Главная/Блог/Отчеты о походах/Памиро-Алай (Матчинский горный узел), 1983 г. Рук. Толкачев А.Ф.

Памиро-Алай (Матчинский горный узел), 1983 г. Рук. Толкачев А.Ф.

06 февраля 2012   Автор: Администратор   Рубрика: Отчеты о походах


ОТЧЕТ
о горном туристском путешествии
пятой категории сложности
по Памиро-Алаю (Матчинский горный узел)
совершенном с 1 августа по 21 августа 1983 г.
Руководитель группы Толкачев А.Ф.


СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

Путешествие проводилось в районе Матчинского горного узла Памиро-Алайской горной системы. Группа была выпущена МКК Белорусского республиканского совета по туризму и экскурсиям (шифр МКК 300-00-5555250) на следующий маршрут:

кишлак Ворух — перевал Дунон (н/к, 2500 м) — заброшенный кишлак Кшемыш — озеро Каракуль-Катта — перевал 50 лет ВЛКСМ (2А, 4250 м) — река Калаймахмуд — ледник Райгородского — перевал Довгулевича (3А, 4800 м) — ущелье Кшемыш — первопрохождение перевала с ледника Тутэк на ледник Бирксу (ориентировочно 1Б) — перевал Бирксу (1Б, 4200 м) — ледник Щуровского — перевал ОПТЭ (3А*, 4250 м) — ледник Скачкова — ледник Зеравшанский — ледник Мир-Амин — перевал Мир-Амин (первопрохождение, 2Б-3А, 4500 м) — перевал Матча-II (2Б, 4300 м) — ущелье Ак-Терек — перевал Армизан (2Б, 4250 м, прохождение варианта по пути к ледопаду) — кишлак Зардалы — кишлак Кан.

Планом путешествия предусматривалась заброска части снаряжения и продуктов в верховья реки Кшемыш.

В случае усложнения условий проведения похода предусматривались четыре запасных варианта.

  1. Выход в заброшенный кишлак Кшемыш не через перевал Дунон, а по ущелью реки Кшемыш. Этот вариант группой не использовался.
  2. Вместо первопрохождения перевала (ориентировочно 1Б к.с.) с ледника Тутэк на ледник Бирксу и прохождения перевала Бирксу (1Б) предусматривалось прохождение перевала Кироксан (1Б). Этот запасной вариант позволил группе ликвидировать отставание в три дня от заявленного графика, вызванное непогодой.
  3. Вместо первопрохождения перевала с ледника Мир-Амин на ледник Верхне-Зеравшанский (2Б-3А к.с.) предусматривался выход к перевалу Матча-II (2Б) по леднику Зеравшанский. Этот запасной вариант группой не использовался.
  4. Вместо прохождения перевала Армизан в ущелье реки Армизан по ледопаду (ориентировочно 2Б к.с.) и дальнейшего прохождения перевала Зардалы (1А) продолжать спуск в кишлак Зардалы по ущелью реки Ак-Терек. Этот вариант был использован, так как группе удалось найти приемлемое место переправы через реку Ак-Терек, и необходимость прохождения ледопада отпала.

Таким образом, группой был пройден следующий маршрут:
кишлак Ворух — перевал Дунон (н/к, 2500 м) — заброшенный кишлак Кшемыш — заброска в верховья ущелья Кшемыш — озеро Каракуль-Катта — перевал 50 лет ВЛКСМ (2А, 4250 м) — ледопад Райгородского — перевал Кироксан (1Б, 4300 м) — перевал ОПТЭ (3А*, 4250 м) — ледник Скачкова — ледник Зеравшанский — первопрохождение перевала Мир-Амин (2Б-3А, 45_0 м) — перевал Матча-II (2Б, 4300 м) — ущелье реки Ак-Терек — кишлак Зардалы — кишлак Кан.

Маршрут на все протяжении был линейным. Его протяженность составила 195 км.
Общая продолжительность похода — 21 день.
Продолжительность активной части похода — 18 дней.
Пережидание непогоды на биваках — 2 дня.
Количество дневок — 1.

В районе ледника Мир-Амин, не посещавшегося туристскими группами, было совершено первопрохождение перевала в перемычке между пиком Мушкетова и пиком топографа Петрова. Кроме того, группой была проведена работа по выяснению возможности прохождения нового перевала с ледника Скачкова на ледник Мир-Амин и возможности прохождения нового и проблемного для данного района перевала с ледника Мир-Амин на ледник Кшемыш между пиком Мушкетова и вершиной Кшемыш-баши.

Группа также приняла участие в общественной экспедиции по поискам следов существования неизвестного науке существа (так называемого «снежного человека»).

У слияния рек Бирксу и Кшемыш на территории заброшенного кишлака группой были обнаружены наскальные изображения древнего человека.

Состав группы:
Толкачев Анатолий Федорович (1947 г.р., руководитель).
Парахневич Владимир Тимофеевич (1943, зам. руководителя, ответственный за наблюдения).
Межевич Сергей Алексеевич (1955, ответственный за дневник).
Иванов Сергей Алексеевич (1953, завхоз).
Слепчук Валерий Николаевич (1950, ремонтник).
Сорокоумов Олег Васильевич (1954, ответственный за снаряжение).
Шкляев Константин Дмитриевич (1954, фотограф).


ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРШРУТА

Путешествие было организовано Белорусским республиканским советом по туризму и экскурсиям. Группа состояла в основном из туристов города Могилева и представляла из себя слаженный коллектив, схоженный во многих походах, соревнованиях по туристской технике и тренировках.

Во время предпоходной подготовки участники группы тренировались в осенне-зимний период два раза в неделю, а в весенне-летний период — два-три раза в неделю. В программу предпоходной подготовки входили занятия по общефизической подготовке (гимнастические упражнения, лазание по гимнастической стенке, подвижные игры: футбол, волейбол). Особое внимание уделялось выработке выносливости, что в зимний период достигалось игрой в регби и в лыжных кроссах. В весенне-летний период участники группы стартовали в соревнованиях по ориентированию. Кроме того, регулярно проводились тренировочные занятия на искусственном скалодроме (опора разрушенного железнодорожного моста). Участник группы Межевич С.А. в июне 1983 года был в альплагере «Шхельда» на Кавказе. Участник из города Бреста Шкляев К.А. занимался по индивидуальному плану.

Заявленный участник из г. Осиповичи Снигирь К.И. по семейным обстоятельствам принять участие в походе не смог.

Выбор маршрута в районе Матчинского горного узла имел своей целью дальнейшую подготовку руководителей сложных горных путешествий, повышение их высотного опыта. Кроме того, планом похода было намечено три возможных узла первопрохождений. Ни одно из намеченных первопрохождений не влияло на оценку категории сложности похода, что дало возможность более спокойно проходить маршрут, повысило безопасность путешествия. Группа имела возможность компенсировать непредусмотренные затраты времени из-за непогоды и усложнившихся условий прохождения перевалов в связи с необычной даже для Средней Азии жарой.

Нитка маршрута была разработана с постепенным возрастанием сложности преодолеваемых препятствий и давала возможность прохождения всех форм горного рельефа (ледопады, отвесные скальные участки, снег, переправы через горные реки). Группа провела работу по выяснению возможности прохождения новых перевалов с ледника Мир-Амин на ледник Кшемыш. Произведена визуальная оценка сложности возможных перевалов и их подробное фотографирование. Кроме того, группой была проведена детальная разведка не посещавшегося ранее туристами ледника Мир-Амин, и из верховий этого ледника совершено первопрохождение сложного (2Б-3А) перевала в ледник Верхне-Зеравшанский.

Маршрут путешествия соответствовал опыту, технической и тактической подготовке группы, физической форме его участников и в целом был выполнен. Все участники и руководитель похода полностью прошли заявленный маршрут.

Однако погодные условия заставили группу вместо основного варианта воспользоваться заявленными запасными вариантами на менее важных с точки зрения логического построения маршрута участках.

В заброшенный кишлак Кшемыш группа вышла через перевал Дунон (н/к, 2500 м), что позволило получить начальную акклиматизацию и психологически настроиться на условия Памиро-Алая, значительно отличающихся от знакомых большинству участников кавказских. Кроме того, по сообщениям местных жителей, временные мосты на тропе в ущелье Кшемыша с середины дня заливались водой, что создавало бы дополнительные трудности при переправах с тяжелыми рюкзаками.

Успешному проведению похода способствовала заброска в верховья ущелья Кшемыш части продуктов и снаряжения, организованная из лагеря в заброшенном кишлаке Кшемыш. Это также способствовало начальной акклиматизации участников.

Из-за жары участок пути от заброшенного кишлака Кшемыш до озера Каракуль-Катта преодолевался трудно. В дальнейшем при выходе с маршрута по ущелью реки Ак-Терек и дальше по ущелью реки Сох до кишлака Кан приходилось идти утром и вечером, делая среди дня большой перерыв.

После прохождения перевала 50 лет ВЛКСМ, при подходе к языку ледника Райгородского, группа была задержана непогодой, длившейся два дня. Во время вынужденной «отсидки» были произведены разведки начала подъема на ледопад Райгородского и визуальная разведка ледопада ледника Армизан, прохождение которого намечалось на конец маршрута.

На третий день погода улучшилась, хотя в последующие дни во второй половине дня горы заволакивал туман и шел снег. Пользуясь улучшением погоды, группа преодолела ледопад Райгородского и поднялась в цирк ледника. Еще день ушел на подход под перевальный взлет перевала Довгулевич, так как гигантские трещины в цирке были закрыты свежевыпавшим снегом. При подъеме на перевал хорошее состояние снега на перевальном взлете позволило достичь скал подъемом по снежнику прямо вверх, «в лоб». На разрушенных скалах понадобилась перильная страховка, применявшаяся при спуске с перевала вплоть до выполаживания ледника Довгулевич. В обычные годы, судя по описаниям и опыту прохождения в 1979 году, спуск с перевала Довгулевич в ущелье Кшемыш проходит по крупнокаменистым осыпям и снежникам, не требует применения перил.

Таким образом, ко времени выхода в район заброски и дневки в ущелье Кшемыш группа получила хорошую акклиматизацию и готова была приступить к основной части маршрута. Но по вышеперечисленным причинам отставание от запланированного графика движения составило три дня. В этих условиях было решено исключить из маршрута первопрохождение перевала с ледника Тутэк на ледник Бирксу (ориентировочно 1Б к.с.) и прохождение перевала Бирксу (1Б). Группа пошла запасным вариантом через перевал Кироксан (1Б, 4300 м), заявленным в расчете на подобные неблагоприятные обстоятельства. Это позволило на момент подхода к стене перевального взлета перевала ОПТЭ (3А*) свести отставание от графика до четырех часов вместо трех суток, не в ущерб необходимому отдыху (как и намечалось планом, в ущелье Кшемыш была проведена дневка).

После прохождения сложной скальной стены перевала ОПТЭ группа была полностью готова физически и психологически к работам по первопрохождению перевала с ледника Мир-Амин на ледник Верхне-Зеравшанский. Из лагеря на леднике Зеравшанском была проведена однодневная разведка ледника Мир-Амин, состояния скал и снежно-ледового покрытия на намеченной для первопрохождения скальной перемычке между пиком Мушкетова и пиком топографа Петрова. Кроме того, визуально изучались и фотографировались предполагаемые перевалы с ледника Мир-Амин на ледник Скачкова и на ледник Кшемыш (материалы в приложении к отчету).

Таким образом, было получено полное представление о характере и состоянии намеченного к первопрохождению перевала, что в дальнейшем позволило его пройти по оптимальному варианту. Необходимость предварительной разведки была вызвана также нечеткой информацией о леднике Мир-Амин, не посещавшегося ранее туристами, и ограничивающих его боковых отрогов, а также отклонением погодных условий от нормальных для данного района. Попутно была проведена работа по выявлению возможности прохождения сложного проблемного перевала в районе пика Мушкетова — вершины Кшемыш-баши с ледника Мир-Амин на ледник Кшемыш.

После преодоления перевала Матча-II группа вышла из района путешествия по ущелью реки Ак-Терек в кишлак Зардалы, оттуда по ущелью Сох, вырубленной в отвесных скалах каньона тропой, а в дальнейшем и дорогой, вышла в кишлак Кан. Автобусы в Кан не ходят, есть лишь один рейс грузотакси в 6 часов утра. В кишлаке есть магазин с небогатым выбором продуктов. Почтового отделения нет. Почта находится в кишлаке Палалоуз в 4-5 км вверх по ущелью на левом берегу реки. Почтовая машина бывает раз в два дня после 14:00. Есть возмость уехать попутным транспортом до кишлака Сох, а оттуда в Баткен.

При выходе из района путешествия группа преодолела несколько притоков реки Ак-Терек и имела одну серьезную переправу через основное русло реки Ак-Терек. Благодаря советам местных жителей было найдено удачное место переправы в 150 метрах выше впадения в реку бокового левого притока из ущелья перевала Армизан — реки Кульбаши. Переправа производилась рано утром и заняла всего 20 минут. Тем самым отпала необходимость использования варианта пути через перевал Армизан.

Для похода группой были подготовлены ледобурные крючья, оставляемые снежные крючья для спусков, сшиты пуховки и капроновая палатка. Использовались 4 веревки длиной 40-60 метров диаметром 10 и 8 мм. Веревки-«восьмерки» использовались сдвоенные. Это дало возможность без задержек совершать спуски и подъемы по сложным скалам. Группа располагала неплохими картосхемами, однако, по нашему мнению, на них неверно отражены расстояния в верховьях ущелья реки Кшемыш и не совсем соответствует действительности ситуация в верховьях ледника Мир-Амин (неправильно нанесен пик Мушкетова, нет двух ледопадов).


СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ. ПОДЪЕЗДЫ И ПОДХОДЫ



Горный узел Матча, где проходило наше путешествие, в настоящее время достаточно хорошо освоен туристами и многократно описан. Поэтому мы ограничимся лишь кратким описанием района, прилегающего к нитке нашего маршрута.

Условно Матчинский горный узел линией, проведенной по Зеравшанскому леднику и долине реки Ак-Терек, делится на два района — северный и южный. К северному району относятся Туркестанский хребет и массив Ак-Терек, где проходил маршрут нашей группы.

Туркестанский хребет на значительном протяжении имеет высоту более 4000 м. Гребни и вершины Туркестанского хребта лежат в зоне вечного снега, граница которой на северном склонепроходит на высоте 3500-4000 м.

Северный склон Туркестанского хребта длиннее и положе южного. С него стекают ледники Кшемыш, Щуровского, Минтэке и др. Почти все они сползают в глубокие ущелья до границы леса.

Южный склон Туркестанского хребта более крутой, короткий и сильно рассеченный скалистыми отвесными гребнями. Между ними располагаются ледники Скачкова, Толстова, Фарахноу и др. Все они сливаются с громадным потоком Зеравшанского ледника и несут на себе массы обломочного материала.

Горный массив Ак-Терек представляет собой громадное скалистое возвышение, окруженное несколькими пятитысячниками. Центр массива — пик Скалистый (5621 м) — высшая точка Матчинского горного узла. На северо-восток с массива Ак-Терек стекает кончающийся огромным 600-метровым ледопадом ледник Райгородского, на запад — причудливой формы ледник Довгулевич.

Ледники и снежники района питают многочисленные реки. Те, что текут с северного склона, принадлежат бассейну реки Исфары, южного — бассейну Зеравшана. Ледники восточного и южного склонов массива Ак-Терек питают бассейн реки Сох, западного склона — реки Кшемыш. Прорезая боковые отроги, реки Калаймахмуд и Сох образуют глубокие (до сотен метров) каньоны.

В Матчинский горный узел можно попасть с запада по долине реки Зеравшан, с юга из кишлака Хоит и поселка Джиргаталь в долине реки Сурхоб, с востока — спуститься через перевалы Алайского хребта по долине Ходжаачкан.

С севера попасть в Матчинский горный узел можно из таджикского кишлака Ворух и киргизского кишлака Кан. Наиболее короткий подъезд — через кишлак Ворух. От районного центра Исфара до кишлака Ворух 40 км и хорошее автобусное сообщение (шесть рейсов в день). В кишлаке Ворух есть почта, магазин, школа. В местном колхозе много автотранспорта, есть возможность запастись бензином, но лучше это сделать в райцентре — г.Исфара.

Кишлак Ворух самый верхний в долине реки Исфары. Выше него постоянного жилья нет — только летовки пастухов. От кишлака около 20 км по хорошей тропе в узком ущелье реки Кшемыш до заброшенного одноименного поселка. Заброшенный кишлак Кшемыш располагается в месте слияния трех ущелий — Бирксу, Кшемыш и Нурлоу. Это место издавна было заселено людьми. На камнях прямо на территории кишлака мы обнаружили наскальные изображения диких козлов и лошадей со всадниками по крайней мере 3 тысячелетия до нашей эры. Есть в кишлак Кшемыш и другой путь — по автодороге через мазарХаджи-Чибурган в долине реки Чегеслы. Автодорога была пробита через перевал Дунон (2500 м, н/к) до самого кишлака Кшемыш, но в последнее время в связи с отсутствием ухода ее участок на крутом спуске с перевала Дунон в долину реки Кшемыш в некоторых местах пришел в негодность, и теперь по этой дороге спуск на автомашине маловероятен. До пологой седловины перевала машины не ходят.

Прямо от мазара по долине высохшего русла ручья на перевал Дунон ведет и хорошая пешеходная тропа.

Выход из района путешествия мы осуществляли вдоль реки Ак-Терек, в верховьях по правому, а начиная от впадения реки Утрен по левому берегу реки. Ак-Терек и приток Утрен перешли по мостам, так как возле Утрена расположен большой кош, возле которого ущелья расширяются, и здесь даже иногда садится вертолет.

По левому берегу, через два неопасных боковых притока вброд идет хорошая тропа вплоть до скального прижима в восьми километрах выше устья реки Ак-Терек.

По совету пастухов переправу через Ак-Терек мы провели, не доходя до прижимов около 4 км, чуть выше впадения левого притока с ледника Армизан. Здесь русло Ак-Терека разбивается на несколько рукавов, а наклон дна долины несколько положе.

В восемь часов утра высота воды в двух основных рукавах реки составляла 70-80 см при относительно спокойном течении. Дальнейший путь по правому берегу удобнее проводить по дну долины, часто переходя неглубокие потоки. (В связи с необычно жарким летом река была полноводной.)

Следующее препятствие на пути — завал из гигантских каменных глыб. Здесь есть два варианта пути: первый — по тропе на завал, второй — вдоль самой воды также приводит наверх. Спуск по хорошей левобережной тропе приводит к мосту через Ак-Терек. За ним в 1,5 км — кишлак Зардалы. В последнее время до кишлака пробита автомобильная дорога, но машины бывают редко и нерегулярно. Поэтому движение, как и раньше, приходится продолжать пешком по хорошей конной тропе, вырубленной в скалах над бушующим водоворотом реки Сох. Через 2-2,5 часа тропа выходит из каньона и продолжается уже довольно хорошей автодорогой до кишлака Кан. Участок тропы в каньоне лучше проходить в светлое время дня.

В горный массив Ак-Терек можно попасть с севера двумя путями. Первый — из кишлака Зардалы по хорошей скотопрогонной тропе через два перевала 1А к.с. — Зардалы (2850 м) и Кызыл-Таш (2850 м) ведет к языку ледника Райгородского. Второй путь — из заброшенного кишлака Кшемыш долиной реки Нурлоу приводит к изумительному по своей красоте озеру Кара-Куль-Катта. Отсюда можно идти по хорошей тропе через перевал Курдактыр (1А, 3600 м) или не более сложным перевалом 50 лет ВЛКСМ (2А, 4250 м). Оба пути приводят к языку ледника Райгородского. Отсюда открывается путь на ледник Кокбелес с расположенными здесь перевалами 2А — 3Б к.с. Опасным, ТКТ, Нооджайляу, либо же на ледник Алимайдан через перевал Голыш (2А, 4300 м). С ледника Алимайдан есть два перевала Алимайдан (оба 3А к.с.) и перевал Армизан (2Б, 4250 м) в долину реки Ак-Терек.

Прямо из ущелья реки Калаймахмуд хорошо виден один из сложнейших ледопадов Матчинского горного узла — 600-метровый ледопад Райгородского. Поднявшись на него, попадаешь в относительно пологий цирк, изрезанный глубокими трещинами. Отсюда есть три перевала — уже упоминавшийся перевал ТКТ (3А, 4700 м) на леднике Кокбелес, перевал Утрен (3Б, 4400 м) на ледник Утрен и перевал Довгулевич (3А, 4800 м) вблизи высшей вершины Матчинского горного узла — пика Скалистый. Перевал Довгулевич ведет в ущелье реки Кшемыш. В ущелье Кшемыш также можно попасть из ущелья реки Калаймахмуд через перевал Кырчин (3А, 4500 м) или перевалы Спартак (1Б, 4200 м), Боец (1Б, 4200 м).

Ущелье Кшемыш начинается от заброшенного кишлака Кшемыш, имеет длину 22-24 км и тянется в направлении с севера на юг. Замыкается ущелье красивой вершиной Кшемыш-Баши (5288 м). Здесь ледник Кшемыш делает резкий поворот на 90° и приводит к скальному понижению перевала Щуровского (2А, 4400 м). На правом плече Кшемыш-баши расположен популярный перевал в ущелье Ак-Терек — перевал Кшемыш (2Б, 4300 м).

От языка ледника Кшемыш пересечь отрог Туркестанского хребта можно через перевал Кироксан (1Б, 4300 м) и попасть в ущелье Джиптык. В верховьях ущелья Джиптык находится ледник Щуровского.

Все перевалы, ведущие с ледника Щуровского на юг, на самый большой ледник Матчинского горного узла — Зеравшанский — сложные и высокие. Это перевалы Долгожданный (3А, 4800 м), Академика С.П. Королева (3А, 4950 м), ОПТЭ (3А*, 4200 м). Ледники южных склонов Туркестанского хребта расположены между высоких стен боковых отрогов и плавно понижаются в сторону Зеравшанского ледника. В местах впадения на Зеравшанский ледник выносится масса обломочного материала. Из-за своей высоты и неприступности в боковых отрогах южной стороны Туркестанского хребта до сих пор не пройдено несколько перевалов. Учитывая большой интерес и спортивную ценность решения этой проблемы, наша группа провела работу по выяснению возможности пересечения южных боковых отрогов и совершила первопрохождение одного из них — отрога, разделяющего верховья Зеравшанского ледника и ледник Мир-Амин, который из-за своего изолированного положения и отсутствия перевалов в окружающих его хребтах и отрогах туристскими группами не посещался.

С Зеравшанского ледника возможен также выход через многочисленные перевалы в бассейн реки Сурхоб на юг через Зеравшанский хребет и выход на восток в бассейн реки Ак-Терек. Вниз по течению реки Зеравшан можно уйти в кишлак Айни, откуда можно уехать в Душанбе, Самарканд и Ташкент.

Завершая краткий обзор, следует отметить, что район Матчинского горного узла обладает достаточно хорошо развитыми транспортными связями, что позволяет в один-два дня прибыть из крупных городов Средней Азии к началу маршрута.


ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Дни пути Даты № участка дневного перехода Участок пути
(от — до)
Протяженность (км) Чистое ходовое время (ч) Характер пути, естественные препятствия, опасные участки Примечания
1 2.08 1 Кишлак Ворух — мазар в ущелье реки Чегеслы 15 5 Грунтовая дорога, проходимая для автомашин -
2 3.08 1 Мазар — заброшенный кишлак Кшемыш 6 3,5 Тропа до перевальной седловины пер. Дунон, с перевала грунтовая дорога, местами размытая -
3 4.08 1 Заброшенный кишлак Кшемыш — кош в верховьях ущелья Кшемыш — заброшенный кишлак Кшемыш 28 8,0 Хорошо нахоженная тропа левым берегом реки Кшемыш -
4 5.08 1 Заброшенный кишлак Кшемыш — ущелье р.Нурлоу до начала подъема к озеру 9,5 3,0 Хорошая тропа, проходимая для вьючных животных левым берегом реки Нурлоу -
2 Р.Нурлоу — оз.Кара-куль-Катта 4,5 2,0 Тропа по крутому склону вначале в лесу, затем на завал. Спуск с завала к озеру некрутой и короткий -
3 Вдоль озера вверх по ручью с ледника из-под пика Боец 3,5 1,5 Тропа левым берегом ручья по травянистым склонам -
5 6.08 1 По травянистым склонам к морене — до начала перевального взлета 5,5 3,0 Травянистые склоны, осыпи, отдельные склоны со снегом -
2 Начало перевального взлета — седловина перевала 50 лет ВЛКСМ 0,7 2,5 Осыпь 250 м, затем снова склон, крутизной до 50°, снег, под снегом лед, выход на скалы Седловина перевала широкая, осыпь, есть место для палаток
3 Седловина перевала 50 лет ВЛКСМ — ледник Студеный 1,2 1,0 Крутая (до 45°) осыпь, затем крупнкаменистая осыпь
4 рЛедник Студеный — морены ледника, ущелье реки Калаймахмуд 5,0 2,0 Поверхность ледника, снег, крупнокаменистые морены, тропа левым берегом потока с ледника Студеный -
6 7.08 - ПЕРЕЖИДАНИЕ НЕПОГОДЫ - - - -
7 8.08 1 Разведка начала подъема ледопада Райгородского 3 3,0 Переправа по камням через поток Студеный, подъем по морене, подъем к ледопаду -
2 Разведка ледопада с перевала Армизан 24 5,5 Хорошая скотопрогонная тропа через боковые отроги хребта Ак-Терек -
8 9.08 1 От лагеря до ледника Райгородского 2,0 1,5 Переход от ручья Студеный, подъем по морене -
2 Ледопад Райгородского — выполаживание ледника 0,6 6,0 Левой стороной ледопада, используя лавинные снежники -
3 Верх ледопада — плато ледника Райгородского 3,0 1,5 Некрутые склоны, снег, лед, открытые трещины -
9 10.08 1 Ледник Райгородского — начало перевального взлета перевала Довгулевич 4,5 6,0 Ледник, глубокие трещины, скрытые снегом, лабиринт гигантских трещин -
10 11.08 1 Снежный взлет — бергшрунд 0,2 0,3 Снежный склон крутизной до 40° -
2 Бергшрунд — скалы 0,15 1,0 Крутой снежный склон 50-55°, у выхода на скалы — лед -
3 скалы — перевальная седловина 0,2 2,0 Крутые разрушенные скалы, под перевалом снежный надув Седловина снежная, тур справа
4 Перевальная седловина — поверхность ледника Довгулевич 0,3 1,5 Снежный склон крутизной до 40°, под снегом лед, внизу засыпанный бергшрунд
5 По леднику Довгулевич 5,0 2,5 Поверхность открытого ледника -
6 По моренам — до реки Кшемыш 3,0 2,0 Левобережные морены, травянистый склон, тропа -
11 12.08 - ДНЕВКА - - - -
12 13.08 1 Ущелье р.Кшемыш — начало подъема к перевалу Кироксан 2,0 1,0 Выход на ледник, покрытый мореной -
2 Р.Кшемыш — ледник Кироксан 2,5 2,0 По осыпному склону крутизной до 35° -
3 Ледник Кироксан — начало перевального взлета 1,2 1,0 По поверхностной морене ледника Кироксан -
4 начало перевального взлета — седловина 0,35 1,0 Крутые осыпи -
5 Перевал — язык ледника Щуровского 3,5 2,0 Осыпь, местами «живая» -
13 14.08 1 Ледник Щуровского — взлет на перевал ОПТЭ 6,0 2,5 Открытый ледник 15-20°, подъем в цирк перевала — снег, лед, крутизна 30-35° -
2 Крутой лед — скалы 0,6 0,7 Лед крутизной 45-50° -
3 Скалы — перевальная седловина перевала ОПТЭ 0,5 8,0 Скалы крутизной до 80°, перед выходом к перевалу сильно разрушенные, у перевала снег, лед, снежный карниз Ночевка на перевале на скалах, есть места для палаток
14 15.08 1 Ледник Скачкова — до впадения в ледник Зеравшанский 9,0 3,0 Ледник, покрытый снегом, трещины легко обходятся, в нижней части ледника выход на левобережную морену -
2 Ледник Зеравшанский — устье правоборежного ледника Мир-Амин 7,0 2,0 Правобережные морены, затем выход на центральную ледниковую морену Ночевка на серединной морене ледника
15 16.08 1 Ледник Зеравшанский — ледопад ледника Мир-Амин 2,0 2,0 По изрезанному гигантскими трещинами ледопаду вначале слева, а потом по центру ледопада -
2 Ледопад — плато ледника Мир-Амин 8,0 4,0 Поверхность ледника, покрытая снегом, участки трещин -
16 17.08 1 ПОЛУДНЕВКА - - - -
2 Ледопад ледника Мир-Амин — плато 2,0 2,5 Ледопад, в нижней части придерживаясь левой стороны, выше — по центру -
3 Ледопад — верхняя часть ледника Мир-Амин 6,5 3,0 Ледник покрыт глубоким снегом, местами участки трещин -
17 18.08 1 По леднику — до начала скального отрога 0,7 0,2 Ледник, покрытый снегом -
2 По скалам — до гребня перевала Мир-Амин 0,3 2,5 Скалы средней сложности, в нижней части прочные, к верху сильно разрушенные -
3 С перевальной перемычки — до поверхности Верхне-Зеравшанского ледника 0,4 2,5 Вначале мелкая осыпь, затем сильно разрушенные скалы, крутизной 60-70°, в нижней половине скалы довольно прочные, с большим количеством зацепов и полок. При переходе на пологую часть ледника — бергшрунд Перевальная перемычка — разрушенный скальный гребень
4 Ледник — морена под перевалом 8,0 1,5 Покрытая глубоким снегом поверхность ледника, при выходе из полуцирка перевала Мир-Амин и Верхне-Зеравшанского спуск по несложному ледопаду, затем по леднику с хорошо видимыми трещинами -
18 19.08 1 По снежнику — до начала осыпи 0,3 0,6 Крутой снежный склон 30-40°, местами лед -
2 Тропа — седловина перевала Матча-II 0,3 0,7 Тропа на крутом осыпном склоне -
3 Седловина — начало снежника 0,12 2 Сильно разрушенные скалы -
4 Скалы — выполаживание склона под бергшрундом 0,18 1,5 Снежный склон, крутизной 45°, внизу склона глубокий бергшрунд (ступень) -
5 Бергшрунд — ночевки на берегу моренного озера 4 1,2 Покрытая снегом поверхность ледника Герез, затем крупнокаменистые морены -
19 20.08 1 Моренное озеро — устье реки с ледника Клюева 18 5 Тропа правым берегом реки Ак-Терек (ближе к воде). Возле впадения реки Утрен переход по мосту на левый берег Ак-Терека -
20 21.08 1 Ночевки — устье реки Куль-баши 12 4 Тропа левым берегом реки Ак-Терек, переправа вброд через реку Нооджайляу и реку Ала-Арча -
21 22.08 1 Переправа через рукава реки Ак-Терек на правый берег 0,3 0,3 Несколько потоков реки. В основном русле глубина до 75 см при сравнительно спокойном течении -
2 Место переправы — завал 7,5 1,5 Правым берегом реки, переходя вброд неглубокие протоки и боковые ручьи -
3 Верх завала — кишлак Зардалы 8,0 2,0 Тропа среди гигантских камней завала, потом правым берегом хорошая конная тропа -
4 Кишлак Зардалы — выход из каньона реки Сох 10 2,0 Конная тропа, вырубленная в отвесных скалах каньона реки Сох -
5 Выход из каньона реки Сох — кишлак Кан 12 3,0 Грунтовая автомобильная дорога правым берегом реки Сох -


ДИАГРАММА ПУТЕШЕСТВИЯ

Ниже помещена диаграмма путешествия. В верхней ее части — высотный график по дням пути.

Группа пользовалась высотомером (альтиметром) самолетного типа. Его исправность и точность не вызывают сомнения. Однако следует учитывать, что поправки на изменение атмосферного давления не проводились, в связи с чем точность показаний альтиметра была условной. Однако отклонения от действительной высоты не превышали 100 м.

Группа также пользовалась спиртовым термометром, приспособленным к походным условиям. Это позволяло с большой точностью измерить температуру воздуха. Она учитывались три раза в сутки: в 7, 13 19 часов. Читая диаграмму температур, следует учитывать, что она почти всегда регистрировалась на разной высоте.

В диаграмме приняты следующие условные обозначения:

Движение группы движение группы
бивуак бивуаки
дневка стоянки на дневках
разведки, заброски разведки, заброски
ясно ясно
пасмурно пасмурно
туман туман
легкая облачность легкая облачность
дождь дождь
снег снег


Для подготовки диаграммы требовалось во время похода проводить постоянные наблюдения за атмосферными явлениями, температурой воздуха, регистрировать показания альтиметра. Это было поручено одному участнику — Парахневичу В.Т.

Диаграмма составлена в соответствии с «Методическими рекомендациями по подготовке отчетов о самодеятельных туристских путешествиях».



В связи с тем, что метеоусловия, в которых проходил поход, более наглядно отражены на диаграмме, в разделе «ГРАФИК ПУТЕШЕСТВИЯ» опущена графа «Метеоусловия».


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Для удобства использования отчета техническое описание маршрута дается в порядке прохождения естественных препятствий и отражает вопросы, касающиеся данного маршрута, а также тактики прохождения его группой.

Стороны ущелий, ледников, берегов рек и т.д. указываются в орграфическом понимании. Там, где это не делается, дается дополнительное пояснение «по ходу». Время везде указано чистое ходовое, без учета времени на остановки и привалы. Названия вершин взяты из сборника «Побежденные вершины» 1968-1969 г, стр. 32-38, Изд-во Мысль, Москва, 1972 год.


ПЕРЕВАЛ ДУНОН

Категория сложности — н/к.
Высота — 2500 м.
Соединяет ущелье реки Чегеслы и ущелье реки Кшемыш.
Участок перехода от кишлака Ворух до кишлака Кшемыш.

Таджикский кишлак Ворух — последний населенный пункт в долине реки Каравшин. Дальше вверх по маршруту населенных пунктов нет, изредка в ущельях встречаются летовки пастухов. В кишлаке Ворух есть возможность нанять в попутном направлении машину. В верховьях реки Чегеслы расположена ферма, куда ежедневно ходят автомашины. С одной из них доезжаем до мазара («святого места») у начала тропы к перевалу Дунон. Это в 15 км от кишлака Ворух.



Автомобильная дорога есть до самого кишлака Кшемыш, но крутые серпантины спуска с перевала требуют безупречной в техническом отношении машины, чему не способствуют горные дороги. К тому же в последнее время дорога на участке спуска в заброшенный кишлак Кшемыш пришла в некоторых местах практически в полную непригодность. Максимум, на что могут согласиться местные водители — это подбросить груз до перевала. Наш водитель ехать до перевала не согласился, поэтому заброску продуктов в кишлак Кшемыш приходится организовывать спортивным, способствующим акклиматизации, способом: от мазара по тропе в ущелье высохшего ручья занесли на перевал около 100 кг груза и вернулись назад к мазару. Назавтра вышли с остальным грузом через перевал в заброшенный кишлак Кшемыш. Здесь распределили груз, и вечером четыре человека ушли с ночевкой в верховья ущелья Кшемыш, а остальные сделали челнок на перевал Дунон за остальным грузом.

Следует заметить, что на всем подъеме и спуске с перевала Дунон воды нет, а юго-восточная экспозиция склона превращает его в жаровню. Правда, местные пастухи показали место, где со склона вытекает небольшой ручеек и через несколько метров исчезает в рыхлых породах (фото 3).



Чтобы максимально использовать прохладное время суток, было решено с заброской продуктов в верховья ущелья Кшемыш выйти на ночь, взяв с собой, кроме продуктов, лишь примус и спальные мешки. Доставив около 90 кг продуктов и снаряжения в район коша напротив перевала Боец, четверо участников вернулись в базовый лагерь к слиянию рек Бирксу и Кшемыш. Здесь были обнаружены наскальные рисунки древнего человека.

На этом закончился первый организационный этап путешествия, обеспечивший нам максимальную акклиматизацию и относительно легкие рюкзаки на первой части маршрута.

Примечание: при выходе в верховья ущелья Кшемыш после 1,5 км подъема у расширения ущелья необходимо искать верхнюю тропу на травянистом склоне. Это избавит от неприятных хождений по крутым склонам вблизи реки.


ПЕРЕВАЛ 50 ЛЕТ ВЛКСМ

Категория сложности — 2А.
Высота — 4250 м.
Ледово-скально-осыпной, соединяет ущелье реки Чегеслы и ущелье реки Кшемыш.
Участок перехода от заброшенного кишлака Кшемыш до языка ледника Райгородского.
Схема прохождения, подъем и спуск

5 августа. Выход в 6:30. Перейдя по мосту реку Кшемыш, поднимаемся на заросший вал остаточной морены. С морены спускаемся к дороге, плавно набирающей высоту в ущелье реки Нурлоу (кристально-чистой, в отличие от мутной реки Кшемыш). Дорога проходима только для вьючного транспорта, местами обвалилась в реку. На протяжении всего пути по ущелью Нурлоу растет арча, ива. В ущелье — развалины кишлака.



Через два перехода подходим к большому кошу. Здесь удобная дорога кончается и начинается тропа по левому берегу реки Нурлоу среди камней и осыпей. Через один переход от коша подходим к небольшому озеру Каракуль-Катта (малое). Сразу за озером начинаются моренные валы. Еще через 20-30 минут тропа круто ответвляется вправо по ходу по крутому, заросшему арчой склону. В начале подъема тропа плохо заметна, и надо быть внимательным. На месте поворота тропы стоит кол, укрепленный камнями.

На всем протяжении подъема до самого озера Каракуль-Катта (большое) воды нет. Вода из озера уходит под землей.

Через 1,5 перехода выходим к высокой 180-метровой плотине, перегораживающей из края в край ущелье (фото 5). Поднимаемся на плотину справа по ходу, по хорошо заметной тропе.



Через 30-40 минут открывается прекрасный вид на озеро.



Тропа уходит вниз — влево и берегом озера, то опускаясь к самой воде, то поднимаясь вверх, выводит к ручью, стекающему из ущелья перевала 50 лет ВЛКСМ (2А). Уже с тропы от озера некоторое время видна широкая снежная седловина на юго-запад. Это и есть перевал.



Дальнейший путь левой стороной потока по набитой овцами тропе, выводящей на травянистые склоны. Здесь ночлег.

6 августа. Продолжаем подъем травянистыми склонами, откуда поднимаемся на заросшую травой древнюю морену. С нее переходим на высокий вал левоборежной морены, по гребню которой выходим в цирк перевала 50 лет ВЛКСМ. Чистое ходовое время — 3 часа.



Отсюда хорошо видна стоящая отвесно (обманчивое впечатление) снежно-ледовая стена перевала. Перевальный взлет представляет собой широкий, без трещин, скально-ледовый склон крутизной 30-50° (фото 8).



Подъем начинаем по левому краю вначале по каменной осыпи, затем придерживаясь небольшого контрфорса. Подъем по снегу начинаем некрутым серпантином, не приближаясь к левым скалам, с которых возможно падение камней. Кое-где снежный покров переходит в довольно твердый натечный лед. Подъем в кошках, на ледовых участках рубим ступени.

Через час подъема огибаем небольшой скальный мыс. «За углом» подъем легче — слой снега глубже. Еще через 20 минут подъема решаем выйти на скалы левого контрфорса, так как на пути дальнейшего подъема вверху под перевалом виден участок крутого до 50° льда.



Скалы несложные с большим количеством зацепов, полок и вариантов прохождения. Еще час подъема по скалам — и мы на перевале 50 лет ВЛКСМ.

Перевальная седловина широкая, есть места для палаток. Воды нет. Тур в центре.





Спуск от тура вниз по мелкой живой осыпи крутизной до 45°. Постепенно осыпь становится крупнее, и спуск к леднику Студеный приходится завершать по камням средней величины. От перевала до ледника Студеный 1 час спуска.



По заснеженной поверхности ледника и по его левобережной морене выходим на тропу. Еще через час спуска по старым моренам приводят к летовке наверху большого травянистого «балкона». От летовки можно спуститься к ручью, а можно пройти вперед на край «балкона», откуда хорошо виден ледопад Райгородского — цель нашего «визита» в ущелье Калаймахмуд.



С «балкона» находим тропу вниз по крутому склону, и через 40 минут спускаемся к слиянию потоков с ледника Студеный и из ущелья перевала Кырчин (3А). В описанный во многих отчетах «карман» левобережной морены ледника Райгородского — излюбленное место стоянки перед подъемом на ледопад — решаем не идти, так как бушующие потоки реки из ущелья Кырчин к концу дня очень полноводные.

Еще при подходе к озеру Каракуль-Катта стали появляться первые признаки непогоды — легкие исчезающие перистые облака. А через день на спуске в ущелье Калаймахмуд уже зарядил мелкий дождь. Дождь продолжался два дня и вынудил сделать незапланированную дневку.

За время вынужденной «отсидки» была проведена разведка нижней части ледопада Райгородского и визуальная разведка и фотографирование ледопада перевала Армизан, прохождение которого планировалось в конце маршрута.


ПЕРЕВАЛ ДОВГУЛЕВИЧ

Категория сложности — 3А.
Высота — 4800 м.
Скально-ледовый, соединяет ущелье Кшемыш с ущельем Калаймахмуд.
Участок перехода от языка ледника Райгородского до устья ручья Довгулевич.
Схема прохождения, подъем и спуск

9 августа. Выход с бивуака у слияния потоков с ледника Кырчин и Студеный. Поток переходим в 250 м выше слияния, там, где он разбивается на несколько рукавов и есть возможность переправы по камням. Затем поднимаемся по тропе, идущей по гребню левобережной морены ледника Райгородского. В месте примыкания морены к скальному склону спускаемся вниз на идущую пологими волнами поверхность ледника. Отсюда 15 минут ходу до начала ледопада. Здесь надеваем кошки, достаем ледовые молотки, ледобуры, надеваем обвязки и беседки.



Подъем начинаем ближе к центру ледопада и по небольшим разрывам и полкам поднимаемся метров на 100-150. Затем начинаем переходить вправо по ходу ближе к левому краю ледопада, где открывается путь по лавинному выносу в виде небольшого треугольника. Подход к «треугольнику» простреливается осколками льда и начавшими подтаивать камнями с ледяного барьера левее по ходу. Участок проходим быстро по одному, постоянно наблюдая за склоном. Чистое ходовое время до выхода на «треугольник» — 1 час 30 минут.



Пройдя снежник, выходим на хорошее ледовое поле, по которому смещаемся к центру ледопада метров на 100, потом опять идем вверх, лавируя между гигантскими разломами, и снова постепенно смещаемся вправо (по ходу). Еще через 1,5 часа подъема выходим в зону сплошных разрывов. Смещение к центру ледопада приводит в зону сплошного ледяного крошева, где пришлось бы преодолевать сложным лазанием бесконечные барьеры трещин. Снова возвращаемся к левому краю ледопада и здесь с трудом находим проход. Отсюда поднимаемся по второму лавинному выносу и снова попадаем в зону гигантских трещин. Они пересекают ледопад из края в край. Лавируя по узким ледяным мостам, упираемся в широкий разлом глубиной метров 15-20.

Находим место, где по ледяному мосту можно добраться до противоположного, поднятого края разлома. Здесь вырубаем ступени и на двойной страховке выпускаем одного участника без рюкзака, который при помощи ледяного молотка, ледоруба и ледобурных крючьев осуществляет подъем по отвесной ледяной стенке, выходит на противоположный край разлома и готовит страховку для подъема остальных.

По навешенным перилам с верхней страховкой поднимаются остальные участники (фото 16). Рюкзак первого поднимают отдельно.



В это время поднявшаяся наверх связка начинает дальнейший поиск пути подъема, который проходит, как и раньше, вблизи левого края ледопада. Снова лавируем между трещин, поднимаясь на всё новые и новые ступени. В верхней трети поверхность ледопада покрыта слоем свежего снега — следы двухдневной непогоды.

Наконец 600-метровый ледопад Райгородского остается позади. Выходим на край гигантского верхнего плато. Весь подъем по ледопаду занял около 6 часов. Впереди видна седловина перевала Утрен (3Б), вправоуходит плавными ступенями ледник Райгородского, над ним высится заснеженная громада пика Скалистый (5621 м) — высшей вершины Матчинского горного узла (фото 17). На его плече в хребте Карабель нам предстоит пройти перевал Довгулевич (3А, 4800 м).



Вверху ледопада устраиваем отдых и обед с горячим чаем. Здесь неподалеку на южном склоне красноватой осыпи можно найти место для палаток. У нас еще есть время продолжать подъем по леднику. С места стоянки уходим на центр ледника, где он открыт и трещин нет, подходим к подъему по снежнику крутизной 25-30° и с хорошим набором высоты поднимаемся вверх.

Через два перехода становимся на ночлег. Место для палаток вытаптываем на заснеженном склоне.

10 августа. Подъем продолжаем по ледовому полю, засыпанному снегом, примерно по центру ледника, изобилующего глубокими трещинами и разломами, присыпанными свежим снегом. Движение в связках. Переход трещин по довольно прочным мосткам из старого снега с попеременной страховкой.

Справа по ходу оставляем две ступени ледопада серого цвета. Еще одна зона гигантских трещин, присыпанных снегом — и подъем приводит на широкое фирновое плато. Уже близка стена хребта Карабель. Перевал Довгулевич в хребте левее по ходу, хорошо видны три седловины, с которых спускаются вниз крутые диагонали снежников (фото 23). Подход к нему перекрыт скальной грядой с висящим на ней небольшим ледопадом.

Скальную гряду обходим справа по ходу и по леднику зигзагами вдоль трещин подходим к большому разлому. Разлом преодолеваем по прочному снежному мосту по навешенным перилам и вскоре выходим в предперевальный цирк перевала Довгулевич.

Погода снова портится, идет снег. Преодоление засыпанных снегом разломов отняло много сил, поэтому решаем остановиться на ночлег. Высота около 4500 м.

11 августа. Утром температура упала до −6°С. Но погода ясная, солнце. Начинаем подъем.





Перевальный взлет перевала Довгулевич представляет собой крутую скальную перемычку высотой 300-350 м. В трех местах перемычка прорезана понижениями, от них до поверхности ледника падают крутые снежники 200-220 м высоты, прорезанные вертикально крупными бороздами-желобами. В них скатываются камни и небольшие лавины. Внизу снежники подрезаны глубоким, кое-где присыпанным лавинным снегом бергшрундом. Крутизна склона выше бергшрунда 50-55°, ниже — 35-40°.



Поднимаемся к средней седловине. Преодолеваем бергшрунд и начинаем подъем прямо вверх по снежному ребру между желобами. Снег прочный, глубокий. Это дает возможность не придерживаться обычной тактики траверсов на скальные выходы. Поднимаясь прямо вверх, доходим до участка снежника, где под снегом начинает ощущаться лед. Навешиваем перила и коротким траверсом по вырубленным ступеням переходим на левые (по ходу) разрушенные крутые скалы. Продолжаем подъем в связках, поднимаясь по гребню сильно разрушенного скального контрфорса.



Через 150-200 м подъема первая связка навешивает 60 м перил. Подъем на перевальную седловину также по перилам с левых (по ходу) скал через снежный карниз (фото 24).



Перевальная седловина представляет собой небольшую скально-осыпную гряду, с нависающим в сторону ледника Райгородского довольно мощным снежным карнизом. Посреди перевальной седловины возвышается скальный пичок, где расположен тур.

На прохождение перевального взлета потрачено 4 часа.



Спуск с перевала Довгулевич проходит прямо по центру снежно-ледового, расширяющегося к низу склона крутизной до 45°. Навешиваем две перильные веревки по 60 м. Для их закрепления используем специально изготовленные для этого оставляемые снежные крючья (фото 26). Последний участник спускается по сдвоенной веревке с последующим продергиванием ее через оставляемый карабин. Через 100 м склон становится положе. Миновав небольшой, засыпанный снегом бергшрунд, сбегаем на поверхность ледника Довгулевич. Надо отметить, что в обычные, малоснежные годы на участке спуска с перевала Довгулевич открыта крупнокаменистая осыпь, и подобной работы с веревками не требуется.



Дальнейший спуск проходит по центру довольно пологого ледника, открытого и без существенных трещин. В средней своей части ледник напоминает плохо вспаханное поле, среди борозд текут многочисленные ручьи. Левым берегом самого крупного из них выходим в область подтаявших наклонных невысоких ледовых столбиков — кальгоспор (за время похода мы видели их только на леднике Довгулевич). Отсюда, придерживаясь ручья, спускаемся на закрытую плоскими рыжими камнями нижнюю часть ледника. Дальше спуск по моренам, придерживаясь все время левой стороны ледника. Там, где поток увеличивает угол наклона и низвергается в долину Кшемыш, уходим влево на бараньи лбы, заросшие травой. С них есть хороший спуск, сначала по травянистому склону, затем по небольшим скальным полочкам на сыпуху, заросшую травой (фото 28) и к языку ледника Кшемыш.



Спуск с перевала в долину реки Кшемыш занял 6 часов.


ПЕРЕВАЛ КИРОКСАН

Категория сложности — 1Б.
Высота — 4300 м.
Осыпной, соединяет ущелье Кшемыш и ущелье реки Джиптык.
Участок прохождения от языка ледника Кшемыш до ледника Щуровского.
Схема прохождения, подъем и спуск.

13 августа. Перевал Кироксан расположен в северном отроге Туркестанского хребта — хребте Коктебль, севернее вершины Кироксан (4900 м). Его ущелье расположено напротив места дневки у языка ледника Кшемыш.



С места стоянки поднимаемся вверх по леднику Кшемыш и переходим на левый берег вырывающегося из-под ледника потока. Подъем начинаем вдоль ручья, стекающего с ледника Кироксан.



Идем по осыпи коричневого цвета крутизной местами до 35°. Через 2,5 часа подъема выходим на закрытый моренными нагромождениями ледник. Здесь несколько ровных, защищенных от ветра площадок. Потом по поверхностной морене крутизной 30° выходим на пологое течение ледника. Отсюда хорошо видна осыпная седловина перевала. Продолжаем движение по валу поверхностной морены и через 1 час 15 минут подходим под осыпной взлет перевала.



По мелкой и средней осыпи (местами «живой») серпантином поднимаемся на седловину перевала. Крутизна до 35°. Снежник с обрывом закрывает выход на перевал. Его обходим справа по ходу по крутой сыпучей осыпи и выходим на перевал Кироксан. Подъем от ледника занял 1 час, набор высоты — 220 м.

С перевала прямо вниз с почти постоянной крутизной ведет мелкая и средняя подвижная осыпь. По «живой» осыпи съезжаем вниз метров на 350. Затем уходим влево вниз траверсом. Перейдя широкую промоину в травянисто-осыпном склоне, уходим серпантином прямо вниз.



Здесь, на правобережной морене ледника Щуровского — ночевки.

Спуск с перевала до ледника занял 2 часа чистого ходового времени. Потеря высоты 950 м.




ПЕРЕВАЛ ОПТЭ

Категория сложности — 3А*.
Высота — 4250 м.
Снежно-скально-ледовый, соединяет ледник Щуровского (долина реки Джиптык) и ледник Скачкова (приток Зеравшанского ледника).
Участок перехода от языка ледника Щуровского до устья ледника Мир-Амин.
Схема прохождения, подъем и спуск.

14 августа. С места стоянки в кармане левобережной морены ледника Щуровского выходим по плохой, местами обвалившейся тропе на левобережной морене. Вскоре находим спуск с высокой морены (камнеопасно!) на довольно пологий язык ледника, по поверхностным моренам которого продолжаем движение вверх, где за небольшим скальным отрогом расположен цирк перевала ОПТЭ. К началу подъема в цирк приходим через 2,5 часа чистого ходового времени.

В цирк перевала ОПТЭ можно подняться, придерживаясь левого края стекающего с него ледника (фото 33).



По леднику, покрытому снегом, преодолевая подъем до 30-35°, через 1,5 часа подходим к взлету на перевал ОПТЭ (фото 35). Слева по ходу остается ледопадная часть, справа тянется снежно-скальный гребень мыса.



Перевал ОПТЭ расположен в Туркестанском хребте в перемычке между пиком Южный и Щуровского Западный, он представляет собой скальную стенку высотой около 200 м. Снизу к стенке ведет крутой 40-метровый ледовый склон, подрезанный внизу мощным бергшрундом. Верхние 40-60 метров скальной стены почти отвесны (80°), и скалы здесь сильно разрушены. Завершается стенка мощным снежно-ледовым карнизом, нависающим над скалами.



Влево от центра перевального взлета бергшрунд забит льдом и снегом, здесь проходим бергшрунд, навешиваем перильную веревку и начинаем подъем по крутому (40-45°) ледовому склону до скал. Отсюда, используя скальные полочки, начинаем подъем вверх.



Первая связка с попеременной страховкой, ведущий без рюкзака. Остальные — по навешенным перильным веревкам. Через 50 метров подъема есть подобие полки, на которой могут собраться 3-4 человека. Продолжаем дальнейший подъем вертикально вверх, завешивая вертикальные перила, и через 60 метров выходим на верх небольшого контрфорса, откуда открывается вид на заключительный отрезок вертикальных скал длиной 50-60 м. На контрфорсе организовываем перильную страховку, чтобы удобнее было уклоняться от возможных падающих камней, и по одному по навешенным вертикальным перилам поднимаемся по сильно разрушенным скалам на снежник под перевалом.



Короткий траверс по льду со снегом влево, затем 20 м по глубокому снегу крутизной 40° приводит под нависающий снежно-ледовый карниз толщиной около 3 метров.





Карниз проходим там, где часть его обвалилась, используя ледобурные крючья как искусственные точки опоры. После выхода первого участника организуем верхнюю страховку.



Рюкзаки первого и последнего участников поднимаем отдельно. На преодоление скальной стены затрачено 8 часов времени. Много времени ушло на преодоление начального участка крутого льда. Здесь оптимальнее было бы обработать бергшрунд чуть правее и подняться до скал по снежнику.

Седловина перевала ОПТЭ представляет собой широкое снежно-скальное понижение длиной 100-150 м. Слева по ходу небольшие выходы скал, где есть места для установки палаток.



Воды нет. Тур — на скалках. На них и останавливаемся на ночевку.

15 августа. Спуск с перевала ОПТЭ на ледник Скачкова простой и пологий, почти лыжный. Продолжаем дальнейшее движение вниз, придерживаясь левого края ледника, обходя видные из-под снега участки поперечных трещин. Спускаемся мимо двух легко обходимых ступеней ледопада, выходим на центр ледника Скачкова и продолжаем дальнейший спуск к Зеравшанскому леднику, обходя «болота» — участки разлившейся под снегом талой воды. По фирновому полю выходим в устье ледника Скачкова, откуда по левобережным моренам спускаемся к Зеравшанскому леднику.



По центру Зеравшанского ледника идет удобная поверхностная морена — «шоссе». Используя это «шоссе», доходим до устья ледника Мир-Амин, впадающего в Зеравшанский справа. здесь организуем базовый лагерь.


ПЕРЕВАЛ МИР-АМИН (ПЕРВОПРОХОЖДЕНИЕ)

Категория сложности — 2Б-3А.
Высота — 4500 м.
Скально-ледовый, соединяет верховья ледника Мир-Амин с ледником Зеравшанским.
Участок прохождения от ледника Зеравшанский до начала подъема к перевалу Матча-II.
Схема прохождения, подъем и спуск.

16 августа. Из базового лагеря на срединной морене ледника Зеравшанский решили провести разведку ледника Мир-Амин. Необходимость разведочного выхода была вызвана недостаточностью и нечеткостью информации, так как ледник Мир-Амин туристами не посещался.

Вечером 15 августа из базового лагеря на морене удалось связаться по радио с группой альпинистов из Алма-Аты (их базовый лагерь был рядом), совершающих в это время восхождение на пик Щуровского. Переданная ими по памяти информация (связь была в 21:00, когда стемнело) о намечаемом районе первопрохождения носила неблагоприятный (и как выяснилось позже — преувеличенный) характер.

Было решено путем разведки оценить возможность первопрохождения в намеченном районе и попутно сделать обследование верхней части ледника Мир-Амин. По просьбе МКК Белорусского республиканского совета во время разведывательного выхода была оценена возможность прохождения новых перевалов с ледника Мир-Амин на ледник Кшемыш и с ледника Мир-Амин на ледник Скачкова. К 20:00 разведка возвратилась в базовый лагерь.

17 августа. После отдыха в 12:00 выходим к правому краю ледника Зеравшанского, направляясь к месту впадения в него впадения в него ледника Мир-Амин. Ледник Мир-Амин в месте своего впадения зажат крутыми высокими стенами безымянной вершины справа и отрогами вершины Обрыв (4900 м) слева. Его довольно широкое устье круто обрывается вниз к Зеравшанскому леднику 250-метровым ледопадом. С середины Зеравшанского ледника этот ледопад смотрится довольно мирно (фото 43) и как ледопад не воспринимается. Видимо, поэтому он не обозначен на известных нам картах-схемах. В самом же деле подъем по ледопаду без рюкзаков во время разведки у акклиматизированной и «видавшей ледопады» группы занял более двух часов.



Подъем по ледопаду начинаем с левого края от контрфорса, отходящего от вершины Обрыв. Затем смещаемся к центру ледопада, где видны следы поверхностных морен (темные полосы на фото 43). В верхней трети ледопада постепенно смещаемся влево по ходу, где разрывы льда не так часты и, попетляв серпантином мужду трещинами, выходим на некрутой 20-25° снежник у стен бокового отрога. При выходе на верх ледопада необходимо взять влево по ходу к правобережным скалам, но не приближаться к ним на 50-70 метров — трещины, забитые снегом.



Время на прохождение ледопада — 3 часа. Набор высоты — 250 м. Следует предостеречь от попыток подъема и спуска в правой части ледопада: здесь он непроходим из-за огромных разрывов, отсутствия снежных мостиков и сплошных полей. В левой же части, вдоль склонов вершины Обрыв, подъем хотя и сложный, но видимо возможный.



После выхода на верх ледопада ледник Мир-Амин выполаживается до 15°, его поверхность изобилует трещинами диагонального направления (из-за поворотов ледника). Встречаются большие участки разлившейся под снегом воды. Постепенно переходим в левую часть ледника под склоны левого отрога, внизу которых есть плотные некрупные снежники. По ним и продолжаем движение до подъема на среднее плато ледника. Это в 2-2,5 километрах от верха ледопада.



Здесь ледник сжат боковыми контрфорсами и имеет крутизну до 35°. Высота подъема на среднее плато ледника Мир-Амин — 60-80 метров. Подъем проводим по центру, обходя небольшие, забитые снегом трещины. Среднее плато также пологое, до 15°. Здесь ледник как бы расширяется, и в правобережном отроге появляется понижение (фото 75). Это и есть предполагаемый перевал с ледника Мир-Амин на ледник Скачкова. За ним севернее вздымаются стены пика Щуровского. На среднем плато также есть трещины. Продолжаем путь по снежникам вдоль левобережного отрога.





Впереди на севере виден еще один взлет ледника, разорванный многочисленными трещинами. Это подъем на третье, верхнее плато ледника Мир-Амин. Не доходя около 0,7 км до этого подъема, становимся лагерем на покрытой глубоким снегом поверхности ледника.



Наш дальнейший путь — вправо по ходу. Здесь в левобережном отроге, в перемычке скального гребня возможно прохождение нескольких вариантов перевала с ледника Мир-Амин в верховья Верхне-Зеравшанского ледника (фото 60).



Ближе к вершине Цитадель, слева есть широкий снежник крутизной до 45°, выводящий наверх перемычки. Такой же крутой снежник есть и с обратной стороны (фото 61).



Еще левее расположен изрезанный контрфорсами скальный участок отрога. Здесь возможно прохождение перевала 2Б-3А категории сложности. Еще левее отрог прорезан двумя узкими кулуарами (тоже возможно прохождение, сложность около 3А) (фото 60). Дальше влево отрог повышается и переходит в вершинный гребень вершины топографа Петрова (5025 м).

К сожалению, из-за неисправности фотоаппарата «Горизонт» сохранилась только часть отснятого фотоматериала на леднике Мир-Амин (съемка «Горизонтом» подстраховывалась «Зенитом»).

18 августа. Подъем решаем провести по скалам контрфорса, так как на казалось бы более простом снежном склоне справа у вершины под снегом встречаются участки льда (фото 47).



Группа была готова к подъему и по ледовому склону (большой запас ледобурных крючьев, ледовые молотки, кошки), но более оптимальным в данных условиях был скальный вариант, что и подтвердилось при прохождении. В случае же менее интенсивного таяния снега, вариант подъема по глубокому снежнику, видимо, будет иметь преимущество перед скальным вариантом. При спуске по снежнику на Верхне-Зеравшанский ледник следует держаться правее у скал, так как со склонов вершины слева постоянно падают камни (фото 59).



По некрутому снежнику, пройдя забитый снегом бергшрунд, начинаем подъем по хорошим крепким скалам средней сложности, крутизной до 45°.



В первой половине подъема характер скал похож на подъем по скалам с ледника Кшемыш на перевал Щуровского. Выше же скалы становятся более разрушенными, сыпучими, а выход на перевальный гребень осуществляется уже по участкам мелкокаменистых осыпей между нагромождений камней.



Подъем на перевал Мир-Амин осуществлялся связками с попеременной крючьевой страховкой. На подъеме большое количество хороших зацепов, трещин, но также и изобилие лежащих на полках всевозможных мелких камней, что задерживает подъем. В последней трети подъема склон выполаживается до 25°, осыпи.

На первальном гребне кое-где невысокий снежный карниз. Перевальная седловина не ярко выражена: широкий скально-осыпной гребень. Есть места для палаток. С перевала открывается вид на Верхне-Зеравшанский ледник, перевалы Верхне-Зеравшанский (4400 м) и Матча-II. Складываем хороший большой тур, оставляем записку о первопрохождении и начинаем готовиться к спуску. Весь подъем по скалам занял 2,5 часа. Набор высоты от начала снежника 250-300 метров.









Спуск начинаем прямо вниз по осыпи.



Через 75 метров выходим на разрушенные скалы. Здесь завешиваем 60 метров 10-миллиметровой веревки. Спуск осуществляется по перилам с помощью тормозных устройств (типа «рогатки»). Для страховки используется схватывающий узел (фото 56).



Ниже скалы становятся более прочными. Завешиваем еще одну перильную 60-метровую веревку. Спуск «по-спортивному» на схватывающем. При спуске после прохождения первой веревки постепенно смещаемся влево по диагонали в сторону виднеющегося внизу снежника. Крутизна снежника около 40°, метрах в 25 от верха — глубокий бергшрунд, проходится по смерзшемуся снежному мостику. Ниже бергшрунда склон выполаживается и выходит на ровную поверхность Верхне-Зеравшанского ледника. Потеря высоты — 300 метров, время спуска — 2 часа.

Дальнейший спуск проходит в направлении хорошо видимой седловины Верхне-Зеравшанского перевала и совпадает с путем спуска с него. Через 1,5 км начинают встречаться трещины. Здесь необходимо искать спуск вниз, лавируя между разрывоа небольшого ледопада (фото 83). Спускаемся вниз, уходим по леднику в сторону перевала Матча-II и через 2,5 часа пути останавливаемся на морене у начала подъема на перевал Матча-II.

Сложность перевала Мир-Амин без учета ледопада, по нашему мнению, соответствует 2Б категории (если его проходить со стороны не пройденного пока перевала ледника Скачкова на ледник Верхне-Зеравшанский).

При прохождении его снизу через ледопад сложность перевала, по нашему мнению, будет соответствовать 3А категории.


ПЕРЕВАЛ МАТЧА-II

Категория сложности — 2Б.
Высота — 4300 м
Ледово-скально-осыпной, соединяет верховья ледника Зеравшанский с ледником Герез (бассейн реки Ак-Терек)..
Участок перехода от ледника Зеравшанский до кишлака Кан.
Схема прохождения, подъем и спуск.

19 августа. Подъем к перевалу Матча-II начинаем по снежнику слева от перевального взлета, представляющего собой крутой осыпной склон крутизной 30-40° и длиной 400-500 м.



Снег скован морозом, поэтому идти легко, через 150 м подъема крутизна снежника увеличивается до 35°. Идем, используя вытаявшие углубления и лежащие в снегу камни. Еще через 100 метров подъема переходим на осыпь. По осыпи серпантином идет тропа. Подъем на осыпной склон физически тяжел: шаг вперед — пол-шага сползания назад.

Еще 250 метров подъема — и выход на широкую скально-осыпную седловину перевала. Тур на скалах в центре. На перевале возможна установка нескольких палаток. Воды нет.



С перевала открывается вид на поворот Зеравшанского ледника (фото 64) и вид на ущелье реки Ак-Терек, за которым высятся вершины масссива Ак-Терек.





Спуск начинаем прямо от тура вниз. Здесь на скальном выходе при помощи петли из репшнура закрепляем перильную веревку и по одному начинаем спуск «по-спортивному» со страховкой схватывающим узлом. Скалы сильно разрушены, на них масса щебня и обломочного материала. Первому приходится чистить склон от ненадежно лежащих камней.



Через 50 метров спуска попадаем на довольно широкий скально-осыпной балкон. Отсюда еще 10 метров крутых скал приводят к относительно безопасному убежищу, где можно подождать спускающихся по веревке. Собравшись здесь, в пункте промежуточной страховки, опять налаживаем перильное охранение и по веревке продолжаем спуск до начала крутого (45°) снежного склона. Общее направление спуска — вниз влево. Здесь организуем страховку: связанные репшнуром три горизонтальных скальных крюка с навешенным кольцом из репшнура. Спуск по снежному склону по перилам со «схватывающим». На снежном склоне организуем еще один пункт промежуточной страховки, откуда продолжаем дальнейший спуск вниз по линии падения воды. На склоне глубокий снег, однако внизу весь склон подрезан бергшрундом, верхний край которого образует как бы гигантский трамплин высотой 6-8 метров. К тому же бергшрунд уходит вглубь еще метров на 20. Сверху вся эта обстановка не видна, настораживают только хорошо видимые бергшрунды по всему склону правее (фото 69). Проводим разведку прямо вниз и решаем пройти бергшрунд в левом его краю, где есть снежный мостик. Одна связка с попеременной страховкой через ледоруб траверсирует склон влево и навешивает перила. Отсюда еще 40 метров перил через непрочный снежный мостик — и мы выходим на пологую часть ледника под бергшрундом.



Дальнейший спуск по покрытым глубоким снегом склонам с общим направлением на левобережную морену ледника Герез.

Через 1,2 часа спуска по поверхности ледника и левобережным моренам выходим в карман ледника, где расположилось моренное озеро. Здесь, у озера, останавливаемся на ночлег.



20 августа. От моренного озера спускаемся вниз на тропу, идущую правым берегом потока реки Ак-Терек. Искать надо тропу, идущую возле самой реки, так как тропы, идущие выше по склонам, менее удобны и временами пересекаются широкими осыпными кулуарами-промоинами.

До ущелья Утрен тропа идет правым берегом реки (на левом берегу также видна тропа) и пересекает многочисленные крупнокаменистые осыпи, что сильно снижает скорость движения. При выходе к ущелью Утрен тропа разбегается по склону. Держаться лучше нижней тропы, которая приводит через луга к мостику через бушующий поток Ак-Терека, на левом берегу кош.



Поток левобережного притока реки Утрен переходим по мосту в 1 км выше впадения в АК-Терек. Дальше идет хорошая конная тропа. На ночевку останавливаемся в устье реки с ледника Клюева на левом берегу Ак-Терека.

21 августа. Продолжаем путь левым берегом Ак-Терека. Левобережный приток — реку Нооджайляу и ее многочисленные рукава — переходим вброд с места впадения ее в Ак-Терек, где она широко разливается и не так глубока. Так же переходим многоводную Ала-Арчу. По совету местных жителей переправу через бушующий поток Ак-Терека лучше проводить в месте впадения реки Ала-Арча или дальше у впадения реки с ледника Армизан — Кульбаши.

Днем стоит сильная жара (до 50° на солнце), и нам приходится сделать перерыв. К месту переправы приходим вечером и решаем переждать до утра, когда воды в реке будет меньше.

22 августа. Необходимость переправы вызвана тем, что в четырех километрах ниже река Ак-Терек сжимается слева высоким скальным прижимом, через который нет дороги. Но переправа здесь через поток Ак-Терека при большой воде небезопасна. В районе же впадения реки Кульбаши, в 20 метрах выше, дно ущелья имеет небольшой наклон, а река Ак-Терек разбита на несколько рукавов, что позволяет по малой воде безопасно перейти их вброд.

Утром в 8:00, проведя предварительно разведку, быстро преодолеваем реку, став стенкой по-таджикски. Уровень воды в главном русле 70 см при сравнительно спокойном течении. Общее время переправы через все протоки — 20 минут.

Дальнейший путь до скального завала на реке Ак-Терек продолжаем по правому берегу. Часто приходится идти по воде разлившейся реки, чтобы не забираться на осыпные склоны. Через 7,5 км подходим к завалу. Через завал идет тропа. Спуск с завала также по хорошей тропе приводит в каньон Ак-Терека. Еще 8 км пути, и мы приходим в кишлак Зардалы.



Отсюда, отдохнув, уходим в кишлак Кан по хорошей конной тропе, вырубленной в каньонах реки Сох.





От кишлака Зардалы до кишлака Кан около 20 км пути. Вода есть на тропе, примерно через 1,5 км пути и дальше по дороге к кишлаку Кан напротив ущелья реки Калаймахмуд, где расположен сад и заброшенный кишлак. В остальных местах воды нет, реки текут в глубоких каньонах.

Тропу, вырубленную в скалах, лучше преодолеть засветло, после 2 часов хода тропа выходит на пологие склоны и террасы, где движение возможно по автомобильной дороге и в темноте. Останавливаемся на ночевку в 2,5 км от кишлака Кан.


ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

В установленные сроки группой пройден заявленный маршрут, выполнен весь объем запланированной общественно-полезной работы. Всего за поход пройдено 195 зачетных километров и преодолено 6 категорийных перевалов. Из них: 3А — 2, 2Б-3А — 1, 2Б — 1, 2А — 1, 1Б −1.

Перевал Мир-Амин, первопрохлждение которого совершено нашей группой, руководствуясь «Методикой оценки трудности перевалов», разработанной Гранильщиковым и др., в варианте прохождения с Зеравшанского ледника более соответствует 3А категории.

Пройденный маршрут представляет спортивный и познавательный интерес тем, что расширяет возможности такого уже достаточно хорошо освоенного района, как Матчинский горный узел. Большой интерес представляет проблема прохождения южных отрогов Туркестанского хребта, а также возможность прохождения проблемного перевала с ледника Мир-Амин на ледник Кшемыш. Прохождение этих перевалов усилит эмоциональную, спортивную и познавательную сторону сложных спортивных путешествий в этом районе.

Хотя по насыщенности препятствиями поход не превысил нормальную, эталонную «пятерку», необычные погодные условия августа 1983 года, работа по первопрохождению перевала Мир-Амин повысили психологическую и техническую сложность похода, сделали его более насыщенным.

Предусмотрительное планирование маршрута, наличие большого количества запасных вариантов дало возможность группе успешно выполнить намеченный план похода. Отступления от графика были продиктованы необходимостью соблюдения мер безопасности и пережиданием непогоды. Эти отступления были предусмотрены в заявочных материалах.

К недостаткам маршрута следует отнести длинный выход из района путешествия — от перевала Матча-II до кишлака Кан три дня пути пешком. Вариант с уходом на юг в Хоит мог быть короче по времени и так же познавателен, как и северный вариант.

В целом тактический план путешествия был правильный и оправдал себя. Группа с поставленными задачами справилась.

Рекомендуем продолжить работу по прохождению новых перевалов через южные отроги Туркестанского хребта и перевала на плечо вершин Кшемыш-баши с ледника Кшемыш на ледник Мир-Амин.


РАЗВЕДКА НОВЫХ ПЕРЕВАЛОВ

Во время посещения ледника Мир-Амин с целью разведки и прохождения перевала на ледник Верхне-Зеравшанский параллельно была выяснена возможность прохождения новых перевалов с ледника Мир-Амин на ледники Скачкова, Кшемыш и Щуровского.



Основываясь на собственных наблюдениях и сопоставлении материалов походов белорусских туристов под руководством Шабашова Е.Д. (1979 г., 5 к.с.) и Хасдана Л.С. (1980 г., 6 к.с.), мы пришли к следующим выводам:

  1. Несомненно, возможно пересечение южного бокового отрога Туркестанского хребта, разделяющего ледники Скачкова и Мир-Амин в средней его части, где есть логическое понижение между пиком Щуровского и вершиной 4824 м. Ориентировочная сложность перевала 2Б-3А, высота 4200-4300 м.
  2. Возможно прохождение нового проблемного перевала с ледника Мир-Амин на ледник Кшемыш в районе пика Мушкетова (5350 м) — вершины Узловая (5050 м) со спуском (или подъемом) по красивому сложному ледопаду на ледник Кшемыш в районе вершины Кшемыш-баши. Ледопад круто (40-45°) спадает с плеча вершины Кшемыш-баши (5290 м) и разделен скальным отрогом на два рукава (фото 85)



Более предпочтителен, видимо, подъем по левой (орогр.) части ледопада с возможным переходом в верхней его части на правую ветвь.

Ледник, спадающий ледопадом на север с плеча вершины Кшемыш-баши, является переметным, то есть стекает и на юг, обламываясь и падая с отвесной скальной стены перемычки между Кшемыш-баши и вершиной Узловая.



После подъема на плечо вершины Кшемыш-баши есть два варианта спуска. Первый — по отвесной стене на ледник Верхне-Зеравшанский (фото 83). Этот вариант предполагает сложный спуск по скальной стене высотой 300-400 м.



Второй вариант основывается на возможности прохода на ледник Мир-Амин через перевал в перемычке между вершинами Узловая и пиком Мушкетова (фото 83). Перемычка представляет собой скальный гребень с выделяющимися на нем жандармами. На фото хорошо просматривается идентичность силуэта гребня как с запада со стороны верхнего плато ледника Мир-Амин (фото 80), так и с востока со стороны переметного ледника (фото 83).



Спуск же на верхнее плато ледника Мир-Амин нами хорошо просмотрен и большой технической сложности не представляет (фото 81).



Дальнейший путь спуска по леднику Мир-Амин до ледника Зеравшанский описан в разделе ПЕРЕВАЛ МИР-АМИН (ПЕРВОПРОХОЖДЕНИЕ). По нашему мнению, второй вариант проще. Таким образом, открывается реальная возможность пересечения Туркестанского хребта в районе вершины Кшемыш-баши. Это будет один из самых красивых и сложных перевалов Матчинского горного узла.

Ориентировочная сложность этого перевала, с учетом двух ледопадов, будет равна 3А-3Б категории. Время прохождения перевала с ледника Кшемыш на ледник Мир-Амин до ледника Зеравшанский — 2-3 дня. Высота перевала около 4700-4800 м.

  1. Возможность прохождения перевала с ледника Мир-Амин на ледник Щуровского оценивается нами отрицательно, так как в верхней своей части ледник Мир-Амин имеет довольно большое, разорванное трещинами плато (фото 77а), ледяные массы которого постоянно рушатся со склонов Туркестанского хребта на север на ледник Щуровского.







Подъем и спуск по крутому (до 80°) скально-ледовому склону под нависающими, готовыми рухнуть в любой момент многотонными глыбами будет представлять чрезвычайную опасность и неоправданный риск.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Максимов Л.А. Матчинский горный узел. — М: ФиС, 1973.
  2. Максимов Л.А. Матчинские полигоны. — в кн. «Ветер странствий» выпуск 13. — М: ФиС, 1978. — стр.94-98.
  3. Кузнецов А.А. Горный узел Матча. — в кн. «Побежденные вершины», 1954-1957 выпуск 8. — М: Географиз, 1959. — стр.214-228.
  4. Андреев С. Туркестанский хребет. — в кн. «Побежденные вершины», 1968-1969 выпуск 12. — М: Мысль, 1972. — стр. 23-39.
  5. Ильичев Ю.Г. Отчет о путешествии по горному узлу Матча в августе 1973 г группы туристов г.Ростова-на-Дону.
  6. Шабашов Е.Л. Отчет о путешествии 5 к.с. по горному узлу Матча в августе 1979 г группы туристов г.Могилева.
  7. Хасдан Л.С. Отчет о путешествии 6 к.с. по горному узлу Матча в августе 1980 г группы туристов Белорусского республиканского совета по туризму и экскурсиям.

Группа пользовалась консультациями Л.Хасдана (г.Минск), А.Санчука (г.Могилев) и А.Морозова (г.Минск).