. Голонт, А. Селькин, М. Глухова, Л. Рудницкая, Н. Зиновенко, В. Дуденков, В. Демидов, Г. Флюндрова.

Поэтому не случайно на 1-й учебный сбор, проводимый в 1971 году Белорусским республиканским советом по туризму и экскурсиям в легендарном Домбае, что на Западном Кавказе, в числе кандидатов от Могилева поехали двое автозаводцев: шлифовщик Василий Дуденков и инженер-металлург Владимир Демидов.

С этого сбора и берет свой отсчет горный туризм Могилевщины. В городе образовалось довольно сильное в организационном плане ядро приверженцев горного туризма. Это прежде всего сотрудники института физики Ричард Гринкевич, Геннадий Анисович и Константин Предко. Энергичным организатором проявил себя журналист Александр Санчук. Весной 1972 года он организовал и возглавил первый (и до сего времени не повторенный) поход II к. с. в межсезонье по Центральному Кавказу. В этом походе участвовал работник автозавода Василий Дуденков.

В 1973 году на Памиро-Алае под руководством Р. Гринкевича и К. Предко прошел областной сбор горных туристов с походом II категории сложности. В 1974 году члены турклуба «Кировец» приняли участие в походе по Центральному Кавказу. Этот поход инициативу поддержала администрация завода и выделила помещение для клуба.

Первым председателем клуба стала Людмила Хацкова. В этом же году клуб туристов получил официальное название «Горизонт». Особый размах туристическая работа приобрела накануне был подготовкой к экспедиции 1975 года, когда в составе пяти групп 20 могилевчан прошли маршрутами от I до III категории и встретились на Местийском перевале. Автозаводцами был пройден поход II к. с., руководитель В. Буглаков, участники: А. Апаричев, А. Демидов, В. Евсеев, С. Иванов, Г. Чернова, В. Шталько. А в других группах экспедиции участвовали В. Дуденков, Е. Кулагин, Н. Сидоров, Г. Николаенко, Г. Флюндрова, Р. Степаненко и В. Слепчук. Больше половины состава участников экспедиции представляли автозаводской клуб туристов «Кировец». И в дальнейшем автозаводцы составляли немалую часть участников в походах, проводимых Могилевской и Республиканской федерацией горного туризма.

В 1975 году автозаводцы изготовили и установили на перевале Бечо, где проходила линия обороны Кавказа в годы Великой Отечественной войны, памятную доску, сохранившуюся до сих пор. С этого времени горная секция стала ведущей в клубе «Кировец», а автозаводцы — постоянными участниками сложных горных походов, вошедших в летопись белорусского туризма: в 1980 году в походе VI к.с. на Матче в группе под руководством Леонида Хасдана, В. Буглаков и К. Снегирь; в 1983 году в походе V к. с. по Памиро-Алаю, занявшем первое место в чемпионате СССР по горному туризму, участвовали С. Иванов и О. Сорокоумов, получившие золотые медали чемпионов СССР.



В составе сборных команд в республиканских соревнованиях по технике горного туризма в разные годы выступали: В. Дуденков, В. Демидов, А. Буглакова, В. Буглаков, С. Иванов, Е. Кулагин, О. Сорокоумов, Н. Сидоров, а также пришедшие на смену первопроходцам более молодые И. Романов и Т. Данько. А в 1980 году туристский клуб «Кировец» был участником Всесоюзного слета победителей походов по местам боевой и трудовой славы, где стал победителем среди промышленных предприятий СССР.

Федор Федоров

«В понедельник в клубе будешь?» — вот уже более 20 лет задаем этот вопрос на прощание. Разные события случились за это время: распался на отдельные независимые государства казавшийся незыблемым великий и могучий Советский Союз, промчалась по его просторам перестройка, исчезли старые правители и на место их из всех щелей повыперли новые, и только клуб туристов Могилевского автозавода им. С.М. Кирова каким-то непонятным образом устоял. Устоял благодаря усилиям нескольких одержимых людей. Хотелось бы их всех вспомнить хотя бы потому, что иных уж нет...

В начале сравнительно благополучных у нас в провинции восьмидесятых организационные заботы по руководству клубом взвалил на себя Виктор Якубовский.

Возможно, в то время они еще не были слишком обременительными, но именно от таких Якубовских, «простых рабочих парней», нам досталось в наследство Нечто. Нечто, не позволяющее стать бездумным усталым существом, тянущим свою лямку то ли из страха, то ли по привычке. Нечто из «там, за горизонтом».

Володя Огородников, способный на спор тащить сто метров на спине двухсоткилограммовый короб с литьем; Сергей Реуцкий, каждый день бегающий по пятнадцать километров из своей лесной деревни Константиновка на работу и обратно; Коля Зиновенко — неутомимый ориентировщик и токарь высочайшей квалификации; Ваня Листратенко, в экстремальной ситуации перепрыгнувший мчащуюся «Волгу» (имеется в виду автомобиль известной марки, а не ту, с пароходами, причалами, рыбаками); Алик Сорокоумов, славящийся своей рассудительностью и осторожностью; Сергей Иванов — мужественный и трудолюбивый «скупой рыцарь», не любящий халявщиков ( а кто их любит?); Валера Слепчук, руководивший одним из самых сложных походов «кировцев» на Памире; Наташа Романова — бессменный лидер женской части команды в спортивном ориентировании.



Эти дорогие нам люди были костяком клуба в восьмидесятые годы. Его основой. Они лидеры, упорные «пахари», побеждавшие на соревнованиях, ходившие в сложные походы и мы, «кировская» молодежь, хотели быть похожими на них. И туда, за горизонт, в первые наши туристские походы именно они и повели нас.

Разное случалось, хорошее и не очень. Веселое и грустное. Мы ругались насмерть, мы братались под звон гитарных струн и, как бабочки на свет, все равно возвращались в клуб и ходили, ходили в походы, потому что без этого уже не мыслили своего существования.

А по понедельникам мы собирались в клубе, часами болтали по делу и не по делу, по делу, ломали головы, планируя новые походы, готовили снаряжение. В эти годы представители клуба «Кировец» как в составе чисто заводских команд, так и в составе сборных групп городского клуба туристов «Азимут» побывали в горах Кавказа, Памира, Алтая и Тянь-Шаня, сплавлялись по рекам Карелии и Саян.

За время с 1975 по 2000 год туристами завода организовано 24 только горных похода, из них сложных: V к. с. — 1 (рук. Буглаков В.), IV к. с. — 5 (рук..: Буглаков В., Иванов С., Слепчук В., Сорокоумов О.)

В смутные времена перестройки, в бурные девяностые исчезли многие общественные туристские организации и только личный энтузиазм Игоря Романова не позволил клубу кануть в Лету. Клуб менял адреса и названия, его пытались закрыть, отправляли в подвалы, отказывали в финансовой поддержке.

Поэтому нельзя не вспомнить добрым словом президента спортивного клуба «Торпедо»Михаила Исааковича Басса, председателя профкома автозавода Василия Ивановича Титова, председателя Октябрьского райисполкома Сергея Юлиановича Шлопака — руководителей, поддержавших Романова. Все вместе эти люди и помогли клубу выстоять, а в то время, когда перестал существовать городской клуб туристов, стать едва ли не единственным местом в городе, где еще сохранились какие-то туристские традиции.

При минимальных денежных вложениях мы ходили в походы и водили в них людей, правда, в большинстве своем подростков, так как взрослое население боролось за существование, приспосабливаясь к новым условиям жизни. Обивали пороги организаций, искали спонсоров. И часто нас выручали наши же товарищи, бывшие туристы и альпинисты, по разным причинам оставившие спорт, но сердцем остающиеся «там, за горизонтом»...

В силу того, что процесс подготовки туристских кадров прервался, организовывать и проводить сложные походы, что было под силу клубу в восьмидесятые годы, уже не удается. Несколько изменилась специфика работы клуба: стали больше проводить оздоровительных лагерей в экологически чистых районах, где дети живут в палатках, сами себя обслуживают, приобретают навыки, необходимые в самостоятельной жизни, совершают небольшие увлекательные путешествия. В таких лагерях, организованных турклубом, за последние 4 года побывали сотни детей.

Несмотря на сложности, еще стойко держатся некоторые традиции. В апреле 2003 года, как и многие годы подряд, состоялась поездка в Денеши на естественные скальные полигоны . Скалолазание — один из увлекательнейших видов спорта — давно получил прописку в клубе.



И если раньше символом клуба был турист с огромным рюкзаком за плечами, то сейчас, наверное, это полный детей и взрослых автобус с надписью «Торпедо», уходящий куда-то за горизонт.

Владимир Булгаков,
председатель клуба «Кировец» 1975–1982 гг.