Главная/Блог

Рюкзаки

09 июля 2009   Автор: Администратор   Рубрика: Полезно знать

Рюкзак — один из немногих видов туристского снаряжения, без которого не обойтись в любом виде путешествий. Горный поход, лыжная прогулка, подходы к начальной точке сплава по реке — везде нужна емкость для переноски вещей.

История

Когда появился первый рюкзак — точно никто не знает. Но вполне очевидно, что случилось это в незапамятные времена. Уникальная находка была сделана 19 сентября 1992 г., на леднике Симилаун в Альпах к югу от Инсбрука. Антропологам удалось обнаружить прекрасно сохранившееся тело доисторического человека. На спине он носил кожаный рюкзак на U-образной раме из двух вертикальных брусков орешника, для жесткости соединенных снизу двумя горизонтальными досками из лиственницы. Именно в рюкзаке находилась наибольшая часть его пожиток, по которым находку датировали примерно 2700-м годом до Р.Х. Таким образом, самому древнему найденному рюкзаку почти 5000 лет.

С рюкзаком за плечами странствовал Иисус Христос, рюкзаки входили в военную форму легионеров, рыцари-тамплиеры на пеших маршах носили вещи на деревянном каркасе с лямками — прообразе станкового рюкзака. Индейцы Северной Америки прикрепляли к кленовой доске лямки и налобный ремень, и носили на этой конструкции добычу после охоты.

В более поздние времена рюкзаки использовались практически всеми армиями мира, и именно военные придумали большинство современных типов рюкзаков. На смену коже и деревянным каркасам пришли парусина и сталь, а впоследствии капрон и алюминий. Первые альпинисты пользовались военными заплечными мешками.

В СССР промышленность начала изготавливать серийные рюкзаки для туризма в начале 30-х годов прошлого века. С разными незначительными изменениями такие бесформенные мешки дожили до наших дней, постепенно перейдя из разряда альпинистских в категорию «для дачи». Затем появился знаменитый «абалаковский» рюкзак, названный так по фамилии своего создателя, известного советского альпиниста, первовосходителя на пик Коммунизма (тогда — пик Сталина). Абалаковский рюкзак не был чем-то уникальным, он заимствовал передовой европейский опыт в разработке снаряжения — в предвоенные годы на Кавказ часто приезжали немецкие и австрийские восходители, так что у наших альпинистов была возможность изучить их опыт. В последующем промышленность стала производить упрощенный и гораздо менее удобный вариант «абалаковского» рюкзака, и именно его еще недавно можно было купить в спортивных магазинах.

Следующая легендарная модель носила имя Ярова, это был уже вполне современный рюкзак с боковой шнуровкой и грамотной системой лямок, но пока еще без поясного ремня. «Яровские» рюкзаки массово шили к Олимпиаде-80, на клапане их был изображен олимпийский медведь и пять колец; у туристов-диссидентов было принято отпарывать этот клапан и перешивать его наизнанку — это называлось «отправить медведя в ссылку». Как видите, дизайну всегда уделяли большое внимание.

Вышеперечисленные рюкзаки были мягкими, то есть не имели рамы-станка или какого-либо иного элемента жесткости. Производился отечественной промышленностью и станковый рюкзак «Ермак». Он имел поясной ремень и каркас из алюминиевых труб. По статистике несчастных случаев, «Ермак» повинен не в одном сломанном шейном позвонке — такова цена не слишком удачной конструкции: при падении туристы имели все шансы удариться затылком о верхнюю перекладину каркаса.

Вполне понятно, что все эти модели не удовлетворяли растущим запросам отечественных путешественников, поэтому в 70—80-х годах пышно расцвели самодельные рюкзаки. Их было превеликое множество, от разнообразия конструкций разбегались глаза. К концу 80-х годов выработался более-менее стереотипный вариант, в узких питерских кругах почему-то называвшийся «американкой». Основные принципы были такие: в качестве внутреннего каркаса использовался лист жесткого толстого пенополиэтилена, служащий одновременно ковриком, мешок имел высоту в среднем около 80 см при ширине 35—40 см., обязательное наличие широкого поясного ремня, сверху большой клапан, для регулировки объема — боковые стяжки или шнуровка. Самой важной отличительной чертой была система подвески лямок, которые имели третью дополнительную точку крепления над плечами, чтобы высокий рюкзак не отваливался назад от спины. Изготавливались эти рюкзаки из технического капрона, который добывали всеми правдами и неправдами. Пряжки самостоятельно выпиливали из листового дюраля, или покупали в хозтоварах стальные кольца для ключей. В общем, скучно не было.

В начале 90-х появились кооперативы по производству снаряжения, куда подались те, кто и раньше шил рюкзаки на заказ. Довольно быстро некоторые из этих кооперативов превратились в уважаемые фирмы, продукцию которых мы все можем сегодня наблюдать в магазинах. Широким потоком хлынули зарубежные модели, так что выбор теперь огромный. Дело за малым — грамотно выбрать.

Использование gps в походе

09 июля 2009   Автор: Администратор   Рубрика: Полезно знать

Перед тем, как решиться на покупку своего GPS-приемника, хочется больше узнать о его использовании в походных условиях. Станет ли он реальным помощником в ориентировании? Или придется выслушивать насмешки друзей и упрекать себя в том, что деньги выброшены на ветер?

Три года назад в Интернете была опубликована статья «Использование GPS в походе». Она вызвала много интересных отзывов. Я постарался собрать эти реплики, выделить из них оригинальные мысли, советы и предложения, набрать дополнительный опыт использования GPS в походной жизни. Перед вами вторая версия статьи. Надеюсь, она поможет туристу — будущему владельцу GPS.

Газовые горелки

09 июля 2009   Автор: Администратор   Рубрика: Полезно знать

Газовые горелки — относительно новый класс оборудования, особенно для нашей страны. В магазинах в широкой продаже, газовые горелки стали появляться в 90х годах, а до этого их нишу прочно занимали различные виды примусов, работающих на бензине и керосине. В наше время газовые горелки все шире распространяются в мире туризма, ввиду наличия у них ряда важных достоинств, существенно помогающих туристу в походе. Но обо всем по порядку.

Выбор спальника

09 июля 2009   Автор: Администратор   Рубрика: Полезно знать

Если раньше, во времена дефицита, стояла проблема — достать хоть что-нибудь, то сейчас рынок переполнен самыми невероятными товарами разной цены, качества и предназначения. Спальные мешки здесь не составляют исключения. В любом туристическом магазине вам предложат такое количество моделей, что это разнообразие может поставить в тупик. Поэтому очень важно выдвинуть основные критерии выбора спального мешка.

Качество и свойства спальника определяются, прежде всего, типом наполнителя и его количеством. Не стоит покупаться на фирму-производителя снаряжения, так как обычно фирма только отшивает спальник, но не производит самого наполнителя, хотя некоторые фирмы и разрабатывают свой собственный наполнитель.

Итак, в современном мире в спальниках используются синтетические полиэфирные наполнители на основе лавсанового волокна. Про пух я не говорю, так как он предназначен для определённого ряда задач и нужен далеко не всем. Полиэфирное волокно бывает разных марок, например, Лавсан, Полиэстер, Дакрон и др., но по химическому составу и строению это одно и то же волокно. Наполнители отличаются:

  • по количеству отверстий внутри каждой нити: чем отверстий больше, тем легче спальник (их бывает от 1 до 7 штук). Ошибочно думать, что воздух, содержащийся в этих отверстиях, влияет на температурный режим.
  • по жёсткости волокна и его длине, что определяет износостойкость спальника, его способность к восстановлению после сжатия. Волокна скручиваются в спирали, и чем более упругие эти спирали, тем лучше спальник восстанавливается после сжатия, следовательно, дольше служит. При этом важно, чтобы спирали не были слишком жёсткими, то есть слишком плотными. Ведь именно тот воздух, который содержится между нитями волокна в этих спиралях, и отвечает за температурный режим.
  • по толщине нити: для того, чтобы обеспечить оптимальный температурный режим, нужно, чтобы нити волокна были разной толщины, как в натуральном пухе. Если нити слишком тонкие, то будет эффект Thinsulate, который быстро сваливается, так как волокна ломаются и спутываются. Поэтому этот, уже очень старомодный, наполнитель, по мнению автора, вообще не пригоден для спальников. Спальники с этим наполнителем в статье рассматриваться не будут. Если же нити слишком толстые, то воздух в наполнителе распределяется неравномерно и не создаёт комфортного ровного тепла в спальнике. Примером такого наполнителя является белорусский Thermofill.

 

Для того, чтобы волокно не промокало, его покрывают силиконом. Все приличные фирмы делают силиконизацию утеплителя по умолчанию. Если вы покупаете спальник у фирмы второго эшелона (например, Alexika, Husky, Campus, Tramp, High Peak, Nova Tour, Снаряжение, Loap, NordWay, Free Time и другие), то вопрос о силиконизации волокна стоит уточнить в паспорте конкретного спальника.

Далее привожу таблицу названий наполнителей, их производителей и основных характеристик.

Как выбрать палатку

09 июля 2009   Автор: Администратор   Рубрика: Полезно знать

Неудобная, продуваемая всеми ветрами палатка способна превратить вашу жизнь на природе в сплошной кошмар. Особенно в местах, удаленных от очагов цивилизации, где лишь немногие чувствуют себя как дома. Кроме того, скверное туристическое снаряжение — источник немалой опасности. Прежде чем оказаться один на один с дикой природой, оградите себя от неприятных неожиданностей.

Какие бывают палатки

09 июля 2009   Автор: Администратор   Рубрика: Полезно знать

Промышленностью выпускаются палатки для различных видов путешествий, климатических зон, времен года, а также подвижного, полустационарного и стационарного отдыха на природе.

Туристические палатки по назначению можно классифицировать на палатки:

  • для высокогорья;
  • для среднегорья;
  • для равнины.

 

В каждой из этих трех категорий есть условное разделение на «верхние», «средние» и «низкие» палатки. Эта градация зависит от применяемых материалов дуг и тента, технологий, пропиток и конструкции.

Высокогорные палатки делятся на экспедиционные и штурмовые. Палатки для высокогорья специально разработаны для экстремальных условий: большая высота над уровнем моря, мороз, сильный ветер и т.д.

Экспедиционные палатки — для «гималайского» стиля восхождений, когда по ходу восхождения создается несколько базовых лагерей. Экспедиционная палатка рассчитана на то, чтобы долго простоять на одном месте, поэтому она должна быть ветроустойчивой, ее конструкция — достаточно жесткой, чтобы выдерживать давление ветра и снега.

Штурмовые палатки — для «альпийского» стиля, при котором базовые лагеря не ставятся, и на протяжении всего восхождения палатку несут с собой; поэтому штурмовая палатка должна быть еще и максимально легкой.

Палатки для среднегорья сочетают в себе качества экспедиционных и штурмовых палаток: они комфортнее и поэтому тяжелее штурмовых, но легче экспедиционных.

Равнинные палатки — для болота, тундры, тайги, для несложных походов, пикников, выходов «на выходные». Обычно в каталогах фирмы указывают рекомендуемое предназначение палатки (например, для горного туризма, альпинизма, автотуризма).

Подборка креплений для сноуборда

09 июля 2009   Автор: Администратор   Рубрика: Полезно знать

Как выбрать крепления?

Что самое важное для сноубордера? Да, верно, оборудование. Крепления занимают отнюдь не последнее место в списке «самых важных». Правильно подобранная, удобная крепежка поможет продвинуться далеко вперед, в каком бы стиле ты не катался. Однако первое, на что нужно ориентироваться при покупке креплений, так это как раз и есть твой стиль катания. На втором месте стоят цена и удобство.

Крепления бывают разные...

  • Мягкие крепления (крепления со стрепами, или баклями) — это обычно выбор фристайлеров и фрирайдеров, потому что для них важно удобство и свобода движения. Такой тип креплений обеспечивает хороший контроль над доской и стабильность в выполнении поворотов и трюков. Мягкие крепления достаточно фиксируют щиколотку, но в них можно засунуть не всякий ботинок. Эта крепежка бывает с низким, средним и высоким хайбэком, который обеспечивает дополнительную поддержку пятке и Ахиллесовому сухожилию.
  • Жесткие крепления уступают мягким в комфортабельности, но в отличие от последних обеспечивают полноценную поддержку. Такие крепления — выбор любителей скоростных спусков, гонщиков, рейсеров, которым на склоне важна скорость и, следовательно, стабильность и полный контроль над доской в карвинговых поворотах.
    Такие крепы позволяют резать повороты с меньшим радиусом, потому что присутствует достаточная боковая поддержка.
  • Степ-ины — самые простые в использовании крепления.
    Это удачный выбор для начинающих, потому как степ-ины очень удобны и в них хорошо чувствуется кант.
    Удобство и простота применения обеспечили степ-инам популярность на рынке бордических креплений.
  • «Передняя» нога.
    На доске можно стоять только в двух вариантах:
    • Регуляр (Regular) — сноубордер, который становится на доску левой ногой вперед;
    • Гуфи (Goofy-foot) — сноубордер становится правой ногой вперед.
    • Существует несколько способов выяснить, какая нога ведущая. Можно, например, разбежаться и проскользить по полу — какой ногой вперед ты будешь двигаться, та нога и ведущая.Либо встаньте к человеку (другу) спиной,и пусть он вас слегка толкнёт.На какую ногу вы обопрётесь, та и ведущая.

Инструкция для начинающих сноубордистов

09 июля 2009   Автор: Администратор   Рубрика: Полезно знать

Первое упражнение:

Проводится на ровной поверхности. В гору лезть не надо! Застегните стропу на передней ноге и, просунув ногу сквозь ремешки, застегните крепления. Сначала затягивается верхний ремешок, потом нижний. Встаньте и почувствуйте дискомфорт Всё это пустяки и скоро пройдёт, но вначале доска, пристёгнутая к ноге, вызывает чувство досады... Поболтайте, надетой на ногу доской... только никого не заденьте рядом! Итак, упражнение следующее: надо постараться прямолинейно проехаться на доске, как на самокате, толкаясь свободной ногой.

Чтобы сразу не набить шишки с синяками, постарайтесь делать небольшие, но частые шажки свободной ногой, поставив её как вам удобно: или справа от доски или слева.

У меня передняя нога — левая (я регуляр). Когда мне надо преодолеть небольшое расстояние — я ставлю свободную правую ногу слева от доски. Когда проехать надо подальше — правая нога справа от доски. Когда захожу на подъёмник — свободная правая нога стоит справа от доски Почувствуйте, как удобнее вам. Вообщем, суть упражнения — почувствовать доску, привыкнуть к неудобно вывернутой, пристёгнутой ноге. Это вам пригодится при перемещениях между подъёмниками и при подъёме на «швабре» (бугельно-якорный подъёмник).

После того, как вы вдоволь побегали-попадали на одной ножке, будем упражнение усложнять: теперь толкнувшись, поставьте свободную ногу рядом с креплением и попробуйте, удерживая равновесие, прокатиться по прямой. Вот такое упражнение-мучение и это ещё только начало... Удовольствия, конечно, пока нет. Но без труда,как известно........ На упражнения надо потратить как мин. полчаса, после них хорошо сесть на пенёк и выпить пива — жарко!

Как выбрать сноуборд?

09 июля 2009   Автор: Администратор   Рубрика: Полезно знать

Чтобы выбрать снаряжение Вам необходимо определиться с выбором сноуборда, а для этого Вам надо решить: где Вы будете кататься? Чем больше трюков Вы собираетесь делать, тем более короткая доска Вам нужна. Если с трудом добираясь до трамплина, Вы тем не менее отлично себя чувствуете в полете после него, то сноуборд для freestyle или универсальная доска freestyle/freeride — это для Вас. Если Вы собираетесь большую часть времени проводить в горах, то лучше подумать о более длинном сноуборде, известном, как сноуборд для freeride или crosscountry.

Выбираем ботинки для сноуборда

09 июля 2009   Автор: Администратор   Рубрика: Полезно знать

Ботинки — это всё для сноубордера. Это единственная часть оборудования, которая находится в непосредственном контакте с райдером. Во-первых, ботинок обязательно должен быть очень удобным, ни в коем случае нельзя допускать, чтобы где-то в ботинке ногу терло или неприятно сдавливало. Ботинки — это основа стиля катания.